Презентация, доклад по музыке на тему Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Песни, звавшие на подвиг. 6 класс

Содержание

Песни были необходимы солдатам на войне. А в минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. В решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок,

Слайд 1Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.
Песни,

звавшие на подвиг.
Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Песни, звавшие на подвиг.

Слайд 3Песни были необходимы солдатам на войне.
А в минуты отдыха песня

позволяла расслабиться, сделать передышку.
В решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.
Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.
Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие.
Песни были необходимы солдатам на войне. А в минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. В решительные

Слайд 4Пословицы и поговорки
о фронтовых песнях
«Без Песни на войне труднее в

двойне»

«Идёшь в поход – запасайся песнями»

«С песней в бой идёшь – не пропадёшь»

«Песня и частушка нужны, как снаряд и пушка»

«Песня – солдатские крылья»
Пословицы и поговорки о фронтовых песнях«Без Песни на войне труднее в двойне»«Идёшь в поход – запасайся песнями»«С

Слайд 5Жизнь песни на войне
Многие герои ВОВ, совершившие бессмертные подвиги, были, как

правило, горячими приверженцами народной песни. Однажды после боя агитатор саперного подразделение лейтенант Камнев рассказал о великом русском писателе М. Горьком. Затем прочитал рассказ «Как сложили песню». После беседы один из бойцов сказал:
А может и мы так песню сложим?
Песни сочинять не всякому дано, - заметил минёр Дергачёв.
А давайте попробуем, - не успокаивался боец. – Посмотрим, что вокруг нас, и про это споём.
Всех заинтересовала эта идея.
Жизнь песни на войнеМногие герои ВОВ, совершившие бессмертные подвиги, были, как правило, горячими приверженцами народной песни. Однажды

Слайд 6Жанры фронтовых песен

Жанры фронтовых песен

Слайд 7В этих песнях незримо присутствует воин-патриот, идущий к победе и призывающий

к ней своих соратников по борьбе. Такие песни действовали на бойцов зажигающее.
Они воспринимались как священный зов матери-Родины, как голос Отечества и народа.
Солдаты активно подхватывали и исполняли походно-боевые и маршевые песни.

Походно-боевые и маршевые песни на фронтовых рубежах обладали большой и властной силой.
Они способны были в момент ожесточенного огня противника поднять нашего бойца с земли и повести его в атаку.
Своей интонацией и ритмом они передают печатание солдатского шага.

В этих песнях незримо присутствует воин-патриот, идущий к победе и призывающий к ней своих соратников по борьбе.

Слайд 8Марш Батурлинского полка (Старинныий марш)
Марш Печерского полка (Старинныий марш)
Марш Преображенского полка

(Старинныий марш)
Скобелев (Старинныий марш)
Гренадер (Старинныий марш)
Марш Лейб Гвардии Измаийловского полка (Муз.: Е. Аксенов)
Авиамарш (Муз.: Ю. Хайта Сл.: П. Герман)

Прощание славянки (Муз.: В. Агапкин Сл.: Л. Дунаев)
Нам нужна одна победа (Муз.: Б. Окуджава Сл.: С. Райхштейн)
День Победы (Муз.: Д. Тухманов Сл.: В. Харитонов)
Марш танкистов (Муз.: С. Чернецкий)
Марш 9 мая (Муз.: В. Волков)
Мы из Ельца (Муз.: В. Фомичев)
Марш гвардейцев-минометчиков (Муз.: С. Чернецкий)
Гусарский марш (Муз.: А. Петров Сл.: Г. Пучков)

В первые дни Великой Отечественной войны было написано более 100 песен. Самой известной стала песня «Священная война» композитора Александра Васильевича Александрова на стихи поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача.

Марш Батурлинского полка (Старинныий марш)	Марш Печерского полка (Старинныий марш)	Марш Преображенского полка (Старинныий марш)	Скобелев (Старинныий марш)Гренадер (Старинныий марш)Марш

Слайд 9Когда звучала песня, все встали в едином порыве, умолкли голоса. С

первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слёзы. Так начался путь песни, славный и долгий путь.
Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы.
Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио.

Песня «Священная война» впервые прозвучала 27 июля 1941 года на Белорусском вокзале, провожая многочисленные эшелоны с бойцами на фронт.
Музыка с призывным звучанием, с интонацией клича, мужественного зова вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага.

Прослушайте произведение и ответьте на вопрос.

Ребята, какие чувства у вас вызывает эта песня?

Алекса́ндр Васи́льевич Алекса́ндров
1 (13) апреля 1883г.
- 8 июля 1946г.

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч
27 июля (8 августа) 1898г. - 20 февраля 1949г.

Когда звучала песня, все встали в едином порыве, умолкли голоса. С первых же тактов песня захватила бойцов.

Слайд 10«Священная война»
Музыка А.В. Александров Стихи В. Лебедев-Кумач

1 Вставай страна огромная,
Вставай на

смертный бой.
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Припев 2 раза:
Пусть ярость благородная,
Вскипает как волна,
Идет война народная,
Священная война.

2 Дадим отпор душителям,
Всех пламенных идей,
Насильникам грабителям,
Мучителям людей.

Припев:
3 Не смеют крылья черные,
Над Родиной летать,
Поля ее просторные,
Не смеет враг топтать.

Припев:
4 Гнилой фашистской нечисти,
Загоним пулю в лоб,
Отродью человечества,
Сколотим крепкий гроб.
Припев 2 раза
«Священная война»Музыка А.В. Александров Стихи В. Лебедев-Кумач1 Вставай страна огромная,Вставай на смертный бой.С фашистской силой темною,С проклятою

Слайд 11Песня "Священная война", ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана

сразу же после её начала поэтом Василием Иванович Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым.
В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой "Вставай, страна огромная!" были опубликованы в газетах "Известия" и "Красная звезда", и с тех пор стали звучать по радио регулярно.
Песня

Слайд 12Песни о героях были исключительно популярны в солдатской среде. Воины, побывавшие

в боях, знают цену подвигу и героизму. Песня о герое – это художественный рассказ, повествование, воплощенное в определенном, хорошо развитом сюжете; выражение личного, заинтересованного отношения автора к данному подвигу и герою. Излагая боевой путь, они называют места наиболее памятных боев и походов, а также имена прославленных героев. Песни о героях и подвигах представляют ценность прежде всего в историческом плане – как своего рода документ и источник необходимых сведений и фактов.

Эпическая песня как нельзя лучше подходила: ее можно тихо петь и у костра, и в землянке. Именно такой патриотической, суровой, величественной, соответствующей характеру народных мстителей и получилась замечательная песня композитора Е. Жарковского, на стихи К. Ваншенкина «Женька».

Песни о героях были исключительно популярны в солдатской среде. Воины, побывавшие в боях, знают цену подвигу и

Слайд 13«Баллада о солдате» Слова М. Матусовского
«На поле танки грохотали...»
«Песня артиллеристов»

Слова В. Гусева
«Баллада о маленьком человеке» Слова Р. Рождественского
«На безымянной высоте» Слова М. Матусовского
«Нам нужна одна победа» Слова Б. Окуджавы
«Песня о герое» муз. Константин Листов cл. Сергей Островой 1946г.
«Баллада о не известном матросе» муз. Юрий Чичков сл. Леонард Кондрашенко
«Алёша» муз. Эдуард Колмановский сл. Константин Ваншенкин
«Орлёнок» муз. Виктор Белый сл. Яков Шведов
«Брестский трубач» муз. Владимир Рубин сл. Борис Дубровин
«Не только мальчишки» (Песня о Ларе Михеенко) муз. Дмитрия Кабалевского сл. Виктора Викторова
«Баллада о солдате»  Слова М. Матусовского«На поле танки грохотали...»«Песня артиллеристов» Слова В. Гусева«Баллада о маленьком человеке»

Слайд 14Все мы любим девушку «Катюшу»,
Любо слышать, как она поет.
Из врага выматывает

душу,
А друзьям отвагу придает.

Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для стихов, песен шуток и смеха. И, тем не менее, песни и юмор всегда сопровождали солдата в походе, на привале, а иногда и в бою. Даже в бою они вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку, а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
Поэтому у многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились листы, блокноты с записями фронтовых песен, стихов и анекдотов. Считали, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка.

Фольклор периода войны — это произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические. Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, колхозных полей, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками фашистских концлагерей и тюрем, девушками, насильно угнанными в гитлеровскую Германию.

Все мы любим девушку «Катюшу»,Любо слышать, как она поет.Из врага выматывает душу,А друзьям отвагу придает.Казалось бы, тяготы

Слайд 15Среди сатирических песен есть две шутливые вариации легендарного «Синего платочка»:
«Синенький скромный

платочек
Немец в деревне украл,
Темные ночи, поздней порою
Спину он им накрывал.
Порой ночной,
Удар получив под Москвой,
В панике фрицы
Мчат от столицы,
Им не вернуться домой»

Фронтовой фольклор — произведения народного поэтического творчества, созданные на фронтах Великой Отечественной войны воинами всех национальностей СССР.
Он бытовал преимущественно на языке межнационального общения — русском.
Фронтовой фольклор был распространен во всех родах войск: среди летчиков, моряков, танкистов, связистов, пехотинцев, саперов. Основные его жанры — песни, частушки, предания, устные рассказы, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.

«И русский говорит «гут», когда немцы бегут», «Чем глубже в лес, тем хуже для эс-эс», «К нам на танках, а от нас на санках», - говорили на Западном фронте осенью 1942 года.
«МИМОметчик» - шутливое прозвище неудачливого бойца.
Фронтовой фольклор говорит с нами языком рядового солдата, безымянного воина-героя.

Среди сатирических песен есть две шутливые вариации легендарного «Синего платочка»:«Синенький скромный платочекНемец в деревне украл,Темные ночи, поздней

Слайд 16Каждое слово и каждая строчка в сатирических песнях пронизаны чувством любви

и дружбы, верой в добро, в приближение Победы. Наш солдат умел подмечать в жизни и смешное, и комичное. Он любил перекинуться с друзьями шуткой, подзадорить их юмором, вовремя сказанной пословицей-прибауткой, а также создать отталкивающий образ врага – подлого и кровожадного убийцы.
Функция фронтовой сатирической песни - разоблачение врага. Развенчивая врага, обнажая его мерзкое фашистское нутро, сатирическая песня выдвигает одновременно и патриотические идеи. Она высоко поднимает героизм советского воина, показывает его безусловное превосходство над противником. Разоблачение и осмеяние врага предполагает в песне и положительное, героическое начало.

На Дону, у Сталинграда
Наступающим бойцам
Пожелаем гробить гада
Не по дням, а по часам.

Ходит Гитлер по Берлину,
Возле дома своего.
Поморгает косым глазом
И не скажет ничего.

Раздобудет пять дивизий-
Он танцует и поет.
А как сводку прочитает –
Отвернется и вздохнет.

Не видать тебе победы,
Не надейся и не жди,
У тебя, ворюга Гитлер,
Только гибель впереди.

Каждое слово и каждая строчка в сатирических песнях пронизаны чувством любви и дружбы, верой в добро, в

Слайд 17ХОДИТ ГИТЛЕР ПО БЕРЛИНУ…
Ходит Гитлер по Берлину
Возле дому своего,
Поморгает Риббентропу
И не

скажет ничего.

И кто его знает,
Зачем он моргает?

Раздобудет пять дивизий –
Он танцует и поет,
А как сводку прочитает —
Отвернется и вздохнет.

И кто его знает,
Зачем он вздыхает?

В годы войны создавались и другие многочисленные подтекстовки на мелодии популярных песен профессиональных авторов. Среди них «Катюша» М. Исаковского и М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петерсбурского, Я. Галицкого и М. Максимова, «В землянке» А. Суркова и К. Листова, «Темная ночь» В. Агатова и Н. Богословского.
Вот, к примеру, переделка в сатирическом плане лирической песни «И кто его знает» (слова М. Исаковского, муз. В. Захарова).

Мы спросили: «Что невесел?».
«Плохо дело! — отвечал, —
Ведь мой друг фельдмаршал Паулюс
Вместе с Шмидтом в плен попал».

И кто его знает,
Зачем он попадает?

А вчера признался Гитлер:
«Видно, я стратег плохой,
Быть командующим фронта
Не велит мне разум мой».

И все это знают,
И все ожидают

ХОДИТ ГИТЛЕР ПО БЕРЛИНУ…Ходит Гитлер по БерлинуВозле дому своего,Поморгает РиббентропуИ не скажет ничего.И кто его знает,Зачем он

Слайд 18Золотым фондом фронтовиков была песенная лирика. В ней во всей полноте

раскрылась душа солдата – глубокая, богатая и отзывчивая. Эти песни пленяли мягкими и нежными интонациями, чистотой образов дружбы и любви, помогали возвратиться мыслями к прошлому, к семье, детям, к родному очагу.

Глубокое сердечное чувство, верность в дружбе и любви морально поддерживали воина, помогали переносить лишения трудности фронтовой жизни.

Очень много рождалось на фронте «песенных посланий», адресованных любимым женщинам и невестам. Они наполнены сердечным теплом, нежной доверительностью, чистой любовью.

«Землянке» суждено было стать одной из первых лирической песен, рожденной в пламени Великой Отечественной войны.

«Возникло стихотворение случайно, - вспоминал впоследствии его автор Алексей Александрович Сурков. – Это было шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробираться из окружения.

Золотым фондом фронтовиков была песенная лирика. В ней во всей полноте раскрылась душа солдата – глубокая, богатая

Слайд 19Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже

где-то в феврале 1942 года не приехал… композитор Константин Листов… Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить что-нибудь на что можно написать песню. Чего-нибудь не оказалось. И тут я на счастье вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову… Через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил гитару и спел песню «В землянке».

Слова и мелодическая строчка «Землянки» были опубликованы в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года. Ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не

Слайд 21«Жди меня» на стихи Константина Симонова и музыку Матвея Блантера
«В лесу

прифронтовом» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера
«Темная ночь» на слова Владимира Агатова и музыку Никиты Богословского
«Соловьи» на слова Алексея Фатьянова и музыку Василия Соловьева-Седого
«Ты ждешь, Лизавета» на слова Евгения Долматовского и музыку Никиты Богословского
«В землянке» на стихи Алексея Суркова и музыку Константина Листова
«Случайный вальс» на стихи Евгения Долматовского и музыку Марка Фрадкина
«Баллада о матери» сл. А. Дементьев муз. Е. Мартынов
«Жди меня» на стихи Константина Симонова и музыку Матвея Блантера«В лесу прифронтовом» на стихи Михаила Исаковского и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть