Слайд 1Музыкальная одаренность
Психологические основы
Слайд 2Музыкальная одаренность
Музыкальная сензитивность
Индивидуальное своеобразие предпосылок одаренности
Понятие «музыкальная одаренность»
Возраст и
тип одаренности
Критерии музыкальной одаренности
Два типа музыкальной одаренности
Список литературы
Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000.- глава 14
Слайд 3Понятие музыкальной сензитивности
избирательная чувствительность к конкретным видам воздействия, которая связана
с психическими функциями, находящимися в процессе созревания.
Сензитивный период - период, когда те или иные воздействия оказывают большее влияние на развитие психической функции, на психическое развитие в целом, чем до или после него.
Слайд 4Музыкальная сензитивность
В семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления музыкально
одаренного ребенка составляет 84-86%, а немузыкального - 1-2%; в семье, где музыкален только один из родителей, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 59%, а немузыкального - 26-36%; наконец, если оба немузыкальны, то у них в 25-30% случаев есть шанс стать родителями музыкально одаренного и в 59-62% - немузыкального ребенка
Слайд 5Музыкальная сензитивность
общая длительность периода музыкальной сензитивности - от 2-2,5 до
11-13 лет
Индивидуальная вариативность музыкаль- ной сензитивности, как полагают, связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения.
Слайд 6Внутренние условия развития индивидуальности
два очень разных типа школьников
способности главным
образом к теоретическим, словесным курсам - это тип вербальный (type verbal)
способности к различным ремеслам, обладают ловкостью рук и особой остротой восприятия внешнего мира - это тип чувственный (type sensoriel)
Слайд 7И.П. Павлов, идея о «художественном» и «мыслительном» типах людей
с относительным
преобладанием первой сигнальной системы - «художественный» тип,
с относительным преобладанием второй сигнальной системы - «мыслительный»
с уравновешенностью сигнальных систем - «средний» тип
Слайд 8Различия между людьми
два полушария — не просто дублеры: они выполняют
разные функции, дополняя друг друга. Мозг работает как единое целое, но одно из полушарий может быть относительно главенствующим. От «правополушарности» (преобладание первой сигнальной системы) или «левополушарности» (преобладание второй сигнальной системы) во многом зависит соотношение образно-эмоционального и понятийного в психике.
Слайд 9Представители «художественного» (правополушарного) типа Я
сила, непосредственность, целостность впечатлений, яркость и
подвижность воображения, эмоциональность
Слайд 10Представители «мыслительного» (левополушарного) типа
склонность к анализу, к систематизации, к более
обобщенному и абстрактному мышлению;
многие люди относятся к промежуточному, «среднему» типу
Слайд 11Музыкальная одаренность
высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей
блестящий музыкальный
слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности
Слайд 12Возраст и тип одаренности
в детском возрасте - выдающиеся музыкальные способности:
виртуозно-техническое музыкаль- ное дарование, индивидуальные черты
в юношеском - индивидуальность музыкального самопроявления: дар интерпретатора, т.е. дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки
музыкальная зрелость - творческая одаренность, расцвет которой наступает между 20 и 30 годами
Слайд 13Г.Ревеш о музыкальной одаренности
детскому творчеству недостает оригинальности в форме и композиции,
в планомерности и целостности: у него нет интенсивной силы в изображении мысли и внутренней связи с личностью творца.
за исключением музыки, вообще нельзя говорить об одаренности в детстве или в начале подросткового возраста
Слайд 14Критерии музыкальной одаренности
Культурно-исторический критерий: в каждую историческую эпоху существуют определенные
музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого
Возрастной (поколенческий) критерий: ребенок или подросток умеет легко и успешно делать нечто, чего не могут делать сверстники; общий фон, на котором выявляется одаренность ребенка или подростка, более или менее заметно изменяется с приходом каждого поколения
Абсолютный критерий: своеобразие, свобода и продуктивность музыкального самопроявления, таинственный дар «уметь раньше, чем знать»
Слайд 15Некоторые общие характеристики детей с выдающимися музыкальными способностями
Ранний старт. Г. Караян
начал учиться игре на фортепиано с 3 лет, а с 5 начал выступать в публичных концертах. И.Менухин начал выступать с 7 лет, а к 11 годам уже достиг мировой славы. П.Сарасате в 5 лет играл в присутствии королевы Изабеллы, в 8 дал первый публичный концерт, а в 10 лет его игра производила ошеломляющее впечатление.
Слайд 16Некоторые общие характеристики детей с выдающимися музыкальными способностями
Ранний старт. С.Рахманинов в
4 года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена. Рихард Штраус в 4 года начал учиться на фортепиано, а в 6 был уже автором увертюры для оркестра. Развитие одаренных детей носит быстрый, почти «взрывной» характер.
Слайд 17Активность слуха и памяти
повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов,
незнакомых тембров;
в 2-3 года хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к 2 годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и выучиваются писать ноты раньше, чем буквы);
одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях
Слайд 18Опережающие эстетическое развитие
к 9-10 годам одаренные дети (в отличие от
других детей) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. Примерно к этому же возрасту они отдают себе отчет в недостатках или негативных сторонах собственного музыкального дарования
Слайд 19Противоречивая связь одаренности и личности
Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми
чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувстви- тельностью, рефлексивностью, мечтатель- ностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, от педагога).
Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они неза- висимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению, могут разбрасываться.
Слайд 20Два типа музыкальной одаренности
Первый из них - «моцартовский» - представлен
яркими фигурами музыкальных вундеркиндов.
Второй тип (условно говоря, «баховский») - это «аутодидакты» (от греч. auto - само: didaktikos -поучающий), одаренность которых наиболее ярко проступает в подростковом или юношеском возрасте, часто вне какого-либо влияния среды (или даже вопреки ему) и даже без системати- ческого специального обучения.
Слайд 21Арнольд Шенберг
«В искусстве один учитель настоящий - склонность. И один
дельный помощник учителя - подражание. Гениальный учится у природы, у своей натуры, талант - лишь у искусства»
Слайд 22Аутодидакт
особый тип одаренной личности, развитие и профессиональное становление которой определяется
главным образом самообучением, самообразованием, самовоспитанием
Слайд 23Вундеркинды в истории культуры
одаренные дети, которые заявили о себе публично,
чье дарование прошло раннюю сценическую «апробацию»
Антон Рубинштейн, Генрик Венявский, Антон Контский
невероятная свобода, легкость, с которой они справляются с техническими трудностями, значительно превышающими все мыслимые представления о музыкальных возможностях их возраста, немеханичность, редкая «одушевленность» игры, легкость чтения с листа, естественный, недетский артистизм.
Слайд 24Проблемы музыкальной одаренности
Проблемы диагностики
То обстоятельство, что «нервные», впечатлительные дети более
склонны к эстетическим переживаниям, говорит не столько о повышенной одаренности в данной области, сколько вообще о преждевременном развитии, свойственном таким детям. Но преждевременное развитие ведет и к преждевременному увяданию
Соотношение виртуозной и музыкальной одаренности
Не просто констатировать факт, что ребенок заметно обгоняет своих сверстников, как бы опережая собственный возраст (а феномен вундеркинда не что иное, по существу, как опережение возможностей, присущих тому или иному возрасту...), но и ответить на вопрос: как, в чем опережает и обгоняет
Слайд 25Антон Рубинштейн
«Весь поглощенный музыкой, я не помню, когда и как
я обучился грамоте. На 11-м году я уже путешествую по Европе. Являлся я на эстрадах всюду и всегда в тот возраст - без малейшей робости; я просто смотрел на мои концерты как на игрушку, как на забаву, т.е. относился к ним как ребенок, которым и был. Впрочем, и на меня так смотрели»
Слайд 26Проблемы музыкально одаренных детей
им приходится много заниматься на инструменте, гораздо
больше, чем их менее одаренным сверстникам. С другой - многое (если не все) им дается легче, чем сверстникам, многое выходит как бы само собой;
объективный разрыв между их «хронологическим» и «профессиональным» возрастом
Слайд 27Значение музыкальной одаренности
Инстинкт самовыражения взаимодействие мозговых центров слуха с так
называемыми проектированными двигательными актами, представляющими наиболее могущественное средство выражения ощущений и других душевных состояний вовне
Связь музыкального переживания и его выражения
Слайд 28Одаренность
музыкальная оригинальная
удивляет восхищает потрясает
стимулирует творческую активность
талант