Слайд 1«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог
залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ».
Екатерина Иннокентьевна Филиппова
г. Красноярск, МАОУ СШ №154
Слайд 3В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно быть
здоровьесберегающим.
В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.
Слайд 4Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья
за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
Слайд 5Здоровьесберегающие технологии направлены на:
- стимулирование и сохранение здоровья;
- обучение здоровому и
правильному образу жизни;
- коррекцию состояния детей.
Слайд 6Музыкальное воспитание с детьми с ОВЗ
Основными задачами воспитания таких детей являются:
-развитие
музыкальных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей учащихся, с помощью разных видов музыкальной деятельности;
-формирование основ музыкальной культуры и общей духовной культуры, ценностных установок;
-оптимизация образного мышления, как важнейшего фактора художественного постижения мира;
-компенсация эмоционального недоразвития;
- сохранения здоровья.
Слайд 7«Музыка – вид искусства, в котором заложен потенциал для оздоровления» (
М.Л. Лазарев)
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три фактора:
- вибрационный (стимулирует обменные процессы на уровне клетки. Современные научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов;
- физиологический (способен изменять различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно – сосудистая)
- психологический (через ассоциативные связи, релаксацию способен значительно менять психическое состояние ребенка).
Слайд 8Музыкотерапия. «Эффект Моцарта».
Слушание музыки. Как ведут себя кристаллы после прослушивания
музыки В.А. Моцарта и рока
Слайд 9Различные вариации «поведения» воды на музыку других композиторов
Слайд 10Массаж, самомассаж под музыку.
Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в
рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.
Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками)
Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками)
Солнце стало припекать, (поглаживание спины)
Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера)
А за ним ползут и детки,
Чтобы погулять на ветке. (можно поменяться ролями)
Слайд 12Пальчиковая гимнастика.
Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей, стимулирует
развитие пальцев рук. Регулярное их использование в школе и дома также способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи.
«Коза и козлята»: исходное положение рук – кисти сомкнуты, пальцы направлены вверх в разомкнутом положении, как будто держат большой мяч.
Жила-была Коза, и было у неё семеро козлят. Однажды отправилась мама Коза на работу, на лужок пастись и поёт козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я на луг пойду, молочка принесу!
Закрывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (по очереди соединяем подушечек пальцев, начиная с мизинцев)
Четыре - дверца, пять – дверца
Все дверцы закрыли?
Закрывайте замки золочёные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (по очереди перекрещиваем четыре – замочек, пять – замочек… пальцы, сжимаем в «замок»)
Все замочки закрыли?»
Проверим – крепок ли замок? Крепок! (пытаемся «разжать замок») и т.д.
Слайд 13«Музыкальный сон». Гимнастика для глаз
В качестве основы для музыкальной игры можно
использовать практически любое инструментальное произведение (например, используется произведение «Утро» Э.Грига, из сюиты «Пер Гюнт») В ходе игры проводится анализ воздействия восприятия произведения музыкального искусства на эмоциональное состояние слушателя. Как известно, в данном произведении звучит спокойная тихая музыка. Учащиеся закрывают глаза и представляют образ музыки. В этот момент их глазки отдыхают. Как только звучит «форте» ( громко), дети должны открыть глаза, тем самым услышать сигнал к смене эмоционального состояния в произведении.
Слайд 14Вокалотерапия. Дыхательная гимнастика.
Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности
плеч и грудной клетки автоматически влечёт за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаём условия для увеличения объёма лёгких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно – сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов, поэтому метод вокалотерапии можно использовать на уроках систематически.
Слайд 15Логоритмика
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для
снятия напряжения после долгого сидения.
Современная песенка «Виноватая тучка» Д. Тухманова направлена на то, чтобы школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела.
Слайд 16Фольклорная арт-терапия.
Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную
сферу, художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировании русских народных песен.
Задание «Разыграй песню» предлагаю учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен («Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси» и др.). Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.
Пение народных песен способствует эстетическому воспитанию детей, пробуждает чувство любви к Родине, к родной природе. Песни способствуют улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияют на выразительность речи. От музыки у детей бывают положительные эмоции, а значит, дети больше улыбаются и смеются. Эти дети будут всегда здоровыми. При пении у детей исправляется дефект речи, исправляется заикание.
Слайд 17Игра на музыкальных инструментах.
Игре отводиться особая роль, поскольку она вовлекает ребенка
в сферу музыки, помогает развивать его творческие способности. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию кистей рук. Например, удар молоточком на металлофоне, ксилофоне. Или удар ладошкой по бубну, стучание ложками, игра на трещотках. Развитию дыхания способствует игра на свирели, кугиклах.
В работе с учащимися ОВЗ могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны).
Слайд 18Вывод: Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно
решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.