Слайд 2Цель:
проанализировать статью в которой воссоздается типичный образ стиляг и рассматривается общественное
и лично-обывательское отношение к ним.
Слайд 3Задачи:
- изучить историю возникновения стиля ;
- перечислить основные тезисы;
-
высказать собственное отношение к излагаемой проблеме;
- дать определение основным понятиям и терминам, примененным в статье; расшифровать аббревиатуру;
Слайд 4Стиляги
Стиля́ги (само название — штатники) — молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое
распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.
Слайд 5Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное)
отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.
Слайд 6Причины возникновения субкультуры стиляг
Одной из главных причин появления движения «стиляг»
стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.
Слайд 7Если для детей советской элиты пристрастие к зарубежной культуре было элементом показательного протеста
и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности и красочности киномира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Западной Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды за рубежом предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец линди хоп был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.
Слайд 8Появление термина «стиляга»
Возникновение термина относится к концу 1940-х годов. Существует мнение,
что термин «стиляги» пришёл из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» (англ. steal — воровать; либо англ. style — стиль) — у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в заимствованной манере. И, соответственно, термин переносился на самого исполнителя — «стиляга».
стиляг
В первые годы существования данного феномена облик стиляги был карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях»
Слайд 11Желание общества «переделать» нонконформистов выливалось в обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях,
к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ. Исключение из комсомола имело негативные последствия как для карьеры исключённого, так и для отношения к нему властей.
Работу со стилягами вели также сотрудники добровольной народной дружины. В провинциальных городах задержанных стиляг стригли под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья.
Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения зарубежной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.
Слайд 13 Музыка и танцы
конце 1940-х —
в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада солнечной долины». Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг
Слайд 14Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё
до войны.
Однако стиляги, появившиеся во второй половине 40-х, уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла борьба с так называемым «космополитизмом»
Взаимоотношения с обществом
Слайд 15Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой
массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:
Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская).
В Ленинграде — Невский проспект, в
Казани — улица Баумана ….
«Бродвей» был у стиляг в каждом городе.
Слайд 17Музыкальные группы 80-х: в поисках стиля
В 1980-е годы в СССР возник интерес молодёжи к ретро-стилю,
в частности к субкультуре стиляг. На волне этого увлечения возник стиль группы «Браво», возглавляемой Евгением Хавтаном. В песнях группы — нежная ностальгия по давно ушедшим «старым добрым временам».
Образ романтичного стиляги гармонирует с идеалистическими представлениями молодых людей о 1950—1960-х годах (композиции «Ленинградский рок-н-ролл», «Вася — стиляга из Москвы», «Оранжевый галстук», «Московский бит» и другие).
В творчестве ленинградской группы «Секрет» во многих композициях прослеживается тема «стиляжного» прошлого — «Я люблю буги-вуги», «Мажорный рок-н-ролл» и др.
Слайд 20Примечания
Перемышлев Е. Материалы для «Словаря советской культуры». Стиляги - www.ruthenia.ru/moskva/art/statii/stylyaga.htm // Техническая
эстетика и промышленный дизайн, № 3, 2006
↑ 1 2 3 Кравченко А. И. Социология девиантности - lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-0l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&a=d&cl=CL1&d=HASH01d860037a6f82dbb24fe132.4.2. // lib.socio.msu.ru
В современной психологии подобные состояния получили название когнитивного диссонанса
Беляева Д. Г. Стиляга // Крокодил, № 7, март 1949
КГБ: Алексей Иванович Пантелеев. Разговор с читателем - lib.misto.kiev.ua/RUSSLIT/PANTELEEW/statii.txt
Возможно, название имеет самоироничный оттенок и происходит от ветеринарного термина чувак — кастрированный козел (ср.:петух — каплун; кабан — боров; бык — вол; жеребец — мерин; баран — валух:Рахманов А. Г. «Полный справочник животновода» — АСТ,ISBN 5-85684-501-3)
Слово более раннего происхождения и употреблялось в т. н. «одесском жаргоне» и фене, ср. с англ. baren от того же идишского корня «бар» (Словарь английских слов и выражений из идиша - www.hobonickels.org/yiddish.htm, Webster Dictionary - www.websters-online-dictionary.org/translation/Yiddish %28Transliterated%29/Baren %28taboo%29)
Николай Рубцов. Стихотворения, не вошедшие при жизни поэта в сборники - rubtsov.id.ru/poetry/shout_2.htm
Слайд 21Литература
Славкин В.И. Памятник неизвестному стиляге: История поколения в анекдотах, легендах, байках, песнях
(в кн. включ. также пьеса «Взрослая дочь молодого человека»). — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. — С. 311. — ISBN 5-87334-078-1
Литвинов Г. Стиляги. Как это было. Документальный роман. — М.: Амфора, 2009. — С. 304. — ISBN 978-5-367-00884-5
Алексей Козлов Козёл на саксе - www.lib.ru/CULTURE/MUSIC/KOZLOV/kozel_na_saxe.txt. — 1998.
Эдуард Лимонов У нас была великая эпоха. — СПб, 2002.
Александр Васильев Русская мода. — М., 2004.
к.и.н. С. Рафикова. Сибирский стиляга - www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3713&n=163