Слайд 2На дворе у нас играют,
Ребятишек забавляют:
Гуси – в гусли,
Утки – в
дудки,
Чайки - в балалайки,
Свинки – в скрипки,
Бараны – в барабаны,
Кони – в гармони.
А бык в бубен – бух, бух!
Бьёт копытом во весь дух!
выросло,
Из лесу вынесено,
На руках плачет,
А на полу скачет.
Слайд 5
Есть инструменты,
ставшие музыкальным символом того
или иного народа, например гитара –испанский национальный инструмент, мандолина – итальянский, бандура – украинский и т.д.
Все в мире знают,
что балалайка –
это русское.
Слайд 6Первое из известных упоминаний о балалайке относится к
1688 году. В
документе под названием «Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ» упоминается «посадский человек Савка Фёдоров да Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозчичьей лошади в телеге в Яуские ворота и в тое балалайку играли».
Слайд 7
Следующее упоминание об этом
инструменте содержится в документах времён Петра I. На одном из придворных пиршеств 1715 года было решено по царскому указанию составить грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для неё. Любопытно, что балалайка была приписана самим Петром I калмыкам.
Слайд 8Какие основания побудили его к этому, сказать сейчас трудно. Ни у
татар , ни у калмыков инструмента с подобным названием нет. Но были и есть струнные щипковые инструменты, чрезвычайно напоминающие балалайку. И хотя назывались эти инструменты по-разному ( у калмыков – домбр, у татар- думбра), имели треугольную форму кузова, длинную шейку, 2-3 струны. Играли на них пальцами, типично балалаечным бряцаньем.
Слайд 9Можно предположить, что на определённом историческом этапе, произошло слияние 2-3 родственных
инструментов. В результате которого русский человек развил и распространил новый инструмент – балалайку. От домры был заимствован корпус, строй ( по квартам), а от гуслей – способ игры. И именно способ игры определяет своеобразие нового инструмента. По богатству оттенков звука, по разнообразию штрихов балалайка превосходит своих предшественников.
Слайд 10Организатором первого в России оркестра народных инструментов в конце ХIХ века
был В.В. Андреев. Именно он выделил балалайку из многих народных музыкальных инструментов и сконструировал её. Чтобы сделать расчёт чертежа, ему пришлось собрать целую коллекцию балалаек( вятские, рязанские, вологодские …). Были они с треугольным и овальным кузовом, с двумя струнами и четырьмя…
Слайд 11 «Был тихий июньский вечер. Я сидел
на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной. Совершенно неожиданно я услыхал дотоле ещё неведомые для меня звуки. Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. Я сорвался с места и побежал… на звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на балалайке!..»
Слайд 12 В.В. Андреев был «поражён ритмичностью и оригинальностью приёма игры на
балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков.»
Слайд 13Репертуар балалайки состоит из народных песен различных жанров, от лирической до
игровой, а также плясовые и танцевальные мотивы.
О популярности балалайки говорит и частое упоминание её во многих русских народных песнях, пословицах и поговорках(«Наш брат Исайка – без струн балалайка», « На словах что на гуслях, на деле что на балалайке»), частушках и припевках.