Презентация, доклад Былинные герои в музыке

Содержание

Содержание Введение.....................................................................................................Что такое былина? ...................................................................................Так изображен в былине русский богатырь ....................................Вторая симфония Бородина «Богатырская» ....................................Опера «Садко» Николая Римского-Корсакова..................................Заключение...............................................................................................

Слайд 1Былинные герои в музыке



Автор проекта:
Соловьева Виктория, обучающаяся
7 класса
МОУ «Гимназия

№18» города Магнитогорска
Наставник проекта:
Фролова Злата Игоревна, учитель музыки
МОУ «Гимназия №18»
города Магнитогорска

Тип проекта информационно-познавательный

Былинные герои в музыкеАвтор проекта: Соловьева Виктория, обучающаяся7 класса МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска	Наставник проекта: Фролова Злата

Слайд 2Содержание
 
Введение.....................................................................................................
Что такое былина? ...................................................................................
Так изображен в былине русский богатырь ....................................
Вторая симфония

Бородина «Богатырская» ....................................
Опера «Садко» Николая Римского-Корсакова..................................
Заключение...............................................................................................

Содержание Введение.....................................................................................................Что такое былина? ...................................................................................Так изображен в былине русский богатырь ....................................Вторая симфония Бородина «Богатырская» ....................................Опера «Садко» Николая Римского-Корсакова..................................Заключение...............................................................................................

Слайд 3Введение
Былинным напевам уже более

10 веков, но интерес к этим живым строкам истории не угасал никогда: пересказывали, дописывали, изучали, возрождали, создавали на основе услышанного замечательные музыкальные произведения.
Я выбрала эту тему потому, что большую часть своей жизни посветила музыке. Мне нравится классическая музыка, но многие сейчас не слышали ни одного классического произведения. Я решила познакомить своих ровесников с миром классической музыки и с ее помощью окунуться в стародавние времена.
Цель проекта сквозь музыкальные и живописные портреты вернуться в прошлое и постараться осмыслить бесконечную мудрость наших предков, сделавшую образы русских былинных героев бессмертными.
Задачи проекта:
1) Собрать и изучить информацию по теме «былинные герои в музыке»
2) Прослушать произведения композиторов.
3) Проанализировать информацию и систематизировать её.
4) Сделать выводы и создать слайд шоу «былинные герои в музыке»
 

Введение       Былинным напевам уже более 10 веков, но интерес к этим

Слайд 4Что такое былина?
«Былинная тема»

с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять значение в духовной жизни нашего народа. Воплотив в себе величие национального характера народа, они являются одним из средств передачи лучших традиций прошлого от одного поколения к другому. По своей художественной силе былины могут быть поставлены в ряд с величайшими шедеврами словесного искусства. Они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца.
.
Что такое былина?       «Былинная тема» с давних пор звучала в русском

Слайд 6 Вторая симфония Бородина «Богатырская».

Одним из величайших композиторов, использовавших в своём творчестве былинную тему, является Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же). Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. Бородин по возвращении в Россию в 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок, получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки. Бородин был активным членом Беляевского кружка. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Вторая симфония Бородина «Богатырская».       Одним из величайших композиторов, использовавших в

Слайд 8Вторая симфония — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к

мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге.

Вторая симфония — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости,

Слайд 10Первая ее часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая

унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Первая ее часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно

Слайд 12 Вторая часть — стремительное скерцо (оживлённый темп), первая тема которого

стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.
Вторая часть — стремительное скерцо (оживлённый темп), первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на

Слайд 13Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна —

легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируе­мого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный

Слайд 14 Финал произведения захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с

тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.
Финал произведения захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ

Слайд 15 «Богатырская» симфония Бородина, отличающаяся глубиной и благородством патриотического замысла, и

яркой конкретностью музыкальных образов, принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики, знаменуя собой новый этап на пути развития отечественной симфонической музыки.
«Богатырская» симфония Бородина, отличающаяся глубиной и благородством патриотического замысла, и яркой конкретностью музыкальных образов, принадлежит к

Слайд 17Опера «Садко» Николая Римского-Корсакова
У русской старины

и древней русской литературы — былин, песен, легенд, сказаний — всегда был широкий круг читателей. Среди них оказался композитор – Николай Римский-Корсаков  
(6 [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния). Будучи неравнодушным к фольклору и в особенности к теме странствий, молодой композитор сразу после возвращения из кругосветного плавания захотел воплотить былину о Садко в своей музыке.

Опера «Садко» Николая Римского-Корсакова      У русской старины и древней русской литературы — былин, песен, легенд, сказаний

Слайд 19 Морские путешествия — то, что волновало Римского-Корсакова с раннего детства. В возрасте 12 лет,

вслед за старшим братом Воином, он поступил в Морской кадетский корпус. Затем, по окончании учебы, будущий офицер отправился служить на клипере «Алмаз». Он посетил множество стран — Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, США и Бразилию. Впечатления, полученные в путешествиях, затронули воображение композитора. А образы моря есть в его самых известных произведениях — симфонической картине «Шехеразада», цикле романсов «У моря», опере «Сказка о царе Салтане» и, конечно же, «Садко».
Морские путешествия — то, что волновало Римского-Корсакова с раннего детства. В возрасте 12 лет, вслед за старшим братом Воином, он поступил в Морской

Слайд 20Здесь нарисованы картины моря, то спокойного и величавого, то буйного, и

сказочные образы обитателей подводного царства. Грозная музыка представляет Морского царя, задушевная лирическая – Морскую царевну; нежна, грациозна пляска золотых рыбок. Садко на гуслях играет, разудалую плясовую, и вот уже расходилось, разгулялось царство подводное, вскипают волны и грозят потопить корабли. Тогда обрывает Садко струны гусль яровчатых, и снова спокойно синее море.

Здесь нарисованы картины моря, то спокойного и величавого, то буйного, и сказочные образы обитателей подводного царства. Грозная

Слайд 21 Не богат, не чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он

с именитыми купцами новгородскими, не поёт песни о богатстве их и знатности. О дальних странах, о реках и морях неизведанных мечтает Садко в своих песнях, о странствиях морских, что прославят его родной Новгород. Если бы у него была золотая казна и славная дружина, не сидел бы он сиднем в Новгороде, не бражничал бы, а накупил бы товаров новгородских и отправился бы к «синему морю далекому». Садко поет степенно, на былинный лад.
Не богат, не чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он с именитыми купцами новгородскими, не поёт

Слайд 23 Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, упомянутые

в партитуре, заимствованы из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто (словесный текст) зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями.
Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы из различных былин,

Слайд 24 «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное,

плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Опера полнокровно, правдиво повествует о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее ярких и значительных произведений русской оперной классики.
«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть