Слайд 1Презентация открытого урока
по специальности
«Фортепиано»
«Подготовка ученика-пианиста к
правильному исполнению гамм»
Слайд 2 Участники
Преподаватель по классу фортепиано
Козина Татьяна Юрьевна
Слайд 3Участники
Ученица второго
класса
Егорова Мария
Слайд 4Тема урока:
Подготовка ученика-пианиста к
правильному исполнению гамм
Слайд 5Цель и задачи
Цель: Добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей
без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям.
Задачи урока:
Развивающие.
Развить двигательно-осязательные ощущения пальцев рук
Обучающие.
Научиться технически верно исполнять упражнения на освоение и закрепление новых знаний, умений, навыков по образцу, а также уметь применять их в сходных ситуациях.
Воспитательные.
Воспитать чувство самоконтроля, усидчивости и самоорганизации.
Слайд 6Форма, тип урока
Форма учебного занятия – урок
Форма организации работы – индивидуальная
Тип
урока – комбинированное занятие.
Слайд 7Структура учебного занятия
Продолжительность занятия – 45 минут
Вводная, организационная часть – 5
минут
Приветствие. Сообщение темы и плана занятия.
Основная часть – 30 минут
Проверка имеющихся у ребенка знаний и умений и их готовность к изучению нового материала.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
Исполнение упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях
Заключительная часть – 10 минут
Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка результатов. Домашнее задание.
Слайд 8Ход урока
- Основная причина
толчков, неровности гамм – малая подвижность и напряженность первого пальца. Поэтому чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо использовать его природную ловкость и легкость и подкладывать его незаметно, готовя заранее, не меняя уровня кисти.
Слайд 9Ход урока
Предложить ребенку исполнить гамму до-мажор на две октавы
в противоположном движении.
Слайд 10Коментарий
С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в
медленном темпе половинными нотами. Считая вслух на две четверти. Можно также быстро и четко проговаривать названия нот – такой «приказ» заставляет пальцы работать подвижнее и четче.
Слайд 11Ход урока
Предложить ребенку исполнить различные упражнения двумя руками
Слайд 12Ход урока
1. Упражнение на подкладывание первого пальца.
Расходящиеся движения на октаву
и обратно. Играть всю гамму двумя пальцами:1-2, 1-3,1-4,1-5 (левая рука от «до» 1 вниз). Выполнить это упражнение в разных тональностях, добиваясь плавности. В тональности, имеющих диезы и бемоли, избегать толчков на черной клавише и не поднимать кисть. Держаться ближе к черным клавишам, почти между ними, чтобы при переходах с белых клавиш на черные и обратно не пришлось двигать руку от себя к себе.
Обсудить с ученицей трудности исполнения, обращая внимание на то, как сделать исполнение более удобным и правильным. Попросить увеличить темп. Если качество исполнения ухудшается, вернуться к первоначальному темпу.
Слайд 15Ход урока
2. Гаммовые отрезки.
Правая рука играет по позициям гаммы
до конца клавиатуры и обратно, левая – вниз от до
♪♪♪ ’ / ♪♪♪♪’
Легато играется на одном движении, «выдохе» из руки. Переносы выполняются всей рукой по дуге без взмахов кисти. Полезно учить разными приемами и в разных темпах. Упражнение подготавливает усвоение аппликатуры гаммы и вырабатывает плавное исполнение легато на одной позиции руки.
Предложить ученице самой проанализировать результат.
Слайд 17Ход урока
3. Упражнение с задержанным звуком (со «станком»).
Данное упражнение развивает
независимость, силу пальцев, укрепляя их ладонные сгибатели.
Опираясь на задержанный звук, свободно открываются и «захлопываются» пальцы, берущие восьмушки
Слайд 19Ход урока
4. Последования второго-пятого пальцев со «станком» на первом.
Положение ладони –
глубоко в клавиатуре. Кисть слегка поворачивается к пятому пальцу
Слайд 21Ход урока
5. Постепенное увеличение гаммаобразной линии в прямом
и обратном движении.
Упражнение играется непрерывным движением с «выходом» на опорном звуке.
Слайд 23Коментарии
Во всех этих упражнениях нужно стремиться к ровному по звучанию
и экономному по движению исполнению. Разучивание должно происходить с постепенным увеличением темпа. Чем больше темп, тем мельче движения, тем ближе друг к другу кончики пальцев (при сохранении ширины ладони). Но, нельзя во всех случаях требовать строго определенного положения рук или движения, пусть даже и рационального. Нельзя сковывать инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать свое решение. Ученик должен находить и свои приемы исполнения.
Слайд 24Коментарии
Показывать приемы нужно в живой и увлекательной форме и так,
чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях.
Ученице предлагается исполнить ранее разученный Этюд К.Черни, соч.829 до мажор, используя вновь приобретенные знания.
Обязательно сделать оценку исполнения, заострив внимание не только на ошибках, но и на пассажах исполненных успешно, даже если результат будет незначительным.
Слайд 25Планируемый результат
- спокойное подкладывание первого пальца при смене позиции
кисти
- ровное пиано внутри позиции
Слайд 26Методы, технологии обучения
- словесный (устное изложение материала)
- наглядный (показ, исполнение педагогом)
-
практический (исполнение тренировочных упражнений)
Слайд 27Техническое оснащение занятия
Занятие проходит в классе размером 12.6 кв.м.
Имеются
два инструмента – фортепиано, стулья, нотная литература, наглядный и раздаточный материал, канцелярские принадлежности.
Слайд 28Список литературы
А.Шмидт-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков. Классика 21 века.- Москва, 2003,
с.58-65
Г.А.Праслова. Музыкальное образование как фактор развития человека., С-Пб., 2004.
Учебно-методическое пособие «Альбом ученика-пианиста», 2-3 класс, Ростов-на-Дону, 2011
Н.Ширинская. Гаммы и арпеджио. Москва, 1990.
К.Черни. Избранные фортепианные этюды. Ч.1,2. Москва., 1995.
А.Должанский. Краткий музыкальный словарь. Издательство «Музыка». Ленинград, 1964.