Слайд 1
Презентация на тему:
«Народная песня и композитор»
Составитель: преподаватель МБУ ДО
«Школа Искусств №2»
г.Усть-Илимска
Шуляк Ольга Владимировна
Слайд 2Фольклор – народное творчество.
(Англ.) Folk – народ, lore - учение.
Folklore –
«народная мудрость»
Именно так во всем мире принято
называть устное народное творчество,
которое передавалось из поколение в
поколение, из уст в уста.
Слайд 3Во всех произведениях народного
творчества воплотились:
традиции, мировозрение, народная мудрость.
Жанры фольклора:
мифы,
былины,
сказки, загадки, пословицы,
поговорки, песни.
Слайд 4Музыкальный фольклор
– это народные песни, танцы, былины,
инструментальные наигрыши.
Фольклор не
знает авторства.
Все произведения передаются
в устной традиции,
и подчас видоизменяются.
Слайд 5Все великие композиторы высоко
ценили народные песни и
использовали их в
своих произведениях.
Еще в 18 веке русские музыканты
стали собирать народые песни.
В то же время были изданы первые
сборники народных песен.
Слайд 6В 19 веке русские композиторы,
такие как: М. Балакирев, А. Лядов,
Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский
продолжали собирать народные песни.
Слайд 7Рождение песни издавна было связано
с жизнью людей, с их трудом
и бытом.
Поэтому существуют различные виды песен:
трудовые
игровые
обрядовые
семейно-бытовые
хороводные
плясовые
лирические и т.д.
Слайд 8Календарные песни:
связаны с годовым кругом
земледельческих работ.
Их еще называли –
обрядовыми песнями.
Они исполнялись в определенное время или даже в определенное число, на которое приходились праздники.
Слайд 9Один из праздников – праздник
«Зимнего солнцеворота»
(вечер 24 декабря, после
которого день начинал прибавляться).
В некоторых местностях его называли «Колядой»,
а песни, которые пели в это время –
Колядками.
Слайд 10Особые песни с припевами «Слава» или «Ой, ладу»
назывались «подблюдными».
Одну из них
М.П.Мусоргский включил в оперу
«Борис Годунов»,
Н.А. Римский – Корсаков –
в оперу «Царская невеста»,
А. Бородин - в оперу «Князь Игорь»
Слайд 11Праздником проводов зимы была Масленица.
Она начиналась за 8 недель до Пасхи.
Праздновали
ее целую неделю,
и каждый день имел свой смысл и название:
Слайд 12Самым важным днем этого праздник становилось
Прощеное воскресенье.
С самого утра все
люди должны были попросить у всех прощения за все причиненные обиды,
а также самому простить всех людей.
В последний день недели устраивали проводы
Масленицы, сжигали соломенное чучело,
которое олицетворяло конец зимы.
Слайд 13Обычай этот воспроизведен в операх
«Вражья сила» А. Серова и
«Снегурочка»
Н. Римского – Корсакова.
Слайд 14Праздником встречи весны был
День весеннего равноденствия ( 22 марта).
В этот
день готовили печенья в виде птиц,
а девушки и дети исполняли особые закликания птиц.
Эти песни назывались веснянками.
Мелодию веснянки «Выйди, выйди, Иванку»
П.И. Чайковский включил в финал своего
Первого фортепианного концерта.
Слайд 15К семейно-бытовым песням относятся
свадебные песни.
Старинная русская свадьба складывалась из разных
сценок, игр и обрядов,
которые сопровождались песнями.
Важными эпизодами свадебных игр были:
сватовство, рукобитье, сговор или смотрины невесты, девичник, свадебный пир.
Слайд 16Свадебные русские обряды воспроизведены
в операх Даргомыжского «Русалка»
и М. Глинки «Иван
Сусанин»
Слайд 17Следующий вид: исторические песни или былины.
В исторических песнях рассказывается о
подлинных событиях в истории народа
( татаро-монгольское иго, народные восстания и т.д.),
а в былинах чаще всего воспевались легендарные
подвиги прославленных русских богатырей.
Былина - это героический эпос русского народа. Героический - потому что речь в нем идет о великих героях-богатырях древности.
А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ».
Слайд 18Былинные напевы напоминают плавную распевную речь.
Они исполняются речитативом.
Былины включали в свои
произведения М.Мусоргский опера «Борис Годунов» /песня Варлаама и Мисаила/,
Н. Римский – Корсаков опера «Садко»
/былина «Соловей Будимирович»/ и др.
Слайд 19Лирические песни пелись на Руси не зависимо
от какого-то события.
Это
песни-раздумье о любви к родному краю,
о горькой доле, о тяжелом подневольном труде и т.д.
Например: «Лучинушка», «Степь да степь кругом».
Слайд 20Русские композиторы тонко прочувствовали особенности русских протяжных лирических песен и
включали их в свои произведения:
песня Любаши из оперы Римского-Корсакова
«Царская невеста»,
хор поселян из оперы «Князь Игорь» А. Бородина:
и т.д.
Ох, не буйный ветер завывал,
Горе навевал:
Хан Гзак нас повоевал.
Что не черен ворон налетал.
Беду накликал,
Хан Гзак на нас понабегал.
Что не серый волк позабегал,
Стадо позарезал,
Хан Гзак села поразорял.
Слайд 21Особое место в русском фольклоре занимают
хороводные и плясовые песни.
Они обычно
сопровождали танец, отличались характером, темпом, ритмом.
Хороводные и плясовые песни включены в оперы, Римского-Корсакова, Аренского, Даргомыжского и др.
П.И.Чайковский использовал тему р.н.п. «Во поле береза стояла» в финале своей симфонии №4.