Презентация, доклад на тему Интегрированный урок Что за прелесть эти сказки! 3 класс

Содержание

Н.А. Римский- Корсаков 1844 – 1908г Автор музыки многих сказок:« Садко»« Снегурочка»« Сказка о царе Салтане»«Золотой петушок»«Кощей бессмертный»

Слайд 1« ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
А.С.Пушкин 1779-1837г
Интегрированный урок- презентация
МБОУ СОШ №17

3 класс

учитель музыки Семенчатенко Л.А.

учитель начальных классов
Сидакова М.А.

г.Владикавказ


« ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»А.С.Пушкин 1779-1837гИнтегрированный урок- презентация МБОУ СОШ №17

Слайд 2Н.А. Римский- Корсаков
1844 – 1908г

Автор музыки многих сказок:

« Садко»
«

Снегурочка»
« Сказка о царе Салтане»
«Золотой петушок»
«Кощей бессмертный»
Н.А. Римский- Корсаков 1844 – 1908г Автор музыки многих сказок:« Садко»« Снегурочка»« Сказка о царе Салтане»«Золотой петушок»«Кощей

Слайд 3Цели:

1. развитие познавательных интересов учащихся, развитие выразительной речи, закрепление знани


по литературе, музыке, мировой художественной культуре; 2. привитие любви к предметам; 3. развитие воображения, памяти, быстрой реакции.

Задачи: 1. повторить имеющиеся у учащихся сведения об А.С.Пушкине; 2. расширять круг знаний о художниках, композиторах; 3. обогащать словарный запах учащихся; побуждать к самостоятельной работе с текстами
произведений; 4. воспитывать любовь к русской литературе, музыке, интерес к языку, любовь к родному слову.

Оформление:

1. стенды, оформленные рисунками учеников по сказкам А.С.Пушкина
2. стенды, оформленные наглядными пособиями о жизни и творчестве А.С.Пушкина
3. музыкальный центр, аудиозаписи отрывков из оперы « Сказка о царе Салтане»
а) Вступление ко 2 действию;
б) « Полет шмеля»
в) « Три чуда»
4. презентация к уроку.


Цели: 1. развитие познавательных интересов учащихся, развитие выразительной речи, закрепление знани   по литературе, музыке, мировой

Слайд 4

Ход урока

Организационный момент. Слайд

- Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на примере его оперы «Сказка о царе Салтане». “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. Беседа о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова. Слайд

- Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни и отрывки из модных опер. А еще в семье любили сказку. В детстве маленький Ника (так звали его родные) слышал много сказок, легенд и преданий. В «Летописи моей музыкальной жизни» Николай Андреевич написал «Мой род – сказка, былина и непременно русские».
* Чему учит нас сказка? (Учит различать добро и зло, милосердие и жестокость, открытость и
коварство, хитрость.)
- Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Из 15 опер, созданных им, 14 написаны на сюжеты сказок, мифов, легенд.




Слайд 5- Давайте запомним первую особенность творчества этого композитора:

Николай Андреевич Римский-Корсаков –

музыкальный сказочник.

Музыке Николай Андреевич начал обучаться в раннем детстве (с 6 лет). Но занятия носили любительский характер. Музыка была не единственным и даже не самым любимым увлечением Римского-Корсакова. Гораздо сильнее увлекала его романтика моря. «Меня пленяла мысль быть моряком». И в 1856 году (в возрасте 12 лет) он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус. В течение 6 лет Римский-Корсаков обучался в Морском корпусе и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. Чтобы получить офицерский чин, предстояло совершить кругосветное плавание. 21 октября 1862 года военный парусник клипер «Алмаз», на борту которого был и Римский-Корсаков, поднял якорь и отправился в кругосветное плавание.

В кругосветном плавании Николай Андреевич понял, что не может жить без музыки. И он стал композитором. В 1873 году Римский–Корсаков покидает военно-морскую службу и получает назначение на должность инспектора военно-морских оркестров. Это назначение помогло ему изучить и испробовать каждый музыкальный инструмент оркестра, чтобы как художник пользуется красками, так и ему работать с тембрами музыкальных инструментов оркестра в своей «музыкальной живописи».


Каждая звучащая вещь имеет свой особенный голос. Один и тот же звук или мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, звучит по-разному. У каждого инструмента – свой «цвет» звука, свой тембр. Тембр – это окраска звука. Слайд - музыкальные инструменты

- Давайте запомним первую особенность творчества этого композитора:Николай Андреевич Римский-Корсаков – музыкальный сказочник. Музыке Николай Андреевич начал

Слайд 6

* Мы с вами определили вторую особенность творчества

этого композитора:
Николай Андреевич Римский-Корсаков – мастер музыкальной живописи.
Слушание музыки.
* Кто такой мастер? (Человек, достигший высокого искусства в своем деле).
* Что такое живопись? (вид изобразительного искусства - создание художественных образов с помощью красок).
*Значит, Николай Андреевич Римский-Корсаков – человек, достигший высокого искусства создавать музыкальные картины. *Давайте, послушаем еще один отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор. (Звучит «Полет шмеля»). Слайд








1.На что похоже звучание музыки? (На жужжание шмеля) 2. Давайте вспомним, в каком эпизоде оперы появляется этот знаменитый шмель? (Гвидона одолела тоска по родному батюшке-царю. Сжалилась над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы морской водой, превратила в шмеля). И полетел счастливый царевич-шмель на родную землю, а царевна-лебедь поет ему вслед:

Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!

*  Мы с вами определили вторую особенность творчества этого композитора:Николай Андреевич Римский-Корсаков – мастер музыкальной

Слайд 7













* Давайте вспомним, что такое опера?


(Опера – это музыкальный спектакль, в котором актеры поют).

А теперь, давайте отправимся на экскурсию в дом – музей Н.А. Римского – Корсакова в город Тихвин.

Далее слово учителю литературы.

Слайд « Полет шмеля»
Слайд « Три чуда»

Подведение итога урока. Выставление оценок.

Выход из класса под музыку.




.

3. Какая музыка по характеру? (Радостная, стремительная, свободная).
4. Чему так радуется шмель-Гвидон? (Наконец-то, увидит отца.)
5. Соответствует ли музыкальный сюжет поэтическому тексту?
(Да. Сначала музыка звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль, догонять корабль. Потом внезапно музыка исчезает, шмель «забился в щель», и зазвучала «музыка моря»).
6. Какое море изображает композитор в этой музыкальной иллюстрации?
(Море спокойное, ласковое).
7. День или ночь изображает композитор? (Музыка яркая, радостная, светлая. Композитор изображает ясный день, яркое солнце, голубое небо).

* Давайте вспомним, что такое опера?

Слайд 8Слово учителю литературы: Нянины речи – певучие, медленные или бойкие,

веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. Под присказки, припевки, прибаутки, которые сыпались, как камушки с перестуком, хотелось притопывать, стучать ложкой по столу, повторяя их бойкий лад.

Тень-тень-потетень,
Среди города плетень...
Ай ду-ду, ай ду-ду,
Сидит ворон на дубу...

Под протяжные песни он медленно покачивался, переступая с ноги на ногу или сидя – вместе с креслицем. Под эти песни он засыпал.
Постепенно стал он понимать отдельные слова, что-то представлять, видеть то, о чем пелось. Няня пела про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Он лежал в кроватке, а песня плыла-текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами... И он сам уплывал в сон...

А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках Добрые воевали со Злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно. Но в конце концов побеждали Добрые – они оказывались все-таки сильнее. Он вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений – уже во сне.

Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина.

Слово учителю литературы:  Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не

Слайд 9Разучивание песни « Во саду ли, в огороде»

Во саду ли, в огороде, Девица гуляла. Невеличка, круглоличка, Румяное личико. Невеличка, круглоличка, Девица гуляла. Она правою рукою Цветы собирала.
Разучивание песни « Во саду ли, в огороде»       Во саду ли,

Слайд 10Дом – музей Николая Андреевича Римского – Корсакова в г. Тихвине.

Дом – музей Николая Андреевича Римского – Корсакова в г. Тихвине.

Слайд 11Инструмент композитора.

Инструмент композитора.

Слайд 12Рабочий кабинет в доме – музее.

Рабочий кабинет в доме – музее.

Слайд 14Н.А.Римский – Корсаков - выпускник Морского корпуса, перед кругосветным плаванием на

клипере « Алмаз»
Н.А.Римский – Корсаков - выпускник Морского корпуса, перед кругосветным плаванием на клипере « Алмаз»

Слайд 17Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…
Н.А. Римский- Корсаков

Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…Н.А. Римский- Корсаков

Слайд 19Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь

– стороны той государь….
Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь – стороны той государь….

Слайд 23В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; Туча по

небу идет, бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там не по дням, а по часам.
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; Туча по небу идет, бочка по морю

Слайд 25«Как бы нам на двор окошко» молвил он. Вышиб дно и

вышел вон.
«Как бы нам на двор окошко» молвил он. Вышиб дно и вышел вон.

Слайд 30…Здравствуй, князь ты мой прекрасный…

…Здравствуй, князь ты мой прекрасный…

Слайд 31Белка песенки поет, да орешки все грызет.

Белка песенки поет, да орешки все грызет.

Слайд 32А орешки не простые, все скорлупки золотые…

А орешки не простые, все скорлупки золотые…

Слайд 35Там еще другое диво: море вздуется бурливо…

Там еще другое диво: море вздуется бурливо…

Слайд 39За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий

затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выплывает, будто пава; а как речь –то говорит, словно реченька журчит.
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под

Слайд 43

Аннотация.
Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

"Что за прелесть эти сказки! " Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей и композиторов. К ним обращался и А. С. Пушкин, и Н.А.Римский – Корсаков.

Данный урок ориентирован на возрастную группу 9-10 лет. Учащиеся этого возраста наиболее открыты на музыкальное творчество, они любят петь, рисовать, лепить, а особенно сочинять. И лучше всего им удается сочинять сказки. Этот контингент учащихся наиболее восприимчив к миру волшебных превращений, чудес и сказочных приключений, и именно в этом возрасте закладываются основные нравственные ориентиры. Поэтому так важна целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир. В “Сказке о царе Салтане” поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения: Ветер весело шумит,     Судно весело бежит....

Предлагаемый урок в первую очередь осуществляет задачу системности использования ИКТ в общеобразовательном процессе в младших классах. На уроке применяется проектор, компьютер, материалы презентации, портрет композитора.



Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть