Слайд 1Духовные корни русской классической музыкальной культуры и современность, модернизм. Возможности соприкосновения.
Учитель музыки:
Ильинская П. А.
МАОУ Гимназия Г. Бронницы
Слайд 2Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового
исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России.
Если для европейской классической музыки вполне уместна стилизация: (барокко, романтизм, экспрессионизм), то для произведений П. Чайковского, С. Прокофьева , С. Рахманинова и других русских композиторов говорить о влиянии направлений в музыке можно лишь с большой натяжкой. Стиль музыкальных произведений в России всегда имел ярко выраженный авторский характер.
Слайд 4Петр Ильич Чайковский
1840-1893
главным предметом творческого интереса Чайковского являлись не широкие исторические
движения или коллективные устои народной жизни, а внутренние психологические коллизии душевного мира человеческой личности. Поэтому индивидуальное преобладает у него над всеобщим, лирика над эпосом.
Слайд 5Отсюда та особая лирическая теплота и проникновенность, которыми овеяны в его
произведениях картины народного быта или любимой им русской природы.
Консерваторское воспитание способствовало также выработке у Чайковского уважительного отношения к традиции, к наследию великих классических мастеров, что, однако, ни в какой степени не было связано с предубеждением против нового.
Слайд 6Религиозные воззрения Чайковского оставались сложными и неоднозначными, основываясь скорее на эмоциональных
стимулах, нежели на глубокой и твердой убежденности.
Его привлекала в христианстве преимущественно нравственная гуманистическая сторона, евангельский образ Христа воспринимался Чайковским как живой и реальный, наделенный обычными человеческими качествами. «Хотя Он был Бог, — читаем в одной из дневниковых записей, — но в то же время и человек. Он страдал, как и мы. Мы жалеем его, мы любим в нем его идеальные человеческие стороны»
Слайд 7Сергей Васильевич Рахманинов
1873-1943
Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на
мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Формирование и расцвет творчества Рахманинова приходится на 1890-1900-е гг. время, когда в русской культуре происходили сложнейшие процессы
Слайд 8Новый- 20 век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий
набат.
Интенсивная концертная деятельность в городах России и за рубежом сочеталась с не менее интенсивным творчеством, именно в это время Рахманинов создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты-«Вокализ» и «Всенощное бдение» для хора a cappella (1915).
Слайд 9В обстановке сложных, нередко противоречивых исканий, острой, напряженной борьбы направлений, ломки
привычных форм художественного сознания, характеризовавшей развитие музыкального искусства в первой половине XX века, Рахманинов оставался верен великим классическим традициям русской музыки от Глинки до Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова
творческий облик Рахманинова оставался внутренне очень цельным: страстный, захватывающий лиризм, правдивость и искренность выражения, поэтическое видение мира
Слайд 11Модернизм
В XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с
нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма.
Модернизм — достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ — середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно.
Слайд 12 Новизна затронула, хотя и в разной степени, практически всех крупнейших
композиторов этого времени, композиторов первого ряда: позднего Римского-Корсакова, Лядова, Скрябина, частично Рахманинова и, конечно же, Стравинского. В результате, можно сказать, что стиль модерн нацелен был на то, чтобы вобрать в себя все новое в области музыкального мышления и музыкального языка, что появилось в музыкальном искусстве на рубеже 19-20 веков.
Слайд 13Николай Карлович Метнер
1880-1951
Н. Метнер занимает особое место в истории русской и
мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов — к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева.
Слайд 15Творческая жизнь И. Стравинского — это живая история музыки XX в.
В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». Стравинский тем не менее стремился жить «con Tempo» (т. е. вместе со временем).
ранние произведения И. Стравинского отмечены влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов
постановки в Париже балетов «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), заказанных Дягилевым для «Русских сезонов», открывают первый — «русский» — период творчества. В музыке к этим балетам Стравинский обратился к русскому фольклору
Слайд 16В «Петрушке», названном А. Бенуа «балетом-улицей», звучат популярные в начале века
городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья, которой противопоставлена одинокая фигура страдающего Петрушки. Композитор, погрузившись в недра фольклорной архаики в балете «Весна священная», столь радикально обновляет музыкальный язык, образы, что на современников балет произвел впечатление разорвавшейся бомбы.
Начало «парижского» периода совпало у Стравинского с крутым поворотом к неоклассицизму 1920-1930г.г.
Композитор моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка, поставив своей целью установить «господство порядка над хаосом».
Слайд 17Дмитрий Шостакович
от природы он не был склонен к открытым формам
выражения протеста, легко уступал настырным ничтожествам в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом.
Но так было только в жизни — в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре исканий Шостаковича и стала концепционная симфония .
Слайд 18 Д. Шостакович был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а
работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования.
широкую известность приобрела музыка Шостаковича к кинофильмам «Овод» (по роману Э. Войнич — 1955), а также к экранизациям трагедий В. Шекспира «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971)
Слайд 20Альфред Горриевич Шнитке
1934-1998
Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности,
к судьбам человечества и человеческой культуры.
Основные жанры творчества Шнитке — симфонические и камерные: 4 симфонии, концерты для скрипки с оркестром, гобоя и арфы, фортепиано; балеты «Лабиринты» , «Эскизы» , «Пер Гюнт» и сценическая композиция «Желтый звук». Поистине новаторской является чрезвычайно интересная работа Шнитке над музыкой в кино: «Агония», «Стеклянная гармоника», «Рисунки Пушкина», «Восхождение», «Прощание», «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и др.
Слайд 21А.Шнитке — прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы
мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения советского мастера эмоционально выраженной философией.
А. Шнитке, впервые в советской музыке, использовал панораму музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п.
Слайд 24 Неповторимый и глубоко национальный творческий стиль каждого русского композитора сложился
под воздействием традиций народной русской музыки и духовной культуры . Образы русской природы, яркие картины народной жизни – все эти темы находят отражение в творчестве русских композиторов.
Но основополагающей темой творчества каждого их русских композиторов есть духовная тема борьбы добра и зла, поиска смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности.