Слайд 1Оперетта
Имре (Эммерих) Кальман
Слайд 2Итал. operetta, франц. opérette, буквально – маленькая опера), вид музыкального театра;
музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа
Слайд 3 Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в античных мистериях в
честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, й, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия.
Слайд 4 Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855года.
Слайд 5В этот день Ж.Оффенбах,истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна,
открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. .
Слайд 6Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее
гордость олицетворяет, конечно И.Штраус-младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885).
Слайд 7В XX веке облик австрийской оперетты существенно изменился. В прошлом исключительно
комическая, оперетта превратилась в чувствительную мелодраму с буффонно-фарсовыми элементами. Новое направление, названное "неовенской опереттой", сложилось в творчестве Ф.Легара, И.Кальмана, Л.Фалля и др. Наиболее яркие оперетты неовенской школы - "Веселая вдова", "Граф Люксембург", "Цыганская любовь" Ф.Легара и "Цыган-премьер", "Принцесса цирка", "Княгиня чардаша" (в русском варианте "Сильва"), "Баядера" и "Марица" И.Кальмана.
Слайд 8Имре (Эммерих) Кальман
(24 октября 1882 г. - 30 октября 1953
г.), венгерский композитор.
Слайд 9Имре начал заниматься музыкой поздно и вначале даже не предполагал, что
будет музыкантом. Родители хотели, чтобы их сын стал юристом, и юноша поступил на юридический факультет Будапештского университета. Но здесь выяснилось, что ему больше нравится заниматься музыкой, чем юриспруденцией. К тому же у Кальмана обнаружились блестящие музыкальные способности.
Окончив первый курс университета, Имре поступил в Будапештскую музыкальную академию в класс известного пианиста Франца Кеслера. Весь следующий год он проучился одновременно в двух местах, но потом решил заниматься только музыкой. Родители были категорически против такого решения сына, считая музыку несерьезным занятием.
Слайд 10Но Имре проявил характер и настоял на своем. Ему даже пришлось
уйти из семьи и самому зарабатывать на жизнь. Он писал музыку для куплетов и бульварных песенок, работал музыкальным критиком в газетах.
Слайд 11В 1906 году Кальману предложили написать музыку к спектаклю «Наследство Переслени».
Вскоре в одном из будапештских театров прошла премьера, которую зрители приняли с восторгом. Однако через несколько дней австрийские власти запретили спектакль за его антиправительственную направленность. Как удалось выяснить, причиной запрета стало не только содержание пьесы, но и музыка Кальмана, которая, по мнению цензора, была чересчур насыщена венгерскими народными мелодиями.Тем не менее, директор театра не захотел расставаться с молодым композитором и заказал ему оперетту «Осенние мотивы» на текст, написанный известным поэтом-либреттистом К. Баконем. Премьера спектакля в Будапеште стала триумфом композитора. Вскоре оперетта была поставлена в Вене, и это означало признание Кальмана как мастера этого жанра.
Слайд 12С 1920 года Кальман живет в Вене. Там были поставлены большинство
его оперетт, которые с тех пор стали классическими. Такие его произведения, как «Сильва», «Принцесса цирка», «Графиня Марица», до сих пор не сходят со сцен ведущих театров мира.После того как в 1938 году Австрию захватили фашисты, композитор переехал в Швейцарию, а с началом Второй мировой войны эмигрировал в США.
Слайд 13В Америке у композитора были все условия для работы, однако его
тянуло в Европу, и в 1948 году он переезжает в Париж. Там состоялась премьера его оперетты «Императрица Жозефина», где композитор в музыкальных образах пытался осмыслить историю. Но он и сам остался в истории музыки как родоначальник новой венской оперетты. По сравнению с Оффенбахом и Штраусом его музыка отличалась психологической глубиной и реализмом. Таким образом, со времени Кальмана оперетта перестала быть чисто развлекательным жанром.
Слайд 14http://prima-donna.narod.ru
http://www.liveinternet.ru
http://music-fantasy.ru
https://yandex.ru