Презентация, доклад на тему Мультимедийная разработка урока Виды музыкального развития

Содержание

Виды музыкального развития- динамическое и темповоеТема урока:

Слайд 1Мультимедийная разработка учебного занятия Мызниковой Елены Витальевны Учителя музыки Гимназии №2 г. Нижневартовск

Мультимедийная разработка учебного занятия  Мызниковой Елены  Витальевны  Учителя музыки Гимназии №2  г. Нижневартовск

Слайд 2Виды музыкального развития- динамическое и темповое
Тема урока:

Виды музыкального развития- динамическое и темповоеТема урока:

Слайд 3Задачи урока:
Обучающие: - познакомить учащихся со знаками

альтерации «бемоль», «бекар», «диез» и динамическими оттенками;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства; - учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие: - развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление; - развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
Воспитательные: - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать потребность в общении с музыкой.

Задачи урока:     Обучающие:  - познакомить учащихся со знаками альтерации «бемоль», «бекар», «диез»

Слайд 4Цель урока:
-познакомить учащихся с динамическим и тембровым развитием

музыки;
-подтверждение того, что повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, написанных композиторами.

Цель урока:    -познакомить учащихся с динамическим и тембровым развитием музыки; -подтверждение того, что повтор,

Слайд 5 Оборудование: магнитофон, фонотека, иллюстрации к песни, музыкальные термины, портреты композиторов,

детские музыкальные инструменты, синтезатор (ф-но), мультимедиапроектор.

Музыкальный материал к уроку:
А.Серебренников Детский марш– вход в класс;
Попевна «Игра в слова» – разучивание попевки по нотам;
« Тихо-громко»– разучивание;
Русская народная песня «Во поле берёза стояла» - исполнение песни;
П. Чайковский финал симфонии - слушание фрагмента;
Э.Григ «Пер Гюнт» «Шествие гномов»– слушание фрагмента;
Ф.Шуберт«Белоснежка и семь гномов»– слушание фрагмента;
Э.Григ «В пещере горного короля»– слушание фрагмента;
Т. Хренников «Марш»– выход из класса.


Оборудование: магнитофон, фонотека, иллюстрации к песни, музыкальные термины, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, синтезатор (ф-но), мультимедиапроектор.Музыкальный

Слайд 6Методы музыкального образования
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Метод соучастия;
Метод импровизации;
Метод музицирования.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Метод фонопедических упражнений;
Метод пластического интонирования; Метод погружения.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Метод «синквейн»;
Методы устного контроля и самоконтроля в обучении; Методы письменного контроля.

Методы музыкального образованияМетоды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:Метод соучастия;Метод импровизации;Метод музицирования. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:Метод

Слайд 7Ход урока:
Организационный момент:
вход под «Марш» А.

Серебренникова (ф-но), музыкальное приветствие.
Распевание: артикуляционная гимнастика (покусать кончик языка; пожевать язык с двух сторон; пощёлкать языком по высотности; губы трубочкой и рисуем круги; губы открыты, произнести р-р-р; руки в стороны, и произносим звуки, сводя руки Ш-Ш-Ш, С-С-С, Ф-Ф-Ф; вдох и выдох со звуком «А»; исполнение скороговорок О-А-У (1-3-5 ступени).
Ход урока:   Организационный момент:  вход под «Марш» А. Серебренникова (ф-но),   музыкальное приветствие.

Слайд 8
Вступительное слово учителя.

Музыка - искусство,

которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.


Вступительное слово учителя.    Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении,

Слайд 9Послушайте стихотворение:
Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поёт волна, Как дождь

в окно твоё стучится, Повсюду музыка слышна.
Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
-А посмотрите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения?
Послушайте стихотворение:  Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поёт волна, Как дождь в окно твоё стучится,

Слайд 10 В природе: прорастает зерно, растет, изменяется и

становиться растением;
человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д.
Посмотрите какими красками с нами играет осень.
В природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением; человек: малыш растет, развивается,

Слайд 11 Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно

происходящее и наблюдаемое нами в жизни.
Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д.
Все это называется развитием.
Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.

Слайд 12 Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.

Какие средства музыкальной выразительности вам известны?
Темп.
Динамика.
Тембр.
Ритм.
Мелодия.

Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.    Какие средства музыкальной выразительности

Слайд 13«Игра в слова»
Проследите, как меняется музыка?
Что такое динамика?
Какие динамические

оттенки вы знаете?

Сегодня на уроке речь пойдёт о
динамическом и темповом развитии.


Послушайте попевку

«Игра в слова» Проследите, как меняется музыка? Что такое динамика?Какие динамические оттенки вы знаете?  Сегодня на

Слайд 14Динамика - изменение силы звука.
P (пиано)-тихо,
F (форте)-громко,
MEZZO-умеренно,

MP-умеренно тихо,
MF-умеренно громко,
PP-очень тихо,
FF- очень громко.



Динамика - изменение силы звука. P (пиано)-тихо, F (форте)-громко, MEZZO-умеренно, MP-умеренно тихо, MF-умеренно громко, PP-очень тихо, FF-

Слайд 15Если стрелка вот такая,
Пойте, дети, затихая.
(диминуэндо)

Повернулась стрела вдруг,
Надо здесь усилить звук. (крещендо)

Вокально-хоровая работа: разучивание мелодии, пение с динамическими оттенками.

В попенке «Игра в слова» есть ещё одно изменение. Сравним записи первой и второй строчки. Во второй строчке перед нотой «Ми» стоит необычный значок.

Знакомство со знаками альтерации.


Если стрелка вот такая, Пойте, дети, затихая.   (диминуэндо)

Слайд 16Знаки альтерации:
Что за знак написан тут?
Для чего он, как зовут?
Звать

меня бемоль друзья, Понижаю ноту я.
А скажи, насколько? На полтона только.

Ну, а это что за знак? Чем усердно занят так.
Я - диез, бемоля брат.
Сообщить вам очень рад
Про свою работу: повышаю ноту.
А скажи, насколько? На полтона только.


Вот бекар-знак непростой,
музыкальный постовой,
За порядком наблюдает, эти знаки отменяет.

Бекар

Диез

Бемоль

Знаки альтерации:Что за знак написан тут? Для чего он, как зовут?Звать меня бемоль друзья, Понижаю ноту я.

Слайд 17 Какой знак изменил музыку и как?
( Знак

бемоль изменил характер попевки «Игра в слова», понизил ноту «Ми», музыка приобрела минорный характер)










Какое здесь развитие? (ладовое, динамическое)

Исполнение попевки: мальчики 1-ю строчку, девочки 2-ю строчку.

Прослушайте попевку «Тихо - громко».
- Как развивается динамика в этой попевке.
- Прослеживая за словами, определите динамические оттенки данного произведения, записывая на раздаточном материале.

Какой знак изменил музыку и как? ( Знак бемоль изменил характер попевки «Игра в слова»,

Слайд 18«Тихо - громко»
Исполнение попевки, соблюдая все динамические оттенки.



Проврете правильность написания динамических

оттенков

Каике виды развития использовались в этих попевках?

«Тихо - громко»Исполнение попевки, соблюдая все динамические оттенки.Проврете правильность написания динамических оттенковКаике виды развития использовались в этих

Слайд 19 Музыкальная загадка.
- Как называется это произведение? (русская народная песня

«Во поле береза стояла»)
Ребята, давайте вспомним русскую народную песню «Во Поле береза стояла», мы учили ее в первом классе, пели во втором, когда говорили о русском фольклоре, а теперь на примере этой песни по­говорим о развитии народной музыки, народной русской песни.
Прослушивание фрагмента.
Где здесь главное зерно-интонация? (Люли- люли стояла.)
Повтор мелодии куплета является развитием музыки в этой песне?(Да)
А почему?
(Это прием композитора, при одной мелодии развивается тема о березе.)
Что ещё меняется при пении песни кроме динамики? (Ритмическое развитие - изменялся ритм, у куплета и припева разные ритмы.)
Какой вид развития может еще здесь присутствовать? (Темповый - петь от медленного к быстрому).

Музыкальная загадка.- Как называется это произведение? (русская народная песня «Во поле береза стояла»)Ребята, давайте вспомним

Слайд 20 Русская народная песня «Во поле берёза стояла» Песня эта хороводная, темп

самый хороший - средний, умеренный, но начать можно в медленном темпе. Исполнить мелодии на слог «ля» показывая рукой движение мелодии и прохлопать ритмический рисунок ( по рядам)
Русская народная песня  «Во поле берёза стояла»   Песня эта хороводная, темп самый

Слайд 21 Один из принципов развития мелодии в

народной музыке - одна и та же мелодия повторяется.
Пение песни каноном: 1-й куплет со словами (мальчики), 2-й куплет - на «ля»(девочки), 3-й куплет - канон (голоса вступают не вместе, а поочередно, но поют одну и ту, же мелодию).
Исполнение с учителем в ансамбле с народными инструментами - исполнительское развитие.

Один из принципов развития мелодии в народной музыке - одна и та

Слайд 22П.И. Чайковский Симфония № 4 финал
Прослушайте, как меняется интонация?
Как

меняется динамика?
Какие используются инструменты симфонического оркестра

Слушанье музыки

Наблюдение над развитием музыки в классическом произведении.

А теперь другое произведение - классическая музыка.
Посмотрим, какое развитие композитор ввел здесь.

П.И. Чайковский   Симфония № 4 финалПрослушайте, как меняется интонация? Как меняется динамика? Какие используются инструменты

Слайд 23 Только в симфоническом оркестре из простенькой мелодии

могла вырасти такая сочная картина народного праздника, которую мы слышим в последней части четвёртой симфонии Чайковского. Сохранив свою песенную прелесть и красоту, она звучит здесь совсем по-новому: то возбужденно и радостно, то мягко и задумчиво, то с безудержным хохотом несётся мимо нас в весёлом хороводе.
Для передачи взволнованного характера музыки изменили темп (он стал быстрым) и характер звучания (пение стало менее плавным)


Только в симфоническом оркестре из простенькой мелодии могла вырасти такая сочная картина народного

Слайд 24 - Какой темп можно поставить перед нотной строчкой,

чтобы запись отражала характер 1-го куплета?
(медленно, умеренно, не торопясь или др.)
-Что надо изменить в нотной записи, чтобы она соответствовала характеру музыки 2-го куплета?
(1-й куплет спокойный, 2-й – взволнованный)
- Какой темп можно поставить перед нотной строчкой, чтобы запись отражала характер 1-го куплета?

Слайд 25 Проследите по нотам фрагмент мелодии в

двух вариантах: в привычном виде и с неустойчивой жалобной интонацией в конце - так, как она звучит в симфонии Чайковского.
Какой знак альтерации изменил мелодию ?
Как виды развития использовал композитор?
(ладовое, динамическое, исполнительское развитие)





Проследите по нотам фрагмент мелодии в двух вариантах: в привычном виде и

Слайд 26Это норвежский композитор Эдвард Григ
Всмотритесь
в лицо этого человека.
Какие умные,

добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка.

Музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к её суровой природе.


Разговор о темповом развитии музыки.

Это норвежский композитор  Эдвард  Григ Всмотритесь в лицо этого человека.Какие умные, добрые, светлые глаза, в

Слайд 27Ведь Норвегия – это северная страна, где всегда холодно, много снега

и мало светит солнце.
Ведь Норвегия – это северная страна, где всегда холодно, много снега и мало светит солнце.

Слайд 29Сюита «Пер Гюнт»
Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин,

связанных одним сюжетом.


Что такое сюита?

Сегодня мы прослушаем и разберем два фрагмента из его сюиты
«Пер Гюнт» «Шествие гномов» и «В пещере горного короля».

Сюита  «Пер Гюнт»Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.Что такое сюита?Сегодня мы

Слайд 31 Послушайте сюжет музыкального произведения.

Пер Гюнт – это имя юноши, главного героя сюиты. Он уходит из родного дома, в дальнее путешествие, надеясь разбогатеть и найти свое счастье. Но счастье и любовь он нашел, только вернувшись на Родину. В своих странствиях Пер встречает разных героев, среди них восточная танцовщица Анитра, гномы и сказочные жители пещеры– тролли.

Послушайте сюжет музыкального произведения.     Пер Гюнт – это имя юноши,

Слайд 32 Кто такие гномы? (Маленькие человечки, которые живут в горе, добывают драгоценные камни.)
Слушанье

музыки
Кто такие гномы? (Маленькие человечки, которые живут в горе, добывают драгоценные камни.)  Слушанье музыки

Слайд 33 Как вы думаете, добрые это гномы или злые? (Они деловые, любят

трудиться; ищут самоцветы; маленькие, шустрые, в колпачках, идут вразвалочку, но четкими маленькими шажками, в руках молоточки и кирки.) Какое развитие музыки вам удалось определить? (Динамическое - от тихого к громкому, и от громкого опять к тихому, композитор рисует поход гномов, их шествие: издалека - вблизи - вдаль. Вспомните «Полюшко» - движение конницы.) Значит, какое еще здесь развитие? (Изобразительное, исполнительское - испол­няет симфонический оркестр.)
Как вы думаете, добрые это гномы или злые?  (Они деловые, любят

Слайд 34А теперь - другие гномы, из сказки «Белоснежка и семь гномов»


Сели, как слушатели.
Кто лучше угадает замысел композитора?
Кто быстрее определит, где гномы, а где Белоснежка?


Слушанье музыки:
« Белоснежка и семь гномов» Ф. Шуберт

Кто это?
(гномы)

Давайте «пошагаем», покажем шажки гномов,
они ведь маленькие, представьте их в широких штанишках и колпачках, с длинными бородами

Музыкально – ритмическая минутка для мальчиков

А теперь - другие гномы, из сказки «Белоснежка и семь гномов»  Сели, как слушатели.

Слайд 35 На какой труд выходят гномы? На добро или зло? (Это деловые,

серьезные, самостоятельные, решительные сказочные существа. Они наводят порядок в лесу, расчищают тропинки, речки, вызволяют из беды зверушек, выпавших из гнезда птенцов, поправляют поваленные деревья. В сказочном лесу все живое.)
На какой труд выходят гномы? На добро или зло?  (Это деловые, серьезные, самостоятельные, решительные сказочные

Слайд 36Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, создавая этот образ?
(Ритм четкий,

мажор, окраска звука мягкая, насыщенная, не грубая, регистр средний - гномы басят, хоть и маленькие, темп умеренный )

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, создавая этот образ? (Ритм четкий, мажор, окраска звука мягкая, насыщенная, не

Слайд 37Кто это?
Белоснежка

Слушанье фрагмента.
Какая она?
(Добрая, мягкая, красивая, нежная, ухаживает за гномами, ждет

их с работы и провожает.)

(Музыкально – ритмическая минутка для девочек:
в танцевальных движениях изобразить образ Белоснежки )

Кто это?БелоснежкаСлушанье фрагмента.Какая она?(Добрая, мягкая, красивая, нежная, ухаживает за гномами, ждет их с работы и провожает.)(Музыкально –

Слайд 38 Какими музыкальными средствами пользовался композитор, создавая музыкальный образ Белоснежки?

(Тона мягкие, темп небыстрый, мелодия спокойная, лад минорный, характер музыки миролюбивый.) Все это сделало музыку интересной. события меняются и музыка нам об этом рассказала .
Какими музыкальными средствами пользовался композитор, создавая музыкальный образ Белоснежки?  (Тона мягкие, темп небыстрый, мелодия

Слайд 39 Композиторы часто обращались в своем творчестве к

устному народному творчеству, сказкам.
Сказки - истоки больших серьезных произведений («Садко», «Спящая красавица» и до.), «Пер Гюнт» - одно из таких произведений. Вот один случай из его путешествия. Герой – попадает в сказочную пещеру. Прилег отдохнуть. Как только он собрался заснуть, послышалось легкое движение, тихий шорох. Из щелей, разных дырочек и бугорков начали выглядывать тролли, их становилось все больше и больше, они окружали его со всех сторон и вот они уже стали строиться в колонны с воинственными криками, появился горный король.

Композиторы часто обращались в своем творчестве к устному народному творчеству, сказкам.

Слайд 40Кто это такие тролли? (Сказочные злые существа.)

Кто это такие   тролли? (Сказочные злые существа.)

Слайд 41 Определите по музыке на добро или зло собирались тролли?

Определите по музыке на добро или зло собирались тролли?

Слайд 42Горный король

Горный король

Слайд 44 «В пещере горного короля»
Слушанье музыки: «В пещере горного короля»

«В пещере горного короля»Слушанье музыки: «В пещере горного короля»

Слайд 45Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в

глубине,
Тайну тайн откроют мне.
Г. Ибсен

Послушайте стихотворение:

Верил я, сходя впервые В недра мрачные земные:Духи тьмы там, в глубине,Тайну тайн откроют мне.

Слайд 46Созвучны ли стихи музыке?
(Да.) Пьеса полна

фантастической таинственности.
Что вам подсказало такой ответ?
Как изменилась музыка?
(Лад не менялся, темп - великолепно передано движение от медленного шествия к быстрому, динамика - от тихого к громкому; тембр - от тихого к возбужденному, характер - от злого к агрессивному, ритм не менялся, все время был четким, мелодия повторялась - прием повтора, но в разном виде.)
Какие виды развития музыки особенно ярко проявились?
(Менялась сила звука - динамическое, темповое - быстрота исполнения менялась, тембровое - из мягких звуки превратились в четкие, отрывистые, жесткие, резкие.)
Все это создало образ зла.


Созвучны ли стихи музыке?     (Да.) Пьеса полна фантастической таинственности. Что вам подсказало такой

Слайд 47
Обобщение:
Произведение какого композитора вы слушали? (Грига.)
Смогли мы разгадать замысел

композитора, услышали добро и зло?
Что помогло нам разобраться? (Знания развития музыки.)
Достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ, как вы думаете? (Нет)
Лучше взять какое-то одно средство музыкальной выразительности или чем богаче выбор музыкальных средств, тем музыка интереснее? (Чем больше средств, тем интереснее музыка.)
Как один и тот же прием развития (повтор) помог композитору нарисовать такие контрастные картины?
(Добавлял динамическое и тембровое развитие.)
Что оставалось неизменным, а что менялось в каждой из частей? (Мелодия, ритм не менялись, но менялись громкость и темп: они постоянно нарастали каждый раз, музыкальная тема наполнялась разным содержанием, новым смыслом, т. е. было сюжетное развитие музыки.)
Совпало ли мнение или замысел композитора с нашим восприятием музыки?

Обобщение:Произведение какого композитора вы слушали? (Грига.) Смогли мы разгадать замысел композитора, услышали добро и зло? Что помогло

Слайд 48 На примере пьесы Э. Грига «В пещере

горного короля» мы наглядно убедились, что, используя разнообразные приемы развития музыки, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ. В основе произведения лежит одна неизменно повторяющаяся тема, но на протяжении всего звучания музыки мы с интересом наблюдаем за ее развитием: изменением характера от настороженного, затаенного до взволнованного, возбужденного; постепенным нарастанием динамики от еле слышимого пиано до громоподобного форте; ускорением темпа – от медленного до стремительного.

На примере пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» мы наглядно убедились, что,

Слайд 49 Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску

гномов и троллей – обитателей сказочной пещеры.
Мы не смогли бы, например, дослушать до конца «В пещере горного короля», если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, если бы в ней ничего не развивалось, а все время повторялось одно и то же.
Значит, в основе музыки лежат интонация и развитие.
Нет музыки без развития.

Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску гномов и троллей – обитателей сказочной

Слайд 50 Домашнее задание:
Я предлагаю

вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось, для оформления выставки на следующем уроке.
Спасибо за активную работу на уроке. Выставление оценок. Музыкальное прощание.
Выход из класса под “Марш”
Т. Хренникова.

Домашнее задание:     Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть