Слайд 2 Работа учителя музыки гимназии
Императора Александра II
Твердохлебовой Веры Павловны.
Проектная деятельность на
уроке музыки
Слайд 4Проект (от латинского projectus – брошенный вперед, выступающий вперед). Проектирование в
конце 20 века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. В России идеи проектного обучения возникли у русских педагогов в начале 20 века (С.Т.Шацкого, А.И.Зеленского). Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике. Современный проект – это средство активизации познавательной деятельности, развитие творческого мышления, исследовательских умений, навыков общения в коллективе.
Слайд 5Метод ученических исследовательских проектов в музыкальном образовании рассматривается как некая альтернатива
классно-урочной системе. В музыкальном образовании можно выделить проекты однопредметные, межпредметные, культурологические. Эти проекты можно классифицировать следующим образом:
- творческие проекты - подразумевают разработку и представление творческого продукта(фонохрестоматия музыкального материала); видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме; праздник, репортаж с «места событий» и т. д.
- игровые проекты, инсценировки музыкальных сказок, фрагментов опер, балетов, мюзиклов, виртуальные музыкальные путешествия по разным странам.
- информационные проекты - направлены на добывание информации о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего. Данные проекты могут быть интегрированы в более крупный проект, стать его частью.
Слайд 6Виды проектов в школе:
Монопредметный проект – проект в рамке
одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Слайд 8 Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем
в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.
Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и миминизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находим места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребностей экспериментировать, он реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях – и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих воэможностей, физических и интеллектуальных.
Слайд 9 Именно работа над проектом позволяет задумать
и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результатов работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т. п.)
Слайд 11Последовательность работы над проектом
Слайд 13Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
1.
Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.
Как же их разрешить? Предложим такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Слайд 15Преимущества проектной деятельности в школе:
1. В корне меняются отношения «учитель –
ученик»:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
Слайд 16P.S.
При создании проектов семиклассниками, на мой взгляд, полезны промежу- точные, этапные
работы рефератного вида:
- информационно-реферативные – на основе нескольких источников с целью освещения конкретной проблемы.
- проблемно-реферативные – на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему.
Темы проектов, предложенные авторами программы, интересны и дают простор для творчества. Стараюсь конкретизировать темы для детей, предла -гаю варианты проблемы:
«Жизнь дает для песни образы и звуки…» а) фольклор и песенное творчество композиторов-классиков ( собственное вокальное исполнение , записи великих исполнителей и ансамблей) б) жизнь и творчество любимого композитора – песня о родной земле, о своем народе ( М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чай- ковский, Г.Свиридов, .В.Рахманинов…) .
Тема « Есть ли у симфонии будущее?» требует опыта знакомства с симфони- ями русских и зарубежных композиторов, а углубление и обобщение этого материала идет во 2 полугодии и, чтобы подвести к идее, что главным героем всех симфоний является человек с его мыслями и чувствами, лучше порекомен- довать эту тему более реактивным и способным к анализу ребятам.
А тему « Музыкальный театр: прошлое и настоящее» можно взять в работу уже в конце 1ой, во 2 четверти для неторопливых и вдумчивых.
Слайд 17 Предлагаю несколько тем, успешно раскрытых ребятами 7-ых классов в
своих проектах:
Героическая тема в русской музыке.
Музыка «серьезная» и «легкая». Проблемы, суждения, мнения.
Бардовская песня – голос народа.
Что значит ХИТ ?
Музыка в огне войны.
Памяти Уитни Хьюстон . – яркая работа М.Маликовой (2012\13уч.г)
Классика на мобильных телефонах.
Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве и литературе.
Музыка народов мира.
В помощь кабинету музыки выполнена работа для уроков в 5 классе.
Тема «Вторая жизнь песни».
Слайд 20Николай Андреевич Римский-Корсаков