Слайд 1Развитие
чувства ритма
на уроках
музыки
Методическая разработка
В.А.Борков,
учитель музыки Тутаевской СОШ №3
Ярославской области.
Слайд 2Цель работы:
рассмотреть предлагаемые упражнения
в качестве дополнительного материала
к программе "Музыка".
Хочу поделиться собственным опытом, накопленным за 28 лет работы в школе,
и дать подробное описание ритмических упражнений и игр, проводимых мною систематически на уроках музыки.
Слайд 3Задачи работы заключаются
в следующем:
улучшение чувства ритма учащихся.
развитие навыков коллективного исполнения.
развитие
аналитического мышления учащихся во время проведения игры «Угадайка».
повышение интереса к уроку музыки за счет введения нестандартных игровых форм обучения.
Слайд 4Развитие чувства ритма
на основе
ритмических упражнений
и игр
Слайд 5Упражнение
«Ритмическое эхо»
Слайд 6Цель упражнения :
четкое и слаженное исполнение ритмических рисунков, ведущее не только
к улучшению чувства ритма учеников, но и к развитию коллективного исполнения.
Если учитель впервые в данном классе проводит «Ритмическое эхо», то для начала следует провести короткую беседу о том, что такое эхо, как явление природы.
Слайд 7Разновидности
ритмического упражнения
«Эхо»
Слайд 9Спустя несколько занятий в "Короткое эхо" можно включить простой ритмический рисунок
с паузой, который на первый взгляд покажется ничтожно простым, а на практике станет весьма и весьма трудноисполнимым:
Слайд 10 На первом же занятии при знакомстве ребят
с «Коротким эхо» также
следует их познакомить с «Длинным эхо», которое включает в себя также двухтактовые рисунки, но с большим дроблением длительностей
Слайд 11Примерно на третьем-четвертом уроке можно вниманию ребят представить третью разновидность "Ритмического
эхо", так называемое "Трудное эхо". Для начала ребят надо предупредить, что в это эхо входят лишь рисунки, в которых не более трех звуков.
Это сообщение вызовет естественную улыбку у ребят, мол, что за трудности, когда в рисунке только три звука?
Слайд 12Но вскоре они на собственном опыте смогут убедиться, что исполнить рисунок
в три звука хоть и просто всем классом вместе, зато следующий за ним рисунок, состоящий из двух звуков, исполняется значительно хуже и уж совсем никуда не годится исполнение рисунка из одного звука, хотя казалось на первый взгляд, что проще ничего быть не может.
Ребята быстро понимают, что исполнение одного звука всем классом одновременно требует наивысшей собранности, внимания, умения следить за рукой учителя.
Слайд 13Именно это последнее упражнение требует от ребят особого чувства,
а именно
– чувства ансамбля, столь кропотливо создаваемого даже в кругу профессиональных музыкантов.
После исполнения «Трудного эха» ребята уже сами почувствуют, что оно действительно трудное и даже намного труднее «Длинного эха» при коллективном исполнении.
Слайд 15Такой диктант несколько отличается от ритмических диктантов, проводимых на уроках теории
музыки в музыкальных школах: там услышанный ритм надо записать в виде нотных знаков,
а в общеобразовательной школе достаточно, если ученик просто воспроизведет услышанный ритм хлопками или простукиванием.
Слайд 16Для ритмического диктанта учитель выбирает три ритмических рисунка на свое усмотрение,
но обязательно разной сложности: легкий, сложнее и самый сложный. Разумеется, эти три разновидности являются очень условными. Нельзя давать, например, рисунок, Ритмические рисунки могут быть "сочинены" самим учителем, но нет ничего плохого, если учитель возьмет для диктанта три рисунка из знакомых ребятам песен. заведомо невыполнимый ребятами.
Ритмические рисунки могут быть "сочинены" самим учителем, но нет ничего плохого, если учитель возьмет для диктанта три рисунка из знакомых ребятам песен.
Слайд 17Как же объективно оценить работу ученика во время ритмического диктанта? Я
это делаю с помощью постепенного "набора" оценки.
Перед началом диктанта объявляю, что те ребята, которые успешно исполнят первый рисунок, смогут "набрать" условную оценку "3".
Те, кто сможет правильно исполнить кроме первого рисунка еще и второй рисунок "наберут" условную оценку "4".
Ну а те, кто кроме первых двух рисунков правильно исполнят еще и третий рисунок – "наберут" оценку "5", но уже не условную,
а настоящую.
Слайд 18После этого я обязательно разъясняю ребятам разницу между "условными" и "настоящими"
оценками.
"Настоящие" – те, которые ребята получат в классный журнал и дневники, а "условные" – те оценки, которые ребята "набирают" по ходу диктанта, но которые никуда еще не записываются, а лишь подразумеваются.
Слайд 20Цели игры :
развитие умения правильно воспроизвести ритмический рисунок
попытаться определить, из
какой песни этот рисунок взят, а это (професси-ональные музыканты согласятся)
весьма трудное задание.
Слайд 21Главным условием игры "Угадайка" является то, что песни, участвующие в ней,
должны быть обязательно ребятам знакомы. Это могут быть популярные детские песни из мультфильмов и кино, русские народные песни, а также (и это очень желательно) песни, выученные на уроках музыки, т.е. известные всему классу без исключения.
Слайд 22Правила игры:
Учитель задает ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. Для
исполнения этого рисунка каждой команде дается по три попытки: любой желающий участник команды делает первую попытку и в случае удачи приносит своей команде 3 очка.
Если попытка завершилась неудачей, то или этот же участник, или любой другой участник из его команды делает вторую попытку. В случае удачи команда получает уже не 3, а только 2 очка.
Аналогичным образом получается, что если вторая попытка закончилась неудачей, то с третьей попытки команда получит лишь 1 очко. А если же все три попытки завершились неудачей, то, соответственно, и команда получает 0 очков
в этом туре. После этого ход переходит другой команде.
Слайд 23Только тогда, когда все команды исполнят ритмический рисунок, следует приступить
к
отгадыванию песни. Тот из участников команд, кто первым поднимет руку и правильно назовет песню, получит для своей команды дополнительные 3 очка. Количество попыток при отгадывании не ограничивается, но за неправильный ответ очки не начисляются.
Слайд 24Следует помнить, что иногда одному и тому же ритмическому рисунку могут
соответствовать несколько разных песен
и за каждую из них можно получить дополнительные 3 очка. Например, ритмическому рисунку:
подходят песни «Морячка», «А я девушек люблю», «Я по жизни загулял» О.Газманова, «Танец малень-ких утят», «Как под горкой», «Чему учат в школе», «Если с другом вышел в путь», «Ландыши», «Как на тоненький ледок», любые частушки и др.
Слайд 25Со временем, когда ребята хорошо усвоят правила, можно провести игру таким
образом, чтобы каждый ученик получил свою индивидуальную оценку в зависимости от личного вклада и личного успеха в игре.
Слайд 26Суть системы игры "Угадайка"
на оценку следующая:
Класс делится на команды.
Каждый участник
команды получает свой персональный номер, состоящий из двух цифр, где первая означает номер команды, а вторая – порядковый номер участника в этой команде. Например, № 14 означает первую команду
и четвертого участника в ней, № 25, соответственно, вторую команду и пятого участника в ней и т.д.
На классной доске чертится следующая таблица:
Слайд 27Условия игры "Угадайка" на оценку и порядок записи в таблицу таковы:
Слайд 281. Учитель задает ритмический рисунок, взятый из всем известной песни, и начинает
вызывать участников команд по их порядковым номерам:
а) каждый участник вступает в игру не более 3 раз;
б) каждое удачное вступление участника в игру оценивается знаком "+".
в) каждое неудачное выступление участника в игру оценивается
знаком " – ".
Слайд 29За удачное исполнение ритмического рисунка с первой попытки игрок себе зарабатывает
«+», а его команда 3 балла, со второй попытки – 2 балла, с третьей – 1 балл, а если все попытки закончились неудачей –
0 баллов.
После этого ход переходит второй команде, а за ней поочередно и всем остальным.
Слайд 30После того, как все команды справились (или не справились) с предложенным
рисунком, надо приступить к отгадыванию песни, на что количество попыток не ограничивается.
Участник, правильно назвавший песню, получает в таблицу возле своего номера
знак " + ".
Если песня названа неверно, то знак «–» ставить не следует, так как при отгадывании очень велика вероятность ошибиться. Отсюда получается, что при правильно названной песне команда получает 3 очка, а при неправильно названной ничего.
Слайд 31Участник, вступивший в игру третий раз, условно покидает ее. Теперь он
может вновь вступить в игру только с приглашения учителя, только на отгадывание песни и только в том случае, если больше никто из оставшихся в игре участников других команд не пожелает назвать эту песню.
Игрок, набравший три плюса, получает «5». Игрок, набравший два плюса и один минус, получает «4» . Игрок, набравший один плюс и два минуса, получает оценку «3». Игрок, набравший три минуса, получает оценку «2».
Слайд 32В связи с тем, что в игре полностью не исключен элемент
случайности (хотя его процент весьма низкий), учителю надо объявить последний тур игры поощрительным и включить в него рисунок, которому соответствует наибольшее количество песен, знакомых ребятам.
В этом туре в первую очередь должны играть ребята, которые получили три, два и один минус. Таким образом у них появится во время исполнения этого поощрительного тура возможность улучшить свою оценку (а не исправить, как они иногда говорят) как минимум на один балл, а также уменьшить огорчение от неудачной по каким-либо причинам своей игры.
Слайд 33В конце игры победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков.
Если
же оно окажется равным у двух ли нескольких команд, то преимущество будет на стороне команды, отгадавшей больше песен.
Если и по этому показателю будет равенство, то преимущество получит команда, набравшая большее количество "пятерок".
Слайд 34А вот такой (примерно) вид должна иметь турнирная таблица по окончании
игры
в 4 тура:
Из приведенной таблицы видно, что победителем стала команда № 4, набравшая 20 очков, на втором месте команда № 3 – 16 очков, на третьем месте команда № 1– 15 очков
и на четвертом месте команда № 2 – 10 очков.
Осталось "расшифровать" оценки, набранные в ходе игры. Игроки под №№ 11, 13, 14, 22, 32, 33, 34, 43, 44 получают "пятерки", игроки под №№ 12, 21, 41, 42, получают "четверки", а игроки под №№ 23, 24, 31 получают "тройки".
Слайд 35Заключение
Рассмотрев в данной работе проблемы развития чувства ритма на основе ритмических
упражнений и игр в рамках школьного предмета «Музыка», я делаю следующие выводы:
Слайд 361. Введение в современный урок музыки ритмических игр и упражнений заметно
оживляет программу "Музыка".
2. Ритмические игры и упражнения резко повышают интерес ребят к уроку музыки за счет своей подвижности, необычности и соревновательности.
3. Благодаря ритмическим играм и упражнениям у ребят с хорошим врожденным чувством ритма ритмические способности становятся еще лучше и совершенней, а у ребят с низким чувством ритма эти способности несколько возрастают, иногда даже очень заметно.
4. Несмотря на результаты игр, в выигрыше в итоге остаются все ребята, которые в игровой форме и непринужденной обстановке совершенствуют свои музыкально-ритмические способности.