Презентация, доклад на тему Исследовательский проект История создания и исполнения русской народной песни

Содержание

3 февраля 2016 года Президент РФ Владимир Путин на встрече с активом «Клуба лидеров» по продвижению инициатив бизнеса назвал патриотизм национальной идеей, единственно возможной для России: «Никакой другой идеи мы не

Слайд 1
Раменский муниципальный район
АНО СОШ «Ломоносовская школа–пансион»



Исследовательский проект
«История

создания и исполнения русской народной песни»

Работу подготовили:
учащиеся 7 класса
Преподаватель:
Головнёва Т.В.,
учитель музыки

2016 год

Раменский муниципальный район АНО СОШ «Ломоносовская школа–пансион» Исследовательский проект «История создания и исполнения русской народной песни»Работу подготовили:учащиеся

Слайд 2 3 февраля 2016 года Президент

РФ Владимир Путин на встрече с активом «Клуба лидеров» по продвижению инициатив бизнеса назвал патриотизм национальной идеей, единственно возможной для России: «Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо. У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».
Летом 2015 года он сказал, что патриотизм — это «священный долг россиян», а в октябре назвал его «нравственным ориентиром» для подростков.
Но патриотизм нужно воспитывать. Воспитывать со школьной скамьи. Какими средствами можно воспитывать патриотизм? Примером русских былинных героев, сказками русского народа, народным фольклором, русскими народными промыслами, выставками музеев русского быта, а также русской народной песней.Но знают ли современные школьники русскую песню: историю её создания и исполнения?

Актуальность темы исследовательского проекта.

3 февраля 2016 года Президент РФ Владимир Путин на встрече с

Слайд 3Основным противоречием нашего исследовательского проекта является:

разрыв между необходимостью воспитывать патриотизм у

современных школьников
И
отсутствием знаний и систематического использования такого эффективного средства патриотического воспитания, как русской песни, её истории и исполнения.
Основным противоречием нашего исследовательского проекта является:разрыв между необходимостью воспитывать патриотизм у современных школьников Иотсутствием знаний и систематического

Слайд 4Цель исследовательского проекта -
Разработать сценарий воспитательного мероприятия «Русская народная песня»,

посвящённого истории создания и исполнения русской народной песни, и реализовать его.
Задачи исследовательского проекта:
1. Выявить уровень знаний учащихся школы об истории создания и исполнения русской народной песни.
2. Изучить русские народные песни: их историю, жанры, особенности построения.
3. Рассмотреть использование русской народной песни в произведениях русских композиторов.
4. Разработать сценарий воспитательного мероприятия «Русская народная песня», посвященного истории создания и исполнения русской народной песни.
5. Провести воспитательное мероприятие «Русская народная песня» и проанализировать его положительные стороны и недостатки.
Цель исследовательского проекта - 	Разработать сценарий воспитательного мероприятия «Русская народная песня», посвящённого истории создания и исполнения русской

Слайд 5Гипотеза исследовательского проекта:

Если современных школьников целенаправленно

просвещать о русской народной песне и включать в деятельность, связанную с русской народной песней, то у них будут формироваться патриотические качества, сочетающие в себе: любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине; чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь; сочувствие, потребность защищать своих ближних, других людей, Родину и др.
Гипотеза исследовательского проекта:	     Если современных школьников целенаправленно просвещать о русской народной песне и

Слайд 6Этапы исследовательского проекта:
1-ый этап: анкетирование учащихся

школы о русской народной песне; анализ его результатов; сбор и анализ литературы, материалов о русской народной песне (понятие, история, жанры, особенности построения и др.), о русских композиторах, которые использовали русскую народную песню в своих музыкальных произведениях.
2-ой этап: разработка сценария воспитательного мероприятия об истории создания и исполнения русской народной песни.
3-ий этап: Проведение воспитательного мероприятия «Русская народная песня» и анализ его положительных сторон и недостатков.

Методы исследовательского проекта:
наблюдение, поиск, обобщение, анализ и синтез информации, классификация, работа с понятием, анкетирование, шкалирование, опытно-экспериментальная работа, сравнение, метод проектов.
Этапы исследовательского проекта:	     1-ый этап: анкетирование учащихся школы о русской народной песне; анализ

Слайд 7Практическое значение работы:
1. Разработанный нами сценарий воспитательного

мероприятия «Русская народная песня» может быть использован в любом классе, школе.
2. Собранные и оформленные нами материалы по истории создания и исполнения русской народной песни могут быть использованы: при проведении классных часов, уроков краеведения, исторических вечеров, конкурсов для учащихся; при изучении учебных предметов: «Музыка», «История», «МХК»; а также в проектно-исследовательской работе учащихся.
3. Описание истории создания русских народных песен расположено в фойе нашей школы и раскрывают красоту и богатство «внутреннего мира» России, духовные искания и нравственные идеалы русского народа, показывает его жизнь в различные исторические эпохи, времена года, при осуществлении разнообразных видов труда.
Практическое значение работы: 	   1. Разработанный нами сценарий воспитательного мероприятия «Русская народная песня» может быть

Слайд 8Список использованных источников:

Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концерт:

Дис. … канд.филос.наук : 24.00.01. - Белгород, 2006. - 183 с.
Ермакова О. К. Уроки музыкальной литературы: первый год обучения. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012.
Кнызева Д. В. Истоки возникновения и формирования русской комической оперы последней трети XVIII века в тесной связи с изучением народной песни. - 2011. - С. 221-225.
Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён: учебное пособие по чтению для 2(3) класса. - Книга 1, 2. – М.: ЦГО, 1995.
Осовицкая З. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература: учебник для ДМШ: первый год обучения предмету. – М.: Музыка, 2005.
Русские народны песни: мелодии и тексты. – М.: «Музыка», 1983.
Толмачев Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие. - Тамб.гос.техн. ун-т, 2006. – 120 с.
8. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, её формы и жанры: учебное пособие. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2013.


Список использованных источников:Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концерт: Дис. … канд.филос.наук : 24.00.01. -

Слайд 9Результаты анкетирования

Понимая актуальность проблемы,

мы решили провести социологическое исследование. Нами было проведено анкетирование учащихся нашей школы.
Анкета


1) Любишь ли ты исполнять русские народные песни?
2) Поют ли в твоей семье русские народные песни?
3) Назови несколько известных тебе русских народных песен.
4) Кто из русских композиторов использовал русские народные мелодии в своих произведениях?
5) Колядки – это песня, которая исполняется во время праздника …. (допишите ответ).
6) Во время Масленицы исполняются традиционные песни, которые называются … (допишите ответ).
7) Какие жанры русских народных песен тебе известны?
8) Пошел бы ты на концерт русской народной песни?

Результаты анкетирования       Понимая актуальность проблемы, мы решили провести социологическое исследование. Нами

Слайд 10 Приведём отдельные результаты ответов на вопросы анкеты:

Ответы на 1 вопрос показали, что несмотря на любовь к пению, лишь немногие любят исполнять русские народные песни. 45 % участников выбрали русскую народную песню, а остальные 55 % участников предпочитают иной жанр музыки.

4 вопрос: отвечая на этот вопрос, многие учащиеся вспомнили, что народные мелодии, записанные и обработанные композиторами –классиками нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано. Что народная песня, как сказочный источник живой воды, давал композиторам силу и вдохновение, учил их красоте и мастерству, песня учила любить жизнь и человека. К таким композиторам ребята отнесли М.И. Глинку, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского- Корсакова.
,

Приведём отдельные результаты ответов на вопросы анкеты:

Слайд 11Приведём отдельные результаты ответов на вопросы анкеты:

8 вопрос: к сожалению, в этом вопросе музыкальные вкусы ребят оказались разными,только 27 % согласились пойти на концерт русской народной песни, а остальные 73 % предпочли иную музыку (поп с западными исполнителями: Кэти Перри, Риана, Джастин Тимберлейк). Из отечественных музыкантов большинство взглядов остановилось на МакSим, Дмитрии Билане, Сергее Лазареве). Многие ребята выбрали рэп и новое направление музыки RnB. Разумеется, каждый человек волен сам выбирать, что ему слушать. Главное — чтобы музыка не повлияла негативно на его жизненный путь, на его индивидуальные качества.

Приведём отдельные результаты ответов на вопросы  анкеты:     8 вопрос: к сожалению, в

Слайд 12История возникновения русской народной песни

Каждый народ имеет свою самобытную культуру, национальные традиции и обычаи, которые создавались и бережно сохранялись людьми. Огромную художественную ценность представляют собой и дошедшие до нашего времени народные песни. Эти песни передавались устно – от родителей к детям, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. Человек издавна стремился выразить в музыке свое отношение к миру: земле и небу , солнцу, и звездам.









Слова заклинаний в обрядах не только произносились, но и пелись. Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное. Из уст в уста передавались эти музыкальные рассказы. Как драгоценный камень шлифовалась и оттачивалась песня. Каждый исполнитель приносил в нее что то свое, индивидуальное. Нередко поэтому одни и те же тексты в одних селениях пелись с разными напевами.

История возникновения русской народной песни        Каждый народ имеет свою самобытную

Слайд 13Фольклор - народное творчество
Шли годы, десятилетия,

века. Рождались новые песни, но не забывались и старые. Почему же люди бережно сохраняли эти песни? Да потому, что в них была заключена святая святых – история родного народа, а еще потому, что в них раскрывалась душа народа. Эта огромная песенная сокровищница называется одним словом – фольклор – народное творчество. Эти староанглийские слова ( folk – народ, lore –учение) вместе переводятся как «народная мудрость». Слово фольклор относится не только к музыке. Именно так принято называть устное народное музыкальное и литературное творчество.














Музыкальный фольклор – это народные песни, танцы, былины и инструментальные наигрыши. В народных песнях и танцах любой страны проявляются отличительные черты национальной музыки. Именно поэтому многие композиторы ценили музыкальный фольклор своей родины и находили в ней источник для сочинения музыки (Балакирев, Римский- Корсаков, Чайковский...), собирали народные песни, делали их обработки и составляли сборники. Замечательной творческой традицией стало включение народных мелодий в инструментальные произведения, оперы и балеты. Они напоминают народные напевы и многие музыкальные темы, сочиненные русскими композиторами. Другими словами об этом говорил М. И. Глинка: «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем».
Современный фольклор сохранил живую связь с народными традициями, свою безыскусную искренность и великую простоту.
Если поближе познакомиться с музыкальным творчеством народа, можно убедиться в удивительном богатстве песенных жанров. Так как рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом, среди народных песен существуют различные виды: трудовые, игровые, обрядовые, семейно-бытовые, хороводные, плясовые, лирические эпические и многие другие. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.



Фольклор - народное творчество	     Шли годы, десятилетия, века. Рождались новые песни, но не

Слайд 14 Календарные песни были связаны с годовым

кругом земледельческих работ. Песни такого рода исполнялись в определенное число. Они дошли до нас вместе с древнейшими обычаями – обрядами. Одним из самых распространенных на Руси был обряд колядования. Поздравительные песни колядки пели в деревнях в первый день праздника Рождества, ходя по домам и желая здоровья и благополучия хозяевам. По обычаю, тем, кто «колядует», хозяева должны были дать какое-либо угощение. Во время рождественских гаданий девушки исполняли подлюбные песни, название которых произошло от гадании на блюде. Одна из таких песен называется «Слава». Эту песню Мусоргский включил в оперу «Борис Годунов».

Календарные песни

Календарные песни были связаны с годовым кругом земледельческих работ. Песни такого рода

Слайд 15Обряд– проводов Масленицы
Обряд

проводов Масленицы начинался перед Великим Постом, за восемь недель перед празднованием Пасхи. Последний день масленичной недели назывался Прощеное воскресенье. В этом день все верующие люди просят друг у друга прощение за «вольно и невольно» причиненные им обиды. Устраивали в воскресенье и веселые народные гулянья – проводы Масленицы, во время которого сжигали соломенные чучела, что означало конец зимы. Весело весну встречать, но и грустно зиму провожать – поэтому во время праздников пели не только веселые, но и грустные песни. Одна из них – «А мы Масленицу дожидаем» звучит в сцене проводов Масленицы в опере «Снегурочка» Римского-Корсакого.
Обряд– проводов Масленицы        Обряд проводов Масленицы начинался перед Великим Постом,

Слайд 16Свадебные обряды
Красивыми обрядами сопровождались не только праздники,

связанные с земледельческим календарем, но и бытовые семейные. Одной из богатейших областей песенного творчества народа являются свадебные песни. Старинная русская свадьба складывалась из целого ряда сценок, игровых действий и обрядов, сопровождаемых пением. Она делилась на несколько дней, и в ней переплетались моменты лирические и трагические, радостные и праздничные, шуточные и сатирические. Важнейшие эпизоды свадебной игры – сватовство, рукобитье, сговор, или «смотрины» невесты, девичник. На девичнике девушка - невеста последний раз проводила время с подругами и родными. При этом подруги пели лирические и величальные песни, а невеста, закрытая большим платком, сидела и причитала, прощаясь со своей «вольной волюшкой» и девичье повязкой – головным убором, украшавшим ее голову на гуляньях и хороводах. Подруги невесты исполняли лирическую песню «На море утушка купалася». Свадебные русские обряды очень ярко воспроизведены в операх Глинки «Иван Сусанин» и Даргомыжского «Русалка».

Свадебные обряды    Красивыми обрядами сопровождались не только праздники, связанные с земледельческим календарем, но и

Слайд 17Исторические песни и былины
Теперь обратимся к песням,

которые через века пронесли в себе историю нашего народа. Они так и называются: исторические песни и былины. В исторических песнях рассказывается о подлинных событиях в истории народа, будь то татаро- монгольское иго или народные восстания, о живших на самом деле героях русского народа. Историческую песню «Про татарский полон» Н.А. Римский-Корсаков включил в свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже»

Термин «былина» не народного происхождения, его ввел в середине XIX века известный собиратель народной песни А.П. Сахаров из «Слова о полку Игореве». В былинах, народных песнях, сказах чаще воспевались народные герои, русские богатыри, совершавшие немыслимые ратные подвиги, побеждавшие огромные орды врага, сказочных чудовищ. Былинные напевы часто напоминают напевную речь. Неторопливо и величаво исполняли они былины особой напевной речью – речитативом под аккомпанемент гуслей. Некоторые русские былины композиторы использовали в своих произведениях. Былину о Соловье Будимировиче Римский – Корсаков включил в оперу «Садко». Она звучит в песне Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная»

Исторические песни и былины	    Теперь обратимся к песням, которые через века пронесли в себе

Слайд 18Лирические песни
Особенной красотой и искренностью отличались

протяжные лирические песни, звучание которых находят особенный отклик в душе каждого. И это не случайно. Именно в этих песнях пели о беззаботной любви и горькой женской доли, о долгой разлуке, о смерти в чужом краю. Привольно и широко «разливаются» их красивые мелодии. Гласные звуки в словах распеваются на несколько нот, создавая свободное звучание переливов поющего голоса. Часто песню запевал кто-то один, а затем ее подхватывал хор. Таких песен в народе сохранилось очень много, одна из них «Ах,ты,ноченька».

Не редко в лирических песнях музыкальные фразы были разной протяжности. А их записи не укладывались в равное количество долей тактов, поэтому в некоторых из них выставляют разные размеры (переменный размер). Например, в песне «Ах,ты, степь, широкая».

Особое место среди лирических песен занимает песня ямщиков, которые они пели в дороге, чтобы скоротать свой долгий путь. Самый известный из них «Степь да степь кругом».

Лирические песни     Особенной красотой и искренностью отличались протяжные лирические песни, звучание которых находят

Слайд 19 В процессе труда часто исполнялись песни, которые

своим бодрым настроением и размеренным движением облегчали тяжелую работу людей, организуя их совместные усилия. Особенно важный, решающий момент общего рывка передан в восходящих интонациях кварты в припеве песни волжских бурлаков «Эй,ухнем!».

Трудовые песни

Плясовые, игровые, хороводные песни

Плясовые песни были связаны с движением, пляской, поэтому они звучат в подвижном темпе и имеют четкий ритм. Их короткие куплеты обычно состоят из двух фраз, каждая из которых повторяется в точном или варьированном виде. Плясовую песню «Во поле береза стояла» П.И. Чайковский использовал в финале четвертой симфонии, обработав ее в форме вариации.

Игровые песни часто сопровождаются движениями, передающими их содержание в игровой песне. «А мы просо сеяли» исполнители делятся на две группы, которые поют поочередно, противопоставляя друг другу свои действия».

В хороводных песнях плавность движения придает распев одного слога нескольких звуков. Например, в песне « Ай, во поле липенька», которую Н.А. Римский –Корсаков включил в оперу «Снегурочка»

В процессе труда часто исполнялись песни, которые своим бодрым настроением и размеренным движением

Слайд 20 1. Русская народная песня представляет собой важнейший элемент народной художественной культуры,

в котором отражён многовековой духовный и практический опыт народа, его язык, мировоззрение, система ценностей, нормы образцов жизнедеятельности, оценки явлений жизни, общественная жизнь государства и др.
2. Истоком песенного фольклора является славянская культура, язычество восточнославянских племен и этнических групп, впоследствии образовавших европейские народы: русский, белорусский, украинский. Важнейший этап в развитии русской народной песни связан с христианизацией Руси.
3. С помощью русской народной песни, с одной стороны, человек может творчески развиваться - осваивать певческое искусство, а, с другой стороны, песня сопровождает человека в различных видах деятельности – труд, обряд и др.
4. Песни, принадлежащие к одному жанру, отличаются наличием общих, свойственных только данному жанру, элементов поэтической и музыкальной выразительности.
5. Многие русские композиторы в свои произведения вводили русскую народную песню: Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, М. И. Глинка и др., отражающую не только положительные черты русского духа, но и подлинно исторические события.
6. Русская народная песня живёт и в современном мире благодаря своей способности пропитываться современностью, сохраняя свою основу.


Выводы

1. 	Русская народная песня представляет собой важнейший элемент народной художественной культуры, в котором отражён многовековой духовный и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть