Слайд 1
Выполнила преподаватель теоретических дисциплин Головинская Татьяна Евгеньевна
Древнерусская
музыка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
Детская школа искусств № 3 им. О. Б. Воронец
Слайд 2Древнерусская музыка
Эпоха древнерусской музыки охватывает восемь столетий -от возникновения
Русского государства в IX веке до реформ ПетраI в конце XVII века.
Слайд 3Две области древнерусской музыки
Народная музыка-фольклор
Церковная музыка
Слайд 4Профессиональные музыканты народной среды
У Баяна вещего, бывало,
Если петь он начинал о
ком,
Мысль, как серый волк в степи ,бежала,
Поднималась к облакам орлом…
Но не десять соколов взлетали,
А Баян персты на струны клал,
И живые струны рокотали
Славу тем, кто не искал похвал.
(Перевод Н.И.Рыленкова)
Киевский сказитель Баян
Слайд 5Профессиональные музыканты народной среды
Скоморохи – это бродячие музыканты, актеры,
певцы и танцоры на Руси
Слайд 6Церковная музыка Древней Руси
Церковная музыка существовала в виде хорового пения без
инструментального сопровождения.
Ангелоподобное пение воплощало идеал красоты и
дарило ощущение очищения, утешения, учило любить Бога и ближних.
Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены.
Слайд 7Искусство игры на церковных колоколах
Формы игры на колоколах:
Простой звон
Перезвон
Трезвон
«Царь-колокол»
«Сысой»
«Лебедь»
«Баран»
Слайд 8Система осмогласия
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ СЛУЖИЛО ОБРАЗЦОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА,
ВОПЛОЩАЛОСЬ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ,КОТОРАЯ ПОЛУЧИЛА
НАЗВАНИЕ»СИСТЕМА ОСМОГЛАСИЯ»,ТО ЕСТЬ ЧЕРЕДОВАНИЕ ГРУПП НАПЕВОВ ПО ПЕРИОДАМ В ВОСЕМЬ НЕДЕЛЬ
Слайд 9Древнерусские песнопения
КОНДАК — краткая песнь содержащая похвалу святому или выражающая
сущность праздника.
ТРОПАРИ — молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо ,исполняются во время богослужения
СТИХИ́РЫ—церковное песнопение, написанное стихотворным размером , как правило, присоединяемое к стихам псалма в определенные моменты богослужения .В стихирах отражено содержание праздника, христианского догмата или прославляются святые .
тропари
кондак
стихиры
Слайд 10Древние музыкальные рукописи
Знаменный распев - это основной фонд русских церковных напевов.
Название старославянского слова «знамя». Знаменами назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов.
Слайд 11Древние музыкальные рукописи
Крюки - знаки древнерусского без линейного нотного письма. Комбинации
чёрточек, запятых и точек которые имеют византийское происхождение .Применялись в русском церковном пении. Указывали направление движения голоса, замедление ,ускорение темпа и звуковые акценты.
Слайд 12Киноварные пометы
киноварные пометы -буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации
. В основу системы положено подразделение 12-ступенного церковного звукоряда на четыре "согласия" (восходящие по большим секундам последования трёх звуков, повторяющиеся по чистым квартам вверх.
БУКВЕННЫЕ ОБАЗНОЧЕНИЯ:
"глаголь" и "наш"; сокр. "гораздо низко"
сокр. слово "низко"
буква "слово"; сокр. "средним гласом"
буква "мыслете"; сокр. слово "мрачно"
буква "покой"; сокр. слово"повыше"
Слайд 13Киноварные пометы
буква "веди"; сокр. слово "высоко"
"гораздо высоко"
"покой" с точкой
"веди" с точкой
Ступени, расположенные ниже "мрачного" согласия, обозначались
"глаголь наш с крыжем"
"наш с крыжем"
Слайд 14Киноварные пометы
("цы").
(сокр. слово "тихо") - замедление движения;
(сокр. "борзо") -
ускорение
(сокр. "закинь") - ход на секунду вверх;
(сокр. "ломи") - скачок на терцию вверх;
(сокр. "ударка") - ход на секунду вниз;
(сокр. "качка") - ход на секунду вниз и обратно;
"борзо" -вместо
"тихая"
"ломка
, "качка"(сокр. "равно") - движение на одной высоте.
Слайд 15Хоровая музыкальная культура XVIIвеке
В XVII веке музыкальная культура России, особенно хоровая,
достигла высокого уровня. Наряду с традиционными жанрами музыкального искусства рождались новые формы и жанры .До этого хоровая музыка была одноголосной . Но теперь ей на смену пришло многоголосие.
Слайд 16Нотная запись
На смену крюкам пришла нотная запись и возник стиль «партесного
пения».Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровых концертов . Эти концерты были важной переходной ступенькой от церковной к светской профессиональной музыке.
Слайд 17КАНТЫ
Кантами в то время называли трехголосные куплетные песни. Содержание кантов было
самым разнообразным :раздумья о жизни и смерти ,картины природы ,восхваление исторических личностей ,выражение человеческих чувств .Пели их небольшие ансамбли.
Слайд 18ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ
Самой сложной формой русской музыки XVII века
был хоровой «духовный концерт». Из общего числа певчих выделялся ансамбль солистов, которые пели попеременно с большим хором.
Иногда одна хоровая партия как бы вступала в спор с другой. Чаще всего композиторы той эпохи писали концерты, в которых состязались несколько хоров.
Слайд 19АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ
Духовный концерт представлял собой диалог, а не
борьбу хоров. Очень часто создавался эффект эхо. Во время концерта певчие выстраивались похорно, один хор на небольшом расстоянии от другого. Получался стереофонический эффект. Тогда это называлось антифонным пением (дословно «противозвук»)
Слайд 20Зарождение русского музыкального театра
Говоря о древнерусской музыке, надо отметить то, что
XVI-XVII века были периодом зарождения русского музыкального театра. Все роли в русском театре исполняли мужчины.
На сцене играла инструментальная музыка, актеры пели и плясали.
Слайд 21«Пещное действо»
Пещное действо - инсценировка древнего сказания о трех отроках, которые
не пожелали отдать поклон золотой статуе Навуходоносора и были брошены по его приказанию в горячую печь. Такая инсценировка сопровождалась пением различных стихир, кондаков и «росных стихов».
Слайд 22«Пещное действо»
«Росные стихи» – это стихотворения, которые рассказывали о росе, которая
чудесным образом погасила огонь в печи.
Слайд 23Вертеп
Большой любовью в народе пользовались вертепные представления.
Вертеп – кукольный ящик
с двухъярусной сценой, которую носили по домам, и под пение кантов разыгрывали один и тот же спектакль о жестоком библейском царе Ироде и его смерти.
Слайд 24Музыкальный театр
В конце XVII века в России появился
настоящий музыкальный театр со зрительным залом, сценой, актерами, а иногда и оркестром.
Первые театры называли школьными, так как большинство из них организовывались при каком-то учебном заведении. Тексты писали известные драматурги, такие как Симеон Полоцкий и Дмитрий Ростовский. Спектакли школьных театров явились итогом развития всего древнерусского искусства и одновременно стали связующим звеном с русским искусством XVIII века.
Слайд 25ИСТОЧНИКИ
http://angel-k.ru/2009/05/21/festival-duxovnoj-muzyki/
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/VERTEP.html
http://ru.wikipedia