Слайд 1
тема:
Образы-символы в русских народных песнях. Учитель музыки: Пучкова И.В
Слайд 2Цель:
выявить и классифицировать
образы -символы в русских
подблюдных песнях
Слайд 3
1. изучить литературу по данной теме.
2. выявить и проанализировать систему образов
-символов.
3. изучить их содержание и тематическую принадлежность.
Объект исследования: русская обрядовая поэзия.
Предмет исследования: образы-символы в подблюдных песнях.
Задачи
Слайд 4Проблема:
Лучшие образцы русской литературы XIX - XX веков тесно связаны с
фольклорной традицией. Такие поэты, как Жуковский, Пушкин, Некрасов, Есенин и многие другие прекрасно знали русскую обрядовую поэзию, использовали образы, описания обрядов в своих произведениях. Когда мы читаем строчки А.С.Пушкина
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость…
Нам понятно, что речь идет о святочных гаданиях. Но в строчках:
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужики то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И Слава!»Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев..
мы часто либо понимаем неправильно, например, слово кошурка, либо, не понимая вовсе, пропускаем и не вдумываемся в его смысл. Непонятно также, почему серебро сулит утраты. Это мешает по-настоящему видеть красоту художественного текста, глубоко понимать его содержание.
Слайд 5Гипотеза:
Если мы изучим символическое значение образов
подблюдных песен, то сможем глубже понимать
смысл обряда, содержание русской обрядовой поэзии
и художественных произведений, в которых она
используется, т.к художественная литература и
устное народное поэтическое творчество тесно
связаны между собой.
Методы исследования: анализ, классификация.
Слайд 6Актуальность:
Тема актуальна, поскольку в настоящее
время в обществе наблюдается
стремление к
поиску настоящей, подлинной красоты,
пробуждается интерес к народным
корням, традициям, фольклору, к более
глубокому пониманию настоящих
художественных ценностей.
Слайд 7На первом этапе нашего исследования мы изучили
теоретическую литературу о русской
обрядовой
поэзии. Предмет нашего исследования тесно связан с
календарными обрядами, в частности, со святочно-
новогодними, когда совершались всевозможные
гадательные обряды. Гадания девушек
сопровождались пением подблюдных песен. Свое
название песни получили в связи с игрой, которой
сопровождалось гадание. Кто-либо из гадающих, не
глядя, вынимал из блюдца первое попавшееся кольцо, и
содержание пропетой песни относили к тому, чье кольцо
вынулось.
Слайд 9Хор закреплял гадание пением припева:
Кому же мы спели,
Тому добро,
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
Слайд 10Таким образом, подблюдная песня состоит, как правило, из
двух частей. В
первой части содержится предсказание,
выраженное в иносказательной форме, а вторая является
припевом, закрепляющим предсказание.
В первой части обязательно присутствуют образы-
символы, выражающие суть какого-либо явления. Многие
образы-символы выходят к верованиям древних славян.
Современный человек может не догадаться, что трава,
например, символ девицы, женщины, а «есть траву» -
означает любить. Горящая свеча- символ страдания и
болезни, завивание кудрей- символ домашнего счастья и
счастья вообще.
Слайд 11На втором этапе работы над проектом нами
было изучено 86 подблюдных
песен,
помещенных в сборнике К. Чистова и
Б.Чистовой «Русская народная обрядовая
поэзия», и выявлены основные образы-
символы, встречающиеся в песнях.
Составлена следующая таблица.
Слайд 13 Если предсказывалась свадьба, то, как правило, использовались
образы золотого
венца, золотого перстня. Невеста- жемчужина, жених-
яхонт.
Богатство, благополучие символизировали густая рожь, полная
кадушка теста, мышь, несущая каравай, воз, въезжающий во двор с
прибылью.
Предсказание долгого девичества связывали с образом печи в разных
вариантах, т.к печь являлась центром дома.
Бедность и вдовство связывались с образами обветшавших предметов
одежды: истрескавшийся сарафан, короткие или дырявые штаны. С
образом ухаба на дороге, из которого трудно выехать, с образом свиньи
или борова, подрывающего забор.
Разлуку предсказывали при помощи образов, символизирующих
средства передвижения: саночки, повернутые к лесу, лодочка,
отплывающая от берега, а также образы птиц: воробей, глядящий на
другую сторону, ласточка, вьющая гнездо у терема, ломоть пирога в
печи, полотенце, дуга и хомут на разных берегах реки.
Болезнь и покойника символизировали в песнях образы вороны, полотенца на
стене, блина на блюдце, корыта, накрытого другим корытом.
Мы обратили внимание на то, что есть образы- символы, присутствующие в
различных тематических группах. Это образ полотенца, образ дуги и хомута,
жемчуга. Слушатели разгадывали значение этих образов в зависимости от
контекста.
Слайд 14Выводы:
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
1. язык подблюдных песен
отличается богатейшей символикой.
2. есть определенное количество образов- символов, являющихся сквозными для многих тематических групп.
3. чаще всего в образах-символах отражается предметный мир, окружавший крестьянина в быту, занятия, ритуалы.
4. символика подблюдных песен, прием иносказания сближает их с такими жанрами устного народного творчества как загадка, пословица, заклинание
Слайд 15В процессе работы над темой, в ходе анализа
системы- образов подблюдных песен
перед
нами раскрылся интереснейший мир устного
народного творчества, богатейшая
образность русского языка. Работа расширила
наши знания о русских народных традициях,
обрядах и глубокой связи с ними народного
поэтического творчества.