Слайд 1ЖИВОПИСЬ
I половины
XIX века
Муниципальная организация дополнительного образования
«Детская школа искусств» с.
Койгородок
Презентация по предмету «Беседы об искусстве»
для обучающихся 7а класса (7-милетняя ОП)
Составитель: Турубанова Виктория Сергеевна
Преподаватель класса живописи
МОДО «ДШИ » с. Койгородок
с. Койгородок
2019
Слайд 2Задачи темы:
Знакомство с чертами классицизма, романтизма, сентиментализма в русском
искусстве I половины XIX века, становление бытового жанра в русской живописи (золотой век русской живописи)
Слайд 3Классицизм в русской живописи
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847 гг.)
Слайд 4Яркий представитель классицизма, один из основоположников бытового жанра;
Родился в семье небогатого
купца. Первоначальное образование получил в художественном пансионе, а затем переехал в Петербург, где брал уроки у Боровиковского;
В 1811 году он получил звание академика, а в 1819 поселился в родной деревне Сафонково Тверской губернии;
Тема крестьянства становится основной в его творчестве. Художник воспевает трудолюбие крестьян, поэзию и красоту их жизни;
Важной частью его картин становится пейзаж с его нежными, мягкими красками;
Около 1824 года Венецианов основал в Сафонково за свой счет школу рисования для талантливых детей крестьян, из которых вышло много прекрасных художников. Всего через школу Венецианова прошло свыше 70 молодых живописцев.
Слайд 7На пашне. Весна (1820-е гг.)
Слайд 10Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830 гг.)
Слайд 11Русский живописец-пейзажист. Отец Сильвестра Щедрина – Феодосий Федорович Щедрин – был
известным скульптором и ректором Императорской Академии художеств;
В возрасте девяти лет Сильвестр Щедрин поступил в Императорскую Академию художеств, где специализировался по пейзажу. Среди его учителей были такие знаменитые художники, как его дядя Семен Федорович Щедрин, а также Федор Яковлевич Алексеев и Михаил Матвеевич Иванов;
В 1811 году он закончил Академию с Большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Вид с Петровского острова»;
Получив стипендию для поездки за границу, Сильвестр Щедрин отправился в Италию в 1818 году. Там он написал свои самые известные работы;
Главная тема в творчестве – природа Италии. Она воспринимается им как счастливый мир, который дышит покоем. Природа в его картинах добра к людям. Излюбленные мотивы пейзажиста – спокойное море в маленьких уютных бухточках, просвечивающая на солнце зелень виноградных лоз, оплетающих террасы, чистое небо;
На Родину художник уже не вернулся.
Слайд 12Набережная мерджеллина в неаполе (1827 г.)
Слайд 13Вид амальфи близ неаполя
(к. 1820-х г.)
Слайд 14Малая гавань в сорренто близ неаполя
Слайд 16Александр Андреевич Иванов (1806-1858 гг.)
Слайд 17Создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма;
Сын профессора
Академии художеств, отмеченный Большой золотой медалью, как и многие другие совершенствовал свое мастерство в Италии.
Иванов написал всего несколько картин, все на библейский сюжет и то в начале своей творческой деятельности. В то время художник писал в стиле классицизм.
Художник интересовался классическими сюжетами, и главным полотном его жизни стала картина «Явление Христа народу». Масштабную работу Иванов писал почти 20 лет.
Слайд 18Явление христа марии магдалине (1835 г.)
Слайд 19Явление христа народу
(1837-1857 гг.)
Слайд 21Романтизм в русской живописи
Орест Адамович Кипренский (1782-1836 гг.)
Слайд 22Выдающийся представитель романтизма в России. Он рос в семье дворового человека,
но, как полагают, был незаконным сыном хозяина усадьбы, который определил его в Академию художеств, даровал ему «вольную» и необычную фамилию. Закончив в 1803 году Академию, он стал портретистом;
Еще во время учения в Академии Кипренский был покорен романтикой. Он искал ее всюду. После утомительного сидения в рисовальных классах Кипренский уходил на набережную Невы, бродил по ней и читал нараспев стихи…Кипренский первым из русских живописцев завоевал европейское признание. Ему был сделан почетный заказ на автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где хранятся автопортреты всех мастеров, заслуживших мировую славу;
Многие биографы утверждают, что Кипренский в конце жизни очень пил, и закончил жизнь чуть ли не под забором. Однако есть сведения, что многие факты в биографии Кипренского являются спорными. Да, к 50 годам у него была слава, но не было денег. Заказов не поступало. К тому же его обвинили в убийстве натурщицы, хотя он не был привлечен к уголовной ответственности, и все, кто его знал, не верили такому обвинению, по характеру Кипренский был очень мягким человеком, но слухи, пятно осталось...;
В конце жизни он женился на юной итальянской девочке Мариучче, думая начать все по-новому. Но и это не помогло. У Кипренского наступила стойкая депрессия. К тому же он сильно простыл и заболел;
В октябре 1836 года Кипренский умер от воспаления легких и погребен в церкви Сант,Андреа делле Фратте, в Риме;
Галерея работ Кипренского разнообразна. Это великолепные автопортреты, портреты детей и его современников — поэтов, писателей, государственных мужей, полководцев, любителей живописи, купцов, актеров, крестьян, моряков, декабристов, художников, масонов, скульпторов, коллекционеров, просвещенных женщин и архитекторов.
Слайд 23Портрет мальчика а.а. челищева (ок. 1808-1809 гг.)
Слайд 25Портрет в.а. жуковского (1816 г.)
Слайд 27Портрет д.н. хвостовой (1814 г.)
Слайд 28Портрет девочки в маковом венке и с гвоздикой в руке (мариучча)
(1819 г.)
Слайд 29Карл Павлович Брюллов (179-1852 гг.)
Слайд 30Родился в семье художника, академика, преподавателя Академии художеств. Уже в детстве
с ним много занимался отец, что не могло не наложить отпечаток на его творчество;
В своих произведениях он обычно следовал стилю классицизма и романтизма;
Он блестяще закончил Академию, получил Большую золотую медаль, а затем совершенствовал свое мастерство в Италии, где быстро добился европейского признания;
Сюжеты многих его картин навеяны итальянскими мотивами;
Брюллову принадлежат полотна и на историческую, и на мифологическую темы, и на бытовые сюжеты. Писал также картины-иллюстрации к литературным произведениям и очень много портретов.
Слайд 32Нарцисс, смотрящий в воду (1819 г.)
Слайд 35Девушка, собирающая виноград в окрестностях неаполя (1827 г.)
Слайд 37Графиня ю.п. самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью амацилией паччини
(1842 г.)
Слайд 39Сентиментализм в русской живописи
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857 гг.)
Слайд 40Представитель сентиментализма в русской живописи;
47 лет своей жизни он провел в
крепостной зависимости;
В Академии художеств он учился в качестве «стороннего ученика». «Вольную» Тропинин получил лишь в 1823 году, причем только личную, помещик оставил крепостным его сына;
На его полотнах можно видеть и дворян, и купечество, и крепостных крестьян, и дворовых, и ремесленников. Особый интерес вызывают произведения, в которых изображаются люди, занятые повседневным трудом, в окружении привычных им предметов. Подобные портреты можно рассматривать как зачатки бытового жанра;
Искусство Тропинина высоко ценилось современниками, его считают основателем самостоятельной Московской живописной школы.
Слайд 41Автопортрет с кистями на фоне московского кремля (1844 г.)
Слайд 45Жанр бытовой сатирической картины
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг.)
Слайд 46Основоположник жанра бытовой сатирической картины;
Половина короткой жизни Федотова оказалась затраченной на
военную службу. Художественное образование получил на правах вольнослушателя, посещавшего вечерние классы Академии художеств;
Только спустя два года после выхода в отставку Федотов смог исполнить свое первое, значительное произведение;
Картины и рисунки Федотова отличает остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты разных сословий и обстоятельств их жизни, точность социальных характеристик;
В начале пути пробовал себя в батальной живописи, но довольно быстро понял, что его призвание – жанр;
Объектом его мягкой сатиры были нравы большого города, героями – купцы, чиновники, дворянские семейства, компании холостых офицеров, эмансипированные дамы.