Слайд 1«Мир вокального искусства»
Историко-музыкальный репертуар выступления на открытом городском семинаре
Слайд 3Биография
Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя
и писателя Августа Шумана (1773—1826).
Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста Иоганна Кунцша; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности,
хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями
Дж. Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы
со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве он приобщился к профессиональной
литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Школьные литературные
сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его
зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще
литератора или музыканта.
В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он по
настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать
концертирующим пианистом. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в
Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна.
Во время обучения у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца руки и частичный паралич указательного пальца,
из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста. Широко распространена версия о том,
что данное повреждение случилось из-за использования тренажера для пальцев(палец привязывался к шнурку, который
был подвешен к потолку, но мог «ходить» вверх и в низ по принципу лебедки), который Шуман якобы самостоятельно
изготовил по типу популярных в то время тренажеров для пальцев «Dactylion» Генри Герца (1836) и «Happy Fingers»
Тициано Поли. Еще одна необычная, но распространенная версия гласит, что Шуман, в стремлении достичь
невероятной виртуозности, пытался удалить себе на руке сухожилия, связывающие безымянный палец со средним и
мизинцем. Ни одна из этих версий не имеет подтверждений, и обе они были опровергнуты женой Шумана. Сам Шуман
связывал развитие паралича с чрезмерным писанием от руки и чрезмерной продолжительностью игры на фортепиано.
Но ученые-медики в 1978 году предположили, в свою очередь, что паралич мог возникнуть в результате хронической
компрессии нерва в районе локтевого сустава. До настоящего времени причина
недомогания Шумана остается неустановленной.
Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика,
Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных
периодических изданий — «Новую музыкальную газету» (нем. Neue Zeitschrift für Musik), которое на протяжении
нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи.
В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году
Лейпцигский
университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в церкви в Шёнфельде состоялось
бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой — Кларой Жозефиной Вик. В год бракосочетания
Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось
восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.
Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.
Слайд 4Творчество
В своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко
личностную природу романтизма. Его ранняя музыка,
интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм, по его мнению,
слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии
1820-х — 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и
австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и
оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.
Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и
«портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов —
«Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина — Клара Вик),
музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и
«Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-
фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический
порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834),
сонаты (1835, 1835—1838, 1836), Фантазия (1836—1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841—1845).
Роберт и Клара Шуман
В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали
настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения
даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов — «Любовь поэта»
на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю»,
«Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины» на стихи
А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона
(1840), «Вокруг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840).
Яркий образец гражданской лирики Шумана — баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана — это простые
сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта и др.).
В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста»
(1844—1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная
опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом
явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).
В четырех симфониях композитора преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды
песенного, танцевального, лирико-картинного характера.
Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков,
борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. В России творчество
Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».
В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом.
В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки,
и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и
Клару принимали «с радостью и с почестями»... Роберт умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.
Слайд 5Тихий вечер
Тихий вечер, синий вечер,
Всё полно покоя.
Всплыли месяцу навстречу
Звёзды над рекою.
Из-за
леса, из-за сада
Лёгкий ветер веет
Льётся сладкая прохлада,
Небо всё темнее.
Вот закрыли крылья ночи
Небо голубое.
Птички спят, и нам дружочек,
Спать пора с тобою.
Слайд 6Город мой любимый,
Город мой родной:
Тонкие рябины,
Чайки над Окой,
Купола святые,
Колокольный звон,
Ёлочки густые
–
Я в Дзержинск влюблён.
Прохожу, любуясь,
Вдоль твоих аллей.
Пух, собой красуясь,
Вьётся с тополей.
Вот Огонь нетленный,
Вечный свет над ним
Памяти степенный –
Помним и скорбим.
Песня о Дзержинске
Вот дворец культуры –
Символ много лет,
Пик архитектуры –
Лучше в мире нет.
Улочки, фонтаны,
Парки и сады,
Башенные краны –
Всё так любим мы.
Будет город краше!
Будет расцветать!
Поколенье наше
Будет помогать!
Город наш любимый,
Будем прославлять!
С днём рожденья город
Будем поздравлять!
Слайд 7Добрый день
Встало солнце рано, рано:
«Добрый день»!
Пляшут волны океана:
«Добрый день»!
Поднимается пшеница,
И звенят
задорно птицы:
Эй ребята, эй ребята,
«Добрый день»!
Улыбаются озёра:
«Добрый день»!
С высоты кивают горы:
«Добрый день»!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, поднимайся,
«Добрый день»!
Над родною стороною:
«Добрый день»!
И с тобою и со мною:
«Добрый день»!
А страна у нас такая:
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
«Добрый день».
Слайд 8
Священная война
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою
ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!
Слайд 9Катюша
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий
берег на крутой.
Слайд 10Синий платочек
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Ты провожала
И
обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня
Любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
Слайд 11Темная ночь
Музыка: Н. Богословский Слова: В. Агатов
Слайд 13 Смуглянка
Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает
виноград.
Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать :
«Станем над рекою
Зорьки летние встречать»
Раскудрявый клён зелёный, лист резной,
Я влюблённый и смущённый пред тобой,
Клен зелёный, да клён кудрявый,
Да раскудрявый резной.
Слайд 14Казаки в Берлине
По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой
-
Эй, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Слайд 15День Победы
День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре
потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли, —
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!