Презентация, доклад на тему Интегрированный урок Что за прелесть эти сказки! 3 класс

Интегрированный урок Что за прелесть эти сказки! 3 класс, предмет презентации: Музыка. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 43 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

« ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

А.С.Пушкин 1779-1837г

Интегрированный урок- презентация
МБОУ СОШ №17 3 класс

учитель музыки Семенчатенко Л.А.

учитель начальных классов
Сидакова М.А.

г.Владикавказ



Слайд 2
Текст слайда:

Н.А. Римский- Корсаков

1844 – 1908г

Автор музыки многих сказок:

« Садко»
« Снегурочка»
« Сказка о царе Салтане»
«Золотой петушок»
«Кощей бессмертный»


Слайд 3
Текст слайда:

Цели:

1. развитие познавательных интересов учащихся, развитие выразительной речи, закрепление знани
по литературе, музыке, мировой художественной культуре; 2. привитие любви к предметам; 3. развитие воображения, памяти, быстрой реакции.

Задачи: 1. повторить имеющиеся у учащихся сведения об А.С.Пушкине; 2. расширять круг знаний о художниках, композиторах; 3. обогащать словарный запах учащихся; побуждать к самостоятельной работе с текстами
произведений; 4. воспитывать любовь к русской литературе, музыке, интерес к языку, любовь к родному слову.

Оформление:

1. стенды, оформленные рисунками учеников по сказкам А.С.Пушкина
2. стенды, оформленные наглядными пособиями о жизни и творчестве А.С.Пушкина
3. музыкальный центр, аудиозаписи отрывков из оперы « Сказка о царе Салтане»
а) Вступление ко 2 действию;
б) « Полет шмеля»
в) « Три чуда»
4. презентация к уроку.



Слайд 4
Текст слайда:

Ход урока

Организационный момент. Слайд

- Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на примере его оперы «Сказка о царе Салтане». “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. Беседа о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова. Слайд

- Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни и отрывки из модных опер. А еще в семье любили сказку. В детстве маленький Ника (так звали его родные) слышал много сказок, легенд и преданий. В «Летописи моей музыкальной жизни» Николай Андреевич написал «Мой род – сказка, былина и непременно русские».
* Чему учит нас сказка? (Учит различать добро и зло, милосердие и жестокость, открытость и
коварство, хитрость.)
- Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Из 15 опер, созданных им, 14 написаны на сюжеты сказок, мифов, легенд.




Слайд 5
Текст слайда:

- Давайте запомним первую особенность творчества этого композитора:

Николай Андреевич Римский-Корсаков – музыкальный сказочник.

Музыке Николай Андреевич начал обучаться в раннем детстве (с 6 лет). Но занятия носили любительский характер. Музыка была не единственным и даже не самым любимым увлечением Римского-Корсакова. Гораздо сильнее увлекала его романтика моря. «Меня пленяла мысль быть моряком». И в 1856 году (в возрасте 12 лет) он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус. В течение 6 лет Римский-Корсаков обучался в Морском корпусе и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. Чтобы получить офицерский чин, предстояло совершить кругосветное плавание. 21 октября 1862 года военный парусник клипер «Алмаз», на борту которого был и Римский-Корсаков, поднял якорь и отправился в кругосветное плавание.

В кругосветном плавании Николай Андреевич понял, что не может жить без музыки. И он стал композитором. В 1873 году Римский–Корсаков покидает военно-морскую службу и получает назначение на должность инспектора военно-морских оркестров. Это назначение помогло ему изучить и испробовать каждый музыкальный инструмент оркестра, чтобы как художник пользуется красками, так и ему работать с тембрами музыкальных инструментов оркестра в своей «музыкальной живописи».


Каждая звучащая вещь имеет свой особенный голос. Один и тот же звук или мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, звучит по-разному. У каждого инструмента – свой «цвет» звука, свой тембр. Тембр – это окраска звука. Слайд - музыкальные инструменты


Слайд 6
Текст слайда:



* Мы с вами определили вторую особенность творчества этого композитора:
Николай Андреевич Римский-Корсаков – мастер музыкальной живописи.
Слушание музыки.
* Кто такой мастер? (Человек, достигший высокого искусства в своем деле).
* Что такое живопись? (вид изобразительного искусства - создание художественных образов с помощью красок).
*Значит, Николай Андреевич Римский-Корсаков – человек, достигший высокого искусства создавать музыкальные картины. *Давайте, послушаем еще один отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор. (Звучит «Полет шмеля»). Слайд








1.На что похоже звучание музыки? (На жужжание шмеля) 2. Давайте вспомним, в каком эпизоде оперы появляется этот знаменитый шмель? (Гвидона одолела тоска по родному батюшке-царю. Сжалилась над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы морской водой, превратила в шмеля). И полетел счастливый царевич-шмель на родную землю, а царевна-лебедь поет ему вслед:

Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!


Слайд 7
Текст слайда:















* Давайте вспомним, что такое опера?
(Опера – это музыкальный спектакль, в котором актеры поют).

А теперь, давайте отправимся на экскурсию в дом – музей Н.А. Римского – Корсакова в город Тихвин.

Далее слово учителю литературы.

Слайд « Полет шмеля»
Слайд « Три чуда»

Подведение итога урока. Выставление оценок.

Выход из класса под музыку.




.

3. Какая музыка по характеру? (Радостная, стремительная, свободная).
4. Чему так радуется шмель-Гвидон? (Наконец-то, увидит отца.)
5. Соответствует ли музыкальный сюжет поэтическому тексту?
(Да. Сначала музыка звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль, догонять корабль. Потом внезапно музыка исчезает, шмель «забился в щель», и зазвучала «музыка моря»).
6. Какое море изображает композитор в этой музыкальной иллюстрации?
(Море спокойное, ласковое).
7. День или ночь изображает композитор? (Музыка яркая, радостная, светлая. Композитор изображает ясный день, яркое солнце, голубое небо).


Слайд 8
Текст слайда:

Слово учителю литературы: Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. Под присказки, припевки, прибаутки, которые сыпались, как камушки с перестуком, хотелось притопывать, стучать ложкой по столу, повторяя их бойкий лад.

Тень-тень-потетень,
Среди города плетень...
Ай ду-ду, ай ду-ду,
Сидит ворон на дубу...

Под протяжные песни он медленно покачивался, переступая с ноги на ногу или сидя – вместе с креслицем. Под эти песни он засыпал.
Постепенно стал он понимать отдельные слова, что-то представлять, видеть то, о чем пелось. Няня пела про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Он лежал в кроватке, а песня плыла-текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами... И он сам уплывал в сон...

А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках Добрые воевали со Злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно. Но в конце концов побеждали Добрые – они оказывались все-таки сильнее. Он вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений – уже во сне.

Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина.


Слайд 9
Текст слайда:

Разучивание песни « Во саду ли, в огороде» Во саду ли, в огороде, Девица гуляла. Невеличка, круглоличка, Румяное личико. Невеличка, круглоличка, Девица гуляла. Она правою рукою Цветы собирала.


Слайд 10
Текст слайда:

Дом – музей Николая Андреевича Римского – Корсакова в г. Тихвине.


Слайд 11
Текст слайда:

Инструмент композитора.


Слайд 12
Текст слайда:

Рабочий кабинет в доме – музее.


Слайд 14
Текст слайда:

Н.А.Римский – Корсаков - выпускник Морского корпуса, перед кругосветным плаванием на клипере « Алмаз»


Слайд 17
Текст слайда:

Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…

Н.А. Римский- Корсаков


Слайд 19
Текст слайда:

Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь – стороны той государь….


Слайд 23
Текст слайда:

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; Туча по небу идет, бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там не по дням, а по часам.


Слайд 25
Текст слайда:

«Как бы нам на двор окошко» молвил он. Вышиб дно и вышел вон.


Слайд 30
Текст слайда:

…Здравствуй, князь ты мой прекрасный…


Слайд 31
Текст слайда:

Белка песенки поет, да орешки все грызет.


Слайд 32
Текст слайда:

А орешки не простые, все скорлупки золотые…


Слайд 35
Текст слайда:

Там еще другое диво: море вздуется бурливо…


Слайд 39
Текст слайда:

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выплывает, будто пава; а как речь –то говорит, словно реченька журчит.


Слайд 43
Текст слайда:

Аннотация.
Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

"Что за прелесть эти сказки! " Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей и композиторов. К ним обращался и А. С. Пушкин, и Н.А.Римский – Корсаков.

Данный урок ориентирован на возрастную группу 9-10 лет. Учащиеся этого возраста наиболее открыты на музыкальное творчество, они любят петь, рисовать, лепить, а особенно сочинять. И лучше всего им удается сочинять сказки. Этот контингент учащихся наиболее восприимчив к миру волшебных превращений, чудес и сказочных приключений, и именно в этом возрасте закладываются основные нравственные ориентиры. Поэтому так важна целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир. В “Сказке о царе Салтане” поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения: Ветер весело шумит,     Судно весело бежит....

Предлагаемый урок в первую очередь осуществляет задачу системности использования ИКТ в общеобразовательном процессе в младших классах. На уроке применяется проектор, компьютер, материалы презентации, портрет композитора.



Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть