Презентация, доклад по музыке на тему Биография Д. Шостаковича (7 класс)

Содержание

Прадед Шостаковича по отцовской линии — Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871) — родился в белорусском местечке Шеметово (Завилейский уезд Виленской губернии).

Слайд 1УРОКИ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ
Составитель: учитель музыки
МБОУ СОШ №

21
им.В.С. Антонова
г.о. Самара
Федосеева Г.А.

2014 год

УРОКИ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕДМИТРИЙ  ШОСТАКОВИЧСоставитель: учитель музыкиМБОУ СОШ № 21 им.В.С. Антоноваг.о. СамараФедосеева Г.А.2014 год

Слайд 2Прадед Шостаковича по отцовской линии — Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871) — родился в

белорусском местечке Шеметово (Завилейский уезд Виленской губернии).
Прадед Шостаковича по отцовской линии — Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871) — родился в белорусском местечке Шеметово (Завилейский уезд Виленской

Слайд 3Пётр Михайлович, первоначально вольнослушатель Виленской медико-хирургической академии (с 1834 года), окончил

её в 1837 со званием ветеринарного лекаря, коллежский асессор, жил в Екатеринбурге,с 1858— в Казани.
Пётр Михайлович, первоначально вольнослушатель Виленской медико-хирургической академии (с 1834 года), окончил её в 1837 со званием ветеринарного

Слайд 4В сороковые годы XIX века Петр Михайлович с женой Марией-Юзефой Ясинской

оказался в Екатеринбурге. Здесь 27 января 1845 года у них родился сын, названный Болеславом-Артуром.
В сороковые годы XIX века Петр Михайлович с женой Марией-Юзефой Ясинской оказался в Екатеринбурге. Здесь 27 января

Слайд 5В этом здании Иркутского отделения сибирского торгового банка в конце XIX

– начале XX вв. являлся управляющим БОЛЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ (БОЛЕСЛАВ-АРТУР) ШОСТАКОВИЧ (1845-1919), видный деятель российско-польского освободительного движения, иркутский городской голова в 1902-1903 гг.
В этом здании Иркутского отделения сибирского торгового банка в конце XIX – начале XX вв. являлся управляющим

Слайд 6Болеслав Петрович Шостакович (1845—1919) участник народовольческого движения, в 1866 был арестован

в Казани, заключён в Петропавловскую крепость по обвинению в посредничестве между московскими поляками и членами кружка Ишутина, а также в содействии к побегу в 1864 и укрывательстве политического преступника Я. Домбровского.
Болеслав Петрович Шостакович (1845—1919) участник народовольческого движения, в 1866 был арестован в Казани, заключён в Петропавловскую крепость

Слайд 7Предан Верховному уголовному суду, приговорен 24 сентября 1866 к каторжным работам,

замененным ввиду чистосердечного раскаяния лишением всех особых и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и ссылкой в Томскую губернию, впоследствии в Нарым. Там же родился Дмитрий Болеславович Шостакович (1875—1922), отец композитора. В середине 1890-х он переехал в Петербург, где изучал гистологию в Петербургском университете, по окончании которого был принят на работу в Палату мер и весов.
Предан Верховному уголовному суду, приговорен 24 сентября 1866 к каторжным работам, замененным ввиду чистосердечного раскаяния лишением всех

Слайд 8Дед Шостаковича по линии матери, Василий Кокоулин (1850—1911), был одним из

начальников на золотых приисках в Бодайбо. Его дочь, Софья Васильевна (1878—1955), была пианисткой и училась сначала в Иркутске, а затем — в Петербургской консерватории у Александры Розановой.
В Петербурге она познакомилась с Дмитрием Шостаковичем, а в 1903 году состоялась свадьба.
Дед Шостаковича по линии матери, Василий Кокоулин (1850—1911), был одним из начальников на золотых приисках в Бодайбо.

Слайд 9Мемориальная доска на доме 2 по Подольской улице, где родился Шостакович
Шостакович

родился в Санкт-Петербурге, был средним из троих детей в семье. Его старшая сестра, Мария (1903—1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908—1990), — ветеринаром.
Мемориальная доска на доме 2 по Подольской улице, где родился ШостаковичШостакович родился в Санкт-Петербурге, был средним из

Слайд 10В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и

к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.
В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его

Слайд 11Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича — траурный марш

памяти руководителей партии кадетов, А. И. Шингарёва и Ф. Ф. Кокошкина, убитых в январе 1918 года матросами и солдатами.
Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича — траурный марш памяти руководителей партии кадетов, А. И. Шингарёва и

Слайд 12Б. Кустодиев. Портрет Д.Шостаковича (1919).

Б. Кустодиев. Портрет Д.Шостаковича (1919).

Слайд 13Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве,
однако

тот не разделял интерес своего ученика к композиции,
и в 1918 году Шостакович покинул его школу.

Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика

Слайд 14Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о

его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием.
Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же

Слайд 15В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение —

Скерцо fis-moll
В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll

Слайд 16С матерью и сёстрами

С матерью и сёстрами

Слайд 17На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди

его однокурсников были М. В. Юдина и В. В. Софроницкий. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.
На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были М. В. Юдина и В. В. Софроницкий.

Слайд 18В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности

того времени: Первая мировая война, революции, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году.
В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революции,

Слайд 19Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела

к сильному истощению.
В 1922 году умер отец Шостаковича, семья осталась без средств к существованию. А через несколько месяцев Шостакович перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр.
Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов, который сумел выхлопотать Шостаковичу дополнительный паёк и персональную стипендию.
Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела к сильному истощению. 	В 1922 году

Слайд 20В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева),

а в 1925 году — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор.

Д. Шостакович и студенты

В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 году — по классу

Слайд 21В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в

Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почётный диплом.
В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату

Слайд 22К счастью, необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей

в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине.

Бруно Вальтер

К счастью, необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижёр

Слайд 23Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер,

Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер,

Слайд 24в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии)

и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

Леопольд Стоковский

в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав

Слайд 25В 1928 году Шостакович знакомится с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по

его приглашению некоторое время работает в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве.
В 1928 году Шостакович знакомится с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работает в

Слайд 26В 1930—1933 годах работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне — театр

«Балтийский дом»).
В 1930—1933 годах работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне — театр «Балтийский дом»).

Слайд 27Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в

1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года).
Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934),

Слайд 28В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии —

произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Шостакович приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году.
В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии — произведения значительно более монументального размаха, чем

Слайд 29В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию — произведение,

чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Выход 5-й Симфонии Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде».

«Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику» - Сталин.

В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию — произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие

Слайд 30С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

В 1939 году он становится профессором.
С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1939 году он становится профессором.

Слайд 33Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до

эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской».
Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович

Слайд 37Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета

5 марта 1942 года.
Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года.

Слайд 4229 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 9

августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде.
29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном

Слайд 44Организатором и дирижером выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл

Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.
Организатором и дирижером выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием

Слайд 45Мемориальная доска в Самаре, посвящённая работе Шостаковича над «Ленинградской» симфонией.

Мемориальная доска в Самаре, посвящённая работе Шостаковича над «Ленинградской» симфонией.

Слайд 47Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, (посвящённую Мравинскому Евгению Александровичу) в

которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображён весь мир», рисует монументальную фреску происходящего вокруг.

Е.А. Мравинский

Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, (посвящённую Мравинскому Евгению Александровичу) в которой словно следуя завету Малера о

Слайд 48В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года

преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года профессор). У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко, А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.
В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает композицию и инструментовку в Московской

Слайд 49Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры

камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949).
Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им

Слайд 50В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию.

В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию.

Слайд 51В 1948-м обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом».

Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов.

секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов

В 1948-м обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён

Слайд 52В 1948 году он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»,

но оставляет его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»). Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт также не был тогда опубликован, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году. Лишь спустя 13 лет Шостакович вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где руководил несколькими аспирантами, в числе которых В. Биберган, Г. Белов, В. Наговицын, Б. Тищенко, В. Успенский (1961—1968).
В 1948 году он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставляет его в столе (в

Слайд 53В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» — образец патетического

«большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Е. А. Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу Сталинскую премию.
В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» — образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён

Слайд 54Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве

члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года,
Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха

Слайд 55композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя —

И. С. Баха, — что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано.
композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя — И. С. Баха, — что по приезде в Москву

Слайд 56В 1954 году пишет «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получает

звание Народного артиста СССР.

И. Дунаевский;
Л. Утёсов
и Д. Шостакович

В 1954 году пишет «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получает звание Народного артиста СССР.И. Дунаевский; Л.

Слайд 57Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее

радостной игривостью.
Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черёмушки».
Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет

Слайд 58В этом же году, композитор создаёт 11-ю Симфонию, назвав её «1905

год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959).
В этом же году, композитор создаёт 11-ю Симфонию, назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального

Слайд 59В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В

1957 году он становится секретарем СК СССР, в 1960 — СК РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступает в КПСС.
В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он становится секретарем СК

Слайд 601960-е годы.

С. Прокофьев, Д. Шостакович и A. Хачатурян

1960-е годы.С. Прокофьев, Д. Шостакович и A. Хачатурян

Слайд 61В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии:

в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» — произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий.
В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905

Слайд 62Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается

к поэзии Е. А. Евтушенко — сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым «кантатную» симфонию, Тринадцатую — которая была исполнена в ноябре 1962 года.
Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Е. А. Евтушенко — сначала написав поэму

Слайд 63После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в

СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) — снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных — Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой — смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).
После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает

Слайд 641970-е годы

Надгробие Шостаковича на Новодевичьем кладбище с изображением нотной монограммы: Ре-Ми(бемоль)-До-Си

(D-eS-C-H в записи латинскими буквами), второй октавы.
1970-е годыНадгробие Шостаковича на Новодевичьем кладбище с изображением нотной монограммы: Ре-Ми(бемоль)-До-Си (D-eS-C-H в записи латинскими буквами), второй

Слайд 65В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И.

Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969—1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Дж. Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.
В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969—1970), 14-й

Слайд 69В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от

рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен, вопреки завещанию, на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 2).
В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в

Слайд 71Значение творчества

Монограмма Ре-Ми(бемоль)-До-Си, (второй октавы) («Дмитрий Шостакович»), зашифрованная с помощью нот:

Ре-Ми(бемоль)-До-Си, используется в ряде произведений Шостаковича.
Значение творчестваМонограмма Ре-Ми(бемоль)-До-Си, (второй октавы) («Дмитрий Шостакович»), зашифрованная с помощью нот: Ре-Ми(бемоль)-До-Си, используется в ряде произведений Шостаковича.

Слайд 72Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской

техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие композиторы, как Пендерецкий, Тищенко, Слонимский, Шнитке, Канчели, Бернстайн, Салонен, а также многие другие музыканты.
Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные

Слайд 73Основные произведения:

15 симфоний
Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки»

(окончена К. Мейером)
Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)
15 струнных квартетов
Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги», соч. 87 (1950—1951)[13]
Праздничная увертюра к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов (1954)

Основные произведения:15 симфонийОперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена К. Мейером)Балеты: «Золотой век» (1930),

Слайд 74Оратория «Песнь о лесах»
Кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и «Казнь

Степана Разина»
Антиформалистический раёк
Концерты и сонаты для различных инструментов
Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром
Оперетта «Москва, Черёмушки»
Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Взятие Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки», «Король Лир» (1971).
Оратория «Песнь о лесах»Кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и «Казнь Степана Разина»Антиформалистический раёкКонцерты и сонаты для

Слайд 75
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ:

Герой Социалистического Труда (1966)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
Народный артист РСФСР

(1947)
Народный артист СССР (1954)
Сталинская премия первой степени (1941) — за фортепианный квинтет
Сталинская премия первой степени (1942) — за 7-ю («Ленинградскую») симфонию
Сталинская премия второй степени (1946) — за трио
Сталинская премия первой степени (1950) — за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949)
Сталинская премия второй степени (1952) — за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (1951)
Ленинская премия (1958) — за 11-ю симфонию «1905 год»
Государственная премия СССР (1968) — за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ:Герой Социалистического Труда (1966)Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)Народный артист РСФСР (1947)Народный артист СССР (1954)Сталинская премия первой

Слайд 76
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 — посмертно) — за оперу «Катерина Измайлова»,

поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко
Международная премия Мира (1954)
Премия им. Я. Сибелиуса (1958)
Премия Леони Соннинг (1973)
Три ордена Ленина (1946, 1956, 1966)
Орден Октябрьской революции (1971)
Орден Трудового Красного Знамени (1940)
Орден Дружбы народов (1972)
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958)
Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)
Медали
Почётный диплом на I-м Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
Приз I-го Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).

Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 — посмертно) — за оперу «Катерина Измайлова», поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. ШевченкоМеждународная

Слайд 77Членство в организациях

Член КПСС с 1960 года
Доктор искусствоведения (1965)
Член Советского комитета

защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года)
Почётный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965)
Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958)
Почётный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973)

Членство в организацияхЧлен КПСС с 1960 годаДоктор искусствоведения (1965)Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского

Слайд 78
Член Французской академии изящных искусств (1975)
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской

академии изящных искусств (1968), член Королевской академии музыки Англии (1958).
Почётный профессор Мексиканской консерватории.
Президент общества «СССР—Австрия» (1958)
Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.
Депутат Верховного Совета РСФСР 2-5-го созывов.

Член Французской академии изящных искусств (1975)Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Королевской

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть