Слайд 1«Могучая кучка» или «Балакиревский кружок»
Презентацию подготовила ученица 7Г класса Кудинова Анастасия
Слайд 2Как все начиналось
Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд из
Нижнего Новгорода в Петербург М. А. Балакирева. Тогда ему было всего лишь 18 лет, но он уже успел получить славу одаренного музыканта. В 1856 году страстный поклонник камерной музыки, инспектор Петербургского университета А. И. Фицтум фон Экстедт регулярно проводил в своем доме квартетные собрания, на одном из которых и произошла знаменательная встреча Балакирева с Ц. А. Кюи. Правда, для Кюи тогда музыка была всего лишь увлечением – он обучался в Военно-Инженерной академии. Тогда Балакирев рассказал ему о Глинке, а Кюи поделился с ним впечатлениями о музыке своего учителя Монюшко. Этот простой, казалось бы, разговор, и положил начало великой дружбе. Балакирев стал для Кюи учителем, под руководством которого он создал свои первые музыкальные произведения. Регулярно устраивались собрания и в доме С. Даргомыжского. Именно там, в 1857 году Кюи подружился с гвардейским офицером М. П. Мусоргским. Следующим ряды будущей «Могучей кучки» пополнил Н. А. Римский-Корсаков. В 1862 году на такой встрече Бородин был представлен Балакиреву и Кюи.
Слайд 3Главные идеи «кучки»
Именно жизнь, чаяния и интересы русского народа стали главной
темой в творчестве членов кружка Балакирева. «Могучая кучка» композиторов (состав их не ограничивался пятеркой, потому что многие именитые сочинители того времени были знакомы или дружны с «кучкистами») записывала, изучала образцы народного творчества и фольклора, вплетала народные песни и сказания в «серьезную» симфоническую музыку и оперы. Примеры таких шедевров – «Снегурочка», «Хованщина», «Царская невеста», «Борис Годунов». Важным оказался и восточный элемент, мелодии иных народов – украинцев, грузин, татар, испанцев, чехов и многих других. Это «Исламей», «Тамара», «Князь Игорь», «Золотой петушок», «Шехерезада».
Слайд 5Противники «Могучей кучки»
Основным противником содружества был А. Г. Рубинштейн и его академическая петербургская
школа. Кучкисты и Рубинштейн преследовали одну цель – развитие музыкальной культуры и образования в России, однако для ее достижения предлагали совершенно разные пути. Собственно, это и стало главной причиной конфликта. Балакиревцы считали, что русское искусство должно иметь свой путь развития и опираться только на национальную основу. Рубинштейн же был убежден, что отечественное искусство и образование нужно строить по западноевропейскому образцу.
Слайд 7Последователи «Балакиревского кружка»
Члены «Могучей кучки» заложили основы, которые Римский-Корсаков во время
своей преподавательской деятельности сумел передать ученикам. На великих идеях кучкистов были воспитаны А. К. Глазунов, А. С. Аренский, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров, М. М. Ипполитов-Иванов, М. О. Штейнберг, Н. Я. Мясковский, А. К. Лядов. Творцы по-новому возрождали свойственную для кружка тематику. Например, излюбленные Римским-Корсаковым волшебные сказки и старинные обряды можно обнаружить в ранних опусах И. Ф. Стравинского. Творческие находки кучкистов в симфонических пейзажных зарисовках нашли иное отражение в звукописи К. Дебюсси и О. Респиги. Столь любимая балакиревцами тема Востока сыграла основополагающую роль при становлении своенравного искусства А. Хачатуряна. Однако наиболее широкое развитие идеи содружества получили в творчестве С. С. Прокофьева, который неоднократно в своей работе обращался и к русским сказкам, и к прозе и даже к эпическим сказаниям.
Слайд 9Распад «Могучей кучки»
Распалась «Могучая кучка» по нескольким причинам. Так, отстранился Балакирев,
который переживал глубокий душевный кризис, ушел в Академию Римский-Корсаков, которого Мусоргский и Балакирев считали перебежчиком, хотя благодаря именно ему идеи «кучкистов» не пропали, а воплотились в творчестве композиторов-членов Беляевского кружка. У Бородина, кроме музыки, была еще и химия. Творчество «Могучей кучки» не просто оставило глубокий след в русской музыке, оно ее коренным образом изменило. В ней появилась национальная характерность, размах и народность (в произведениях было много народных сцен). Абсолютно все представители этого музыкального объединения, спаянные общей идеей, были людьми яркими и талантливыми. Творчество их пополнило сокровищницу не только русской, но и мировой музыки.