Слайд 1Обряды и обычаи в творчестве русских композиторов
Дела давно минувших дней,
Преданья старины
глубокой
А.Пушкин
Слайд 2Старинная русская свадьба
Один из самых красивых обрядов. Представляет собой сложную цепь
торжественных церемоний.
«Свадебная игра» как театрализованное действо проходила несколько дней, а иногда и недель. Подразделялась она на две части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и проходила она в доме невесты.
Слайд 3Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме жениха
сразу после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками и катанием на лошадях, посещение родных.
Слайд 4Вопросы
Послушай русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» и
песню М.Матвеева на те же слова в исполнении Ж.Бичевской. Чем они отличаются друг от друга? Как их трактует исполнительница?
Как в них передан диалог матери и дочери? В какой из них преобладает эпический характер, а в какой – драматический?
Какая из двух песен создает драматическое столкновение двух душевных состояний?
Слайд 5Песня в свадебном обряде
В старину замужество означало для девушки конец вольной
жизни и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами и причетами, причитаниями. Невеста должна была плакать и причитать даже если она шла замуж по любви или взаимному согласию. А плакала и причитала невеста для того чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они «вскормили и вспоили» ее.
Слайд 6Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, на то, что
она без сожаления покидает отчий дом.
Особую красоту народным песням придают слова, обращенные к природе: девушка сравнивается с лебедушкой, утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом.
Слайд 7Как море стоит не всколыхнется – так девушка-невеста сидит не улыбнется;
как утушка горюет, с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
Слайд 8Вопросы
Послушай песни «Ты река ль моя реченька», «На море утушка купалася».
Какие особенности народной песни помогли неизвестному композитору создать образ светлой грусти, печали, нежности, задушевности?
Слайд 9Сцены свадьбы в операх русских композиторов
Композиторы часто обращались в своих операх
к пеням красочного свадебного обряда. Так М.Мусоргский в опере «Хованщина» использовал подлинную русскую свадебную величальную песню. М.Глинка в опере «Иван Сусанин» (Жизнь за царя) сочинил музыку в духе народных песен.
Слайд 10М.Глинка «Иван Сусанин»
Хор «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» несет в
себе свет, безмятежность, оттеняя самый драматичный момент оперы. Увели враги отца Антониды – Ивана Сусанина. Не вернется он больше в родимый дом. И в ответ на слова подружек она поет свою песню-романс «Не о том, скорблю подруженьки». Задушевные, простые интонации русской песни-причитания раскрывают душевноую боль героини об отце.
Слайд 11Вопросы
Почему песню-романс Антониды можно сравнить с народной песней?
Сравните хор «Разгулялися, разливалась»
из оперы «Иван Сусанин» с хором из оперы «Хованщина» «Плывет, плывет лебедушка», что в них общего?