Презентация, доклад по музыке Духовные корни классической музыкальной культуры и современность, модернизм

Содержание

Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России. Если для европейской классической музыки вполне уместна стилизация: (барокко,

Слайд 1Духовные корни русской классической музыкальной культуры и современность, модернизм. Возможности соприкосновения.

Учитель музыки: Ильинская П. А. МАОУ Гимназия Г. Бронницы
Духовные корни русской классической музыкальной культуры и современность, модернизм. Возможности соприкосновения.

Слайд 2Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового

исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России.
Если для европейской классической музыки вполне уместна стилизация: (барокко, романтизм, экспрессионизм), то для произведений П. Чайковского, С. Прокофьева , С. Рахманинова и других русских композиторов говорить о влиянии направлений в музыке можно лишь с большой натяжкой. Стиль музыкальных произведений в России всегда имел ярко выраженный авторский характер.

Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных,

Слайд 4Петр Ильич Чайковский 1840-1893
главным предметом творческого интереса Чайковского являлись не широкие исторические

движения или коллективные устои народной жизни, а внутренние психологические коллизии душевного мира человеческой личности. Поэтому индивидуальное преобладает у него над всеобщим, лирика над эпосом.
Петр Ильич Чайковский 1840-1893главным предметом творческого интереса Чайковского являлись не широкие исторические движения или коллективные устои народной

Слайд 5Отсюда та особая лирическая теплота и проникновенность, которыми овеяны в его

произведениях картины народного быта или любимой им русской природы.
Консерваторское воспитание способствовало также выработке у Чайковского уважительного отношения к традиции, к наследию великих классических мастеров, что, однако, ни в какой степени не было связано с предубеждением против нового.
Отсюда та особая лирическая теплота и проникновенность, которыми овеяны в его произведениях картины народного быта или любимой

Слайд 6Религиозные воззрения Чайковского оставались сложными и неоднозначными, основываясь скорее на эмоциональных

стимулах, нежели на глубокой и твердой убежденности.
Его привлекала в христианстве преимущественно нравственная гуманистическая сторона, евангельский образ Христа воспринимался Чайковским как живой и реальный, наделенный обычными человеческими качествами. «Хотя Он был Бог, — читаем в одной из дневниковых записей, — но в то же время и человек. Он страдал, как и мы. Мы жалеем его, мы любим в нем его идеальные человеческие стороны»
Религиозные воззрения Чайковского оставались сложными и неоднозначными, основываясь скорее на эмоциональных стимулах, нежели на глубокой и твердой

Слайд 7Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943
Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на

мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Формирование и расцвет творчества Рахманинова приходится на 1890-1900-е гг. время, когда в русской культуре происходили сложнейшие процессы
Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».

Слайд 8Новый- 20 век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий

набат.
Интенсивная концертная деятельность в городах России и за рубежом сочеталась с не менее интенсивным творчеством, именно в это время Рахманинов создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты-«Вокализ» и «Всенощное бдение» для хора a cappella (1915).
Новый- 20 век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Интенсивная концертная деятельность в городах

Слайд 9В обстановке сложных, нередко противоречивых исканий, острой, напряженной борьбы направлений, ломки

привычных форм художественного сознания, характеризовавшей развитие музыкального искусства в первой половине XX века, Рахманинов оставался верен великим классическим традициям русской музыки от Глинки до Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова
творческий облик Рахманинова оставался внутренне очень цельным: страстный, захватывающий лиризм, правдивость и искренность выражения, поэтическое видение мира

В обстановке сложных, нередко противоречивых исканий, острой, напряженной борьбы направлений, ломки привычных форм художественного сознания, характеризовавшей развитие

Слайд 11Модернизм
В XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с

нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма.
Модернизм — достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ — середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно.

МодернизмВ XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных

Слайд 12 Новизна затронула, хотя и в разной степени, практически всех крупнейших

композиторов этого времени, композиторов первого ряда: позднего Римского-Корсакова, Лядова, Скрябина, частично Рахманинова и, конечно же, Стравинского. В результате, можно сказать, что стиль модерн нацелен был на то, чтобы вобрать в себя все новое в области музыкального мышления и музыкального языка, что появилось в музыкальном искусстве на рубеже 19-20 веков.
Новизна затронула, хотя и в разной степени, практически всех крупнейших композиторов этого времени, композиторов первого ряда:

Слайд 13Николай Карлович Метнер 1880-1951
Н. Метнер занимает особое место в истории русской и

мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов — к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева.
Николай Карлович Метнер 1880-1951Н. Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной

Слайд 15Творческая жизнь И. Стравинского — это живая история музыки XX в.

В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». Стравинский тем не менее стремился жить «con Tempo» (т. е. вместе со временем).
ранние произведения И. Стравинского отмечены влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов
постановки в Париже балетов «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), заказанных Дягилевым для «Русских сезонов», открывают первый — «русский» — период творчества. В музыке к этим балетам Стравинский обратился к русскому фольклору


Творческая жизнь И. Стравинского — это живая история музыки XX в. В его музыке возникает множественность стилей,

Слайд 16В «Петрушке», названном А. Бенуа «балетом-улицей», звучат популярные в начале века

городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья, которой противопоставлена одинокая фигура страдающего Петрушки. Композитор, погрузившись в недра фольклорной архаики в балете «Весна священная», столь радикально обновляет музыкальный язык, образы, что на современников балет произвел впечатление разорвавшейся бомбы.
Начало «парижского» периода совпало у Стравинского с крутым поворотом к неоклассицизму 1920-1930г.г.
Композитор моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка, поставив своей целью установить «господство порядка над хаосом».


В «Петрушке», названном А. Бенуа «балетом-улицей», звучат популярные в начале века городские мелодии, оживает шумная пестрая картина

Слайд 17Дмитрий Шостакович
от природы он не был склонен к открытым формам

выражения протеста, легко уступал настырным ничтожествам в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом.
Но так было только в жизни — в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре исканий Шостаковича и стала концепционная симфония .
Дмитрий Шостакович от природы он не был склонен к открытым формам выражения протеста, легко уступал настырным ничтожествам

Слайд 18 Д. Шостакович был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а

работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования.
широкую известность приобрела музыка Шостаковича к кинофильмам «Овод» (по роману Э. Войнич — 1955), а также к экранизациям трагедий В. Шекспира «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971)
Д. Шостакович был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему основные

Слайд 20Альфред Горриевич Шнитке 1934-1998
Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности,

к судьбам человечества и человеческой культуры.
Основные жанры творчества Шнитке — симфонические и камерные: 4 симфонии, концерты для скрипки с оркестром, гобоя и арфы, фортепиано; балеты «Лабиринты» , «Эскизы» , «Пер Гюнт» и сценическая композиция «Желтый звук». Поистине новаторской является чрезвычайно интересная работа Шнитке над музыкой в кино: «Агония», «Стеклянная гармоника», «Рисунки Пушкина», «Восхождение», «Прощание», «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и др.
Альфред Горриевич Шнитке  1934-1998Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой

Слайд 21А.Шнитке — прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы

мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения советского мастера эмоционально выраженной философией.
А. Шнитке, впервые в советской музыке, использовал панораму музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п.
А.Шнитке — прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла,

Слайд 24 Неповторимый и глубоко национальный творческий стиль каждого русского композитора сложился

под воздействием традиций народной русской музыки и духовной культуры . Образы русской природы, яркие картины народной жизни – все эти темы находят отражение в творчестве русских композиторов.
Но основополагающей темой творчества каждого их русских композиторов есть духовная тема борьбы добра и зла, поиска смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности.

Неповторимый и глубоко национальный творческий стиль каждого русского композитора сложился под воздействием традиций народной русской музыки

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть