Слайд 1Средневековье (476—1400) Ренессанс (1400—1600)
Барокко (1600—1750)
КлассицизмКлассицизм (1750—1820) РомантизмКлассицизм (1750—1820) Романтизм
(1820—1900) Модернизм (1890—1930)
XX век (1901—2000)
XXI век (2001 — н. в.)
Слайд 2СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
У славян средневековая музыка существовала как часть культуры скоморохов. Скоморохи — восточно-славянские
средневековые актёры, певцы, танцоры, сказители, дрессировщики животных, музыканты, жонглёры.
Образование приняло преимущественно церковный характер.
Существовало церковное профессиональное искусство
народное мастерство.
Слайд 3В эпоху раннего Средневековья профессиональная музыка звучала лишь в соборах и
бывших при них певческих школах. Центром музыкальной культуры Средневековья Западной Европы была столица Италии – Рим.
В 590-604 годах папой Григорием I была проведена реформа культового пения. Он упорядочил и собрал различные песнопения в сборнике «Григорианский антифонарий». Благодаря Григорию I в западноевропейской духовной музыке формируется направление, называемое григорианским хоралом.
Слайд 4Хорал – это, как правило, одноголосное песнопение, в котором отразились многовековые
традиции европейских и ближневосточных народов. Именно эта плавная одноголосная мелодия призвана была направлять прихожан на постижение основ католицизма и принятие единой воли.
Месса – главный жанр композиторской музыки Средневековья
Католическая месса – главное богослужение церкви. Она объединила в себе такие виды григорианского пения, как:
антифонное (когда два хора поют поочерёдно);
респонсорное (поочерёдно поющие солисты и хор).
Слайд 7Позднее, в XII в. в мессе появились гимны (псалмы), секвенции, тропы.
Они представляли собой, дополнительные тексты, имеющие рифму (в отличие от основного хорала) и особый напев. Эти религиозные рифмованные тексты гораздо лучше запоминались прихожанами.
Светскую сторону музыкальной культуры Средневековья представляли: во Франции – жонглёры, мимы, менестрели, в Германии – шпильманы, в Испании – хоглары, на Руси – скоморохи.
Слайд 8Другой составляющей светской музыки была рыцарская, так называемая куртуазная культура. Сформированный
особый рыцарский кодекс, гласил, что каждый из рыцарей должен обладать не только отвагой и храбростью, но и изысканными манерами, образованием и быть преданным Прекрасной Даме. Все эти стороны жизни рыцарей нашли своё отражение в творчестве трубадуров (южная Франция – Прованс), труверов (северная Франция), миннезингеров (Германия).
Слайд 10Музыкальные средства выражающие сущность Григорианского хорала Лад Ритм
Господствующий склад музыки в
Григорианском хорале Монодический
Слайд 11Ars Nova XIII-XV вв.
Переходным периодом между Средневековьем и Возрождением стал XIV
в. Этот период во Франции и Италии носил название Ars Nova, то есть «новое искусство».
Автором теоретического сочинения «Ars nova»? Является Филипп Де-Витри
Слайд 12Наиболее яркие представители «Ars nova», работавших в конце XVв Иоганн ТинкторисРамис
ди ПарехаФранкино Гафори
Лауда, фроттола, мадригал - Светские музыкальные жанры эпохи Ars nova
Слайд 21Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора,
солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания.
Полифо́ни́я в теории музыки — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры.
Слайд 23«Жемчужина неправильной (причудливой) формы», странный, причудливый, пышный, изобильный – таково значение
термина «барокко».
Новая мода на вычурность рождала новые формы и жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера, главным образом через яркие эмоциональные арии. Отцом первой оперы считают Якопо Пери (опера «Эвридика»), но именно как жанр опера оформилась в творениях Клаудио Монтеверди («Орфей»). Среди самых громких имён оперного жанра барокко также известны: А. Скарлатти (опера «Нерон, ставший Цезарем»), Г.Ф. Телеман («Марио»), Г. Пёрселл («Дидона и Эней»), Ж.-Б.Люлли («Армида»), Г. Ф. Гендель («Юлий Цезарь»), Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа»), А. Вивальди («Фарнак»).
Слайд 24Самые известные барочные оратории написаны Г.Ф. Генделем («Мессия»).
Из жанров духовной музыки
популярными были также духовные кантаты и пассионы (пассионы – это «страсти»;Здесь пальма первенства принадлежит И. С. Баху («Страсти по Матфею»).
Еще один крупный жанр эпохи – концерт. Острая игра контрастов, соперничество солиста и оркестра (сольный концерт), либо разных групп оркестра между собой (жанр concerto grosso)– хорошо перекликались с эстетикой барокко. Здесь правили маэстро А. Вивальди («Времена года»), И.С. Бах «Браденбургские концерты»), Г. Ф. Гендель и А. Корелли (Concerto grosso). Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах).
Слайд 25Впервые либретто появилось в Венеции. Либретто отражает содержание оперы.
Эпоха барокко внесла
свою лепту в развитие нового стиля письма. На музыкальную арену выходит гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие.
Музыкальная культура барокко оказала огромное влияние на развитие последующей эпохи классицизма.