Слайд 1М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки
Максимова Марина Юрьевна
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
Биография композитора
Патриотизм
Национальный герой – Иван Сусанин
Проверка знаний!
Слайд 3Почему М.И.Глинка считается основоположником русской музыки?
Создал:
первую национальную оперу «Жизнь за
царя» или «Иван Сусанин»;
монументальную оперу сказочно-эпического склада «Руслан и Людмила»;
стал первым классиком русского романса.
Слайд 5Биография композитора
До шести лет Михаил воспитывался бабушкой Фёклой Александровной, которая полностью
отстранила мать от воспитания сына. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки.
После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.
Слайд 11с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 от
воспаления легких
Слайд 13Вся жизнь М.И. Глинки – это беззаветное служение музыки, своему народу,
своему Отечеству. Музыка была средством общения его с людьми. Он создавал произведения для народа. В его музыки отражена история нашей Родины, душа русского народа, любовь к природе. Он внес бесценный вклад в сокровищницу мировой музыкальный культуры. В наши дни музыкальные произведения М.И.Глинки исполняются на всех мировых сценах.
«Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений!..» Ф.Н.Глинка
Слайд 14Патриотизм - это
любовь к Отечеству!
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей
Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Слайд 15Патриотизм – это…
трепетное отношение к историческим событиям, памятникам, символике, культурным различиям
и великим предкам. Представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.
Слайд 16В каких произведениях мы встречаемся с чувством патриотизма?
Н. Гоголь «Тарас Бульба»,
Л. Н. Толстой «Война и мир»,
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», стихотворения А.С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, С. Есенина и др.
Слайд 17Патриотизм в произведении «Повесть о настоящем человеке»
Главный герой произведения маресьев –
настоящий патриот своей родины. Он очень хотел летать, поэтому на войне был летчиком. Отважно сражаясь в бою, был сбит. Маресьев после падения самолета выжил. Но оказался один в тайге.
Очнувшись, он понял, что его ноги не двигаются, ему пришлось ползком добираться до своих. Три дня он полз по тайге. Отморозив ноги он все-таки добрался до русской границы. Там его встретили русские пограничники и отправили в госпиталь. В больнице он лишился ног…
Слайд 18Подлечившись, Маресьев хотел снова летать, но врачи не разрешали, ведь у
него не было ног.
Когда он вышел из госпиталя, то решил, что будет летать, ни смотря, ни на что. Сделав себе протезы, Маресьев совершил первый вылет. Он оказался довольно таки удачным. Получив опыт полетов с протезом, герой совершил первый боевой вылет, и он тоже оказался удачным.
В этой повести автор хотел показать не только силу воли, любовь к небу и самолетам, но и настоящий патриотизм, исходящий из души. Маресьев по- настоящему любил свою Родину, ведь он так хотел летать – защищать свою страну от вражеских нападений.
Слайд 19М. Ю. Лермонтов
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок
мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Слайд 20Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей
холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Слайд 21Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю. Лермонтова,
но и всей русской поэзии. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую.
Слайд 22Патриотизм в лирике А.С. Пушкина.
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца
русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
Слайд 23С победой над шведами связана и поэма «Медный всадник».
Вступительная часть
содержит как бы гимн городу, построенному Петром. Город здесь — символ возрождения России. Это ясно звучит в таких строках вступления:
Красуйся, град Петров, и стой
неколебимо, как Россия...
Слайд 24Так же истинной любовью-патриотизмом к России обладал русский писатель
С. Есенин.
О
Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Слайд 25К теме любовь к родине, Есенин оставался верен всю жизнь. И
весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле.
Слайд 26Как итог…
Изучив патриотизм в творчестве русских писателей, можно сказать, что каждый
автор изображал патриотизм индивидуально. Но в изображении патриотизма есть общие черты - это любовь к Родине и верность своему Отечеству.
Патриотизм в произведениях рассматривается в образах главных героев, которые заслужили уважение своими поступками. Так же патриотизм рассматривается, как любовь ко всему, что связано с любимой страной Россией
Слайд 27Русский национальный герой – Иван Сусанин
Имя Ивана Сусанина в России известно
каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. По легенде будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме. Поляки налетели на дом Сусанина и приказали показать дорогу к Москве. Он завел их в лес, откуда они не смогли выбраться и « …принял смерть лютую…»
Слайд 28Основная идея
легла в оперу М.И.Глинки « Жизнь за царя или Иван
Сусанин».
Авторское определение Глинки: «Отечественная героико-трагическая опера».
Идея любви к отечеству —главная в опере —спасая Родину, герой жертвует жизнью.
Слайд 29Что такое опера?
Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается
средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.
Литературная основа оперы — либретто.
В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы
Слайд 30Опера «Иван Сусанин»
Несомненно, детские впечатления М. Глинки от нашествия французов, стали
отправной точкой для художественной фантазии композитора. В 1812 году Смоленщина оказалась на пути армий Наполеона. В Новоспасском шли бои, и священник, крестивший в свое время маленького Мишу, и научивший его читать - возглавил оборону местной церкви.
Слайд 31Опера была написана в 1836 году. Первое представление состоялось 9 декабря
1836 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Опера «Иван Сусанин» – первый в истории мировой музыки образец героической народной музыкальной драмы. В первой постановке называлась «Жизнь за царя». В основу оперы положено действительное историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года. «Жизнь за царя» – первая классическая национальная русская опера.
Слайд 32Действие первое.
Осень 1612 года. Село Домнино в Костромской губернии. Крестьяне радостно
встречают ополченцев. Дочь Ивана Сусанина Антонида ждет возвращения своего жениха Богдана Собинина, который с дружиной сражается с поляками, она мечтает о свадьбе. На реке показывается лодка — это возвращается Собинин с ратниками. Он рассказывает о сборе ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Вместе с Антонидой он просит Сусанина дать согласие на свадьбу. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что поляки осаждены в Москве, меняет свое решение
Слайд 33Действие второе.
Бал в замке польского короля Сигизмунда. Шляхта кичится своими
победами и мечтает о богатой добыче. Внезапное появляется гонец, он сообщает о разгроме войск ополчением Минина и Пожарского. Поляки в смятении. Новый отряд рыцарей отправляется в поход на Русь.
Слайд 34Действие третье.
В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный
сын Сусанина Ваня мечтает сражаться с врагом. Неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин провел их к посаду, где расположилось ополчение Минина, и показал им дорогу к Москве. Сусанин тайком посылает Ваню предупредить Минина об опасности, а сам уходит с поляками, решив завести их в непроходимую лесную чащу. В избе собираются подруги Антониды, они застают ее в слезах. Собинин, узнав о случившемся, вместе с крестьянами устремляется в погоню за врагом.
Слайд 35Действие четвертое.
Картина первая. По лесу в поисках врага пробирается отряд Собинина. Картина
вторая. Ночь. К воротам монастырского посада прибегает Ваня. Он будит посадских людей и ополченцев, укрывшихся в монастыре. Все устремляются за врагом. Картина третья. Глухой, непроходимый лес. Ночь. Сюда Сусанин завел измученных поляков. Расположившись на отдых, поляки засыпают. Сусанин размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких, мысленно прощается с ними. Поднимается метель, от усиливающейся вьюги поляки просыпаются и, убедившись в безвыходности своего положения, в ярости убивают Сусанина.
Слайд 36Почему М.И.Глинка считается основоположником русской классической музыки?
Создал первый русский балет
Создал первую
национальную оперу
Создал первую русскую песню
Слайд 37Почему Миша до 6 лет воспитывался у бабушки?
Первый ребенок умер и
бабушка взяла его на воспитание
Просто бабушка очень любила внука
Был избалован
и, поэтому, бабушка взялась его перевоспитать
Слайд 38В каком городе умер композитор?
Дрезден
Берлин
Москва
Нет!
Нет!
Верно!
Слайд 39Патриотизм – это…
Любовь к ближнему!
Любовь к Отечеству!
Любовь к другой стране!
нет
нет
Да!
Слайд 40Иван Сусанин – это…
Русский парень
Русский крестьянин
Русский царь
Думай!
Неверно!
Верно!
Слайд 41Литературная основа оперы – это…
либретто
вступление
увертюра
Нет!
Нет!
Да!
Слайд 42Опера – это…
Крупное произведение, в котором чувства и мысли героев выражены
в пении
Музыкальный спектакль, в котором чувства и мысли выражены в танце
Слайд 43Почему Николай I ушел с премьеры оперы?
Потому, что ему стало плохо
Потому,
что прославили простого крестьянина
Потому, что завидовал успеху