Работу подготовили:
учащиеся 7 класса
Преподаватель:
Головнёва Т.В.,
учитель музыки
2016 год
Работу подготовили:
учащиеся 7 класса
Преподаватель:
Головнёва Т.В.,
учитель музыки
2016 год
Актуальность темы исследовательского проекта.
1) Любишь ли ты исполнять русские народные песни?
2) Поют ли в твоей семье русские народные песни?
3) Назови несколько известных тебе русских народных песен.
4) Кто из русских композиторов использовал русские народные мелодии в своих произведениях?
5) Колядки – это песня, которая исполняется во время праздника …. (допишите ответ).
6) Во время Масленицы исполняются традиционные песни, которые называются … (допишите ответ).
7) Какие жанры русских народных песен тебе известны?
8) Пошел бы ты на концерт русской народной песни?
4 вопрос: отвечая на этот вопрос, многие учащиеся вспомнили, что народные мелодии, записанные и обработанные композиторами –классиками нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано. Что народная песня, как сказочный источник живой воды, давал композиторам силу и вдохновение, учил их красоте и мастерству, песня учила любить жизнь и человека. К таким композиторам ребята отнесли М.И. Глинку, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского- Корсакова.
,
Слова заклинаний в обрядах не только произносились, но и пелись. Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное. Из уст в уста передавались эти музыкальные рассказы. Как драгоценный камень шлифовалась и оттачивалась песня. Каждый исполнитель приносил в нее что то свое, индивидуальное. Нередко поэтому одни и те же тексты в одних селениях пелись с разными напевами.
Музыкальный фольклор – это народные песни, танцы, былины и инструментальные наигрыши. В народных песнях и танцах любой страны проявляются отличительные черты национальной музыки. Именно поэтому многие композиторы ценили музыкальный фольклор своей родины и находили в ней источник для сочинения музыки (Балакирев, Римский- Корсаков, Чайковский...), собирали народные песни, делали их обработки и составляли сборники. Замечательной творческой традицией стало включение народных мелодий в инструментальные произведения, оперы и балеты. Они напоминают народные напевы и многие музыкальные темы, сочиненные русскими композиторами. Другими словами об этом говорил М. И. Глинка: «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем».
Современный фольклор сохранил живую связь с народными традициями, свою безыскусную искренность и великую простоту.
Если поближе познакомиться с музыкальным творчеством народа, можно убедиться в удивительном богатстве песенных жанров. Так как рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом, среди народных песен существуют различные виды: трудовые, игровые, обрядовые, семейно-бытовые, хороводные, плясовые, лирические эпические и многие другие. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Календарные песни
Термин «былина» не народного происхождения, его ввел в середине XIX века известный собиратель народной песни А.П. Сахаров из «Слова о полку Игореве». В былинах, народных песнях, сказах чаще воспевались народные герои, русские богатыри, совершавшие немыслимые ратные подвиги, побеждавшие огромные орды врага, сказочных чудовищ. Былинные напевы часто напоминают напевную речь. Неторопливо и величаво исполняли они былины особой напевной речью – речитативом под аккомпанемент гуслей. Некоторые русские былины композиторы использовали в своих произведениях. Былину о Соловье Будимировиче Римский – Корсаков включил в оперу «Садко». Она звучит в песне Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная»
Не редко в лирических песнях музыкальные фразы были разной протяжности. А их записи не укладывались в равное количество долей тактов, поэтому в некоторых из них выставляют разные размеры (переменный размер). Например, в песне «Ах,ты, степь, широкая».
Особое место среди лирических песен занимает песня ямщиков, которые они пели в дороге, чтобы скоротать свой долгий путь. Самый известный из них «Степь да степь кругом».
Трудовые песни
Плясовые, игровые, хороводные песни
Плясовые песни были связаны с движением, пляской, поэтому они звучат в подвижном темпе и имеют четкий ритм. Их короткие куплеты обычно состоят из двух фраз, каждая из которых повторяется в точном или варьированном виде. Плясовую песню «Во поле береза стояла» П.И. Чайковский использовал в финале четвертой симфонии, обработав ее в форме вариации.
Игровые песни часто сопровождаются движениями, передающими их содержание в игровой песне. «А мы просо сеяли» исполнители делятся на две группы, которые поют поочередно, противопоставляя друг другу свои действия».
В хороводных песнях плавность движения придает распев одного слога нескольких звуков. Например, в песне « Ай, во поле липенька», которую Н.А. Римский –Корсаков включил в оперу «Снегурочка»
Выводы
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть