Слайд 1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Кайдаковская детская школа искусств Вяземского района
Смоленской области
Преподаватель теоретический дисциплин
Штатная Людмила Станиславовна
д. Кайдаково
2017
Презентация на тему:
«Раскрывая Даргомыжского: Ария Мельника»
Слайд 2Сегодня речь пойдет о композиторе, влияние которого трудно переоценить, потому что
этот композитор повлиял не только на всё последующее за ним развитие русской музыки, но и на развитие мировой музыки в целом. Связь между его оперой и операми Шостаковича и Берга в ХХ веке, музыкой гениальнейших «кучкистов» настолько очевидна, что можно смело утверждать то, что Александр Сергеевич Даргомыжский – учитель почти всех русских, а через них и огромного количества зарубежных композиторов.
Был у нас в России Александр Сергеевич Даргомыжский, который научил музыкальный мир, не изменяя мелодии, не изменяя всей красоте оперного искусства, прежде всего идти за словом.
Мы проследим, как Даргомыжский и его открытия повлияли практически на всё оперное произношение, на всю оперную драматургию.
Слайд 3
Однажды Александр Сергеевич Даргомыжский обратился к неоконченной поэме А.С. Пушкина «Русалка».
Работая над одноименной оперой, композитор оставил неприкосновенной большую часть пушкинского текста. Однако для того чтобы положить слова на музыку, ему пришлось внести некоторые изменения.
Я хочу показать, какой высокой культурой обладал Александр Сергеевич Даргомыжский, когда он коснулся пушкинского текста. Более того, его интонации, его произношения, его тексты, положенные на музыку поразительно обладают высокой культурой и одновременно красотой.
Слайд 4 Предлагаю сравнить две версии текста знаменитой Арии Мельника – оригинальные
стихи А.С. Пушкина из поэмы «Русалка» и вариант, созданный Даргомыжским для оперы…
Блестящий пушкинский текст, замечательно и остроумно написанный, очень здорово выявлен характер Мельника, который пытается образумить свою дочь. Великолепное сочетание поэтического и прозаического начала в монологе и вот все эти идеи берет на вооружение Александр Сергеевич Даргомыжский, но кое-что меняет. Что и зачем? Давайте попробуем сравнить.
У Пушкина: «Ох, то-то все вы, девки молодые,
Все глупы вы»
А вот теперь послушайте у Даргомыжского: «Ох, то-то все вы, девки молодые,
Посмотришь, мало толку в вас»
«Все глупы вы» - у Пушкина.
У Даргомыжского: «Упрямы вы, и всё одно и то же
Твердить вам надобно сто раз»
У Пушкина: «Уж если подвернулся
К вам человек завидный не простой,
Так должно вам его себе упрочить.
А чем? разумным поведеньем.»
У Даргомыжского: «Уж если друг завидный
Вам в случай подвернулся,
Умейте вы разумным повеленьем
Его тотчас и в руки взять!Да!
То ласками, то сказками
Умейте заманить,
Упрёками, намёками
Старайтесь удержать.»
Слайд 5
Текст Даргомыжского не менее силён, чем текст Пушкина.
В этой арии,
открывающей оперу «Русалка» Даргомыжский сочетал феноменальный мелодизм с колоссальной речевой интонацией. Музыкальная интонация полностью показывает певцу, как эмоционально сильно и выразительно произнести мысль, фразу, спеть мотив, который на самом деле речевой.
Слайд 6
Слушая Арию Мельника, наслаждаешься невиданным мелодическим даром и параллельно потрясающим произношением
текста. Ну нет такого актера, который бы произнёс лучше этот текст, чем певец, поющий арию Мельника в опере Даргомыжского «Русалка»
Слайд 7Если бы Даргомыжский ничего больше не написал, кроме этой Арии Мельника,
то это бы было уже достаточно, ведь всё чудо в том, что эта ария, кроме всего, продолжает традиции и итальянской оперы, только в лучших её образцах: Россини, его скороговорка (одно и то же надо вам твердить сто раз, одно и то же надо вам твердить сто раз) - это чистейшая ария баса буффа, но вот этот эпизод (то ласками, то сказками умейте заманить) – это практически уже русская частушка, русская припевка – вот такое сочетание великолепного западного знания (он же не случайно путешествовал) и чудесного, впервые в России появившегося на весь мир русского произношения текста.