Слайд 2Каждая эпоха формирует и предвосхищает свой идеал женщины, представление о красоте
женского тела, о чертах характера, о душе.
Менялись времена и представления о идеале, но во все века женский образ привлекал и будет привлекать художников.
Слайд 3ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ
Женские образы первобытного строя
Слайд 4ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА
Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству – 80 тысяч
лет. Первые предметы культуры изображали именно женщину – это последствия матриархата. Эти находки имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга матери богов
Слайд 6Лицо, руки и ноги проработаны в фигурках очень слабо.
Подчас вся
голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка — все это не просто тщательно прописано, оно гипертрофировано. Огромные бедра, живот, грудь.
Палеолитическая Венера — это МАТЬ всего рода человеческого.
Слайд 7Женские образы в искусстве Древнего Египта
Пирующие девушки, гробница Нахта (18 династия)
Дама Чепу, фрагмент росписи гробницы 18-й династии
Слайд 8Древние египтяне считали, что женщина должна быть стройной и длинноногой. Однако,
худоба не поощрялась. Широкие плечи, развитая мускулатура — вот, что ценилось в Египте. Идеалом красоты Древнего Египта была грациозная женщина с полными губами, прямым носом и огромными миндалевидными глазами.
Слайд 9Изображение на спинке кресла
фараона Тутанхамона
с молодой женой
Слайд 10 «Если ты склонен к добру, заведи себе дом.
Как подобает, его
госпожу возлюби.
Чрево ее насыщай, одевай ее тело,
Кожу ее умащай благовонным бальзамом,
Сердце ее услаждай, поколе ты жив!
Она - превосходная пашня для своего господина»
(Поучения Птахотепа)
Слайд 11В Древнем Египте женщины подводили брови к вискам густыми черными (или
бирюзовыми в древнейшей истории) линиями туши, полученной из смеси золы, сажи, окисей меди и сульфида свинца. Египтянки были убеждены, что этим они предотвращают болезни и несчастье.
Слайд 13Женщины и девушки Древнего Египта жили в более развитом обществе и
украшали себя татуировкам. Еще за 3000 лет до нашей эры египетские женщины знали тату. По мнению египетских жрецов, татуировки помогали женщинам в беременности и родах, укрепляли здоровье. Жрецы общались с духами, от которых они скорее всего и получили знания о татуировках.
Слайд 14«Парижанка»
фреска из Кносского дворца
Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами
при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э. Исследователи назвали эти образы «придворными дамами».
Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными «Парижанка». Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.
Слайд 15На большинстве изображений женщин узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной.
В основных чертах силуэт оставался неизменным, но существовало множество вариантов платья: то цельнокроеное, то юбка, украшенная поперечными полосами, то сплошь состоящая из оборок. Каждый из перечисленных вариантов служил одной цели — подчеркнуть женственность.
Часто встречаются и изображения жриц в корсетах и длинных расклешенных юбках. Женщина - Великая Богиня (Владычица) - основная фигура минойского пантеона.
Слайд 16Дамы в голубом, фреска из Кносского дворца
Слайд 17Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в I-IV веках
н.э. По месту находки (некрополи Фаюмского оазиса) их называют фаюмскими. Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами. Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.
Из Древнего Рима в Египет пришел обычай хранить в доме написанные на деревянных дощечках портреты хозяев, а также скульптурные маски умерших родственников.
«Госпожа Алина» (II век н.э.)
Слайд 18В основе идеала красоты древних греков лежит единство, гармония духа и
тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Художники нашли и оставили после себя меру прекрасного – так называемые каноны и модули. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы.
Древняя Греция
Слайд 19ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ
Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Венеры.
Слайд 20Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей
(три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.
Слайд 21Красоту лица определяли большие глаза, прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб,
обрамленный завитками волос с прямым пробором. Эллины большое внимание обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой (прическа «Античный узел»).
Слайд 22Этрусские женщины
Благодаря мастерству этрусских скульпторов и живописцев мы можем наблюдать действительно
прекрасные образцы женской красоты. В отличие от греков, этруски, в основном, изображали не богинь, а своих прекрасных женщин.
Слайд 23Женщины этрусков были выше среднего роста, с роскошными светлыми волосами, классическими
чертами лица. Богатые этруски наряжали своих женщин, как на выставку. Чем богаче была знатная семья, тем больше изысканных украшений носили их дамы и девицы. Этрусские ремесленники славились не только как искусные оружейники, но и как искусные ювелиры, которые делали украшения из золота и серебра – цепочки тонкого плетения, ожерелья, подвески, браслеты.
Слайд 24В Этрурии самые почтенные дамы имели законное право участвовать в пирах
наряду с мужчинами. Женщины участвовали в пирах вместе со своими мужьями (при этом супружеская пара возлежала на одном ложе). Греков шокировала подобная распущенность.
Слайд 25Женщина в Древнем Риме
Идеальной римлянке предписывалось быть статной, фигура должна была
сохранять грациозность и стройность. Они активно занимались физическими упражнениями.
Слайд 26Черты лица римской красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза
с крупными веками, правильной миндалевидной формы, высокая переносица, рот, напоминающий охотничий лук.
Слайд 27Римский портрет был сосредоточен на мельчайших подробностях, что позволило точно передавать
черты характера
Слайд 28Der Jen
Национальный
портрет Китая
Искусство
женского
портрета
в Китае
Слайд 29Китайский портрет поражает не только умением изображать индивидуальные черты внешности персонажа,
но и способностью передачи внутреннего мира человека, его интеллекта.
Слайд 30Китаянка, 1800-е годы
Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки
- лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку. Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, черными волосами и тонкими черными бровями, яркими губами и маленьким округлым ртом - вот портрет классической китайской красавицы.
Слайд 31Искусство Японии
Kuniyoshi Utagawa «Женский портрет»
Традиционное предпочтение японцев и их представление об
идеальной женской фигуре - это отсутствие в ней женственности. Японцы предпочитали видеть в женщине девочку-подростка. Они считали, что в женской фигуре «чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее». Кимоно выделяет у носящей его женщины лишь плечи и талию, скрывая одновременно как недостатки, так и достоинства женской фигуры.
Слайд 32В Японии красота тела тесно переплетается с духовной красотой, поэтому иметь
милое личико и безупречную кожу для японских красавиц не было пределом мечтаний: они учились слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, а также поддерживать разговор, как раз для того, чтобы продемонстрировать свою внутреннюю красоту.
Слайд 33Сперва эталоном японской красавицы являлись женщины с удлинёнными узкими глазами, маленьким
ротиком с пухлыми губами, лицом, близком по форме к кругу, и пухлыми щёчками. Со временем идеал изменился: голова должна была быть мягкой грушевидной формы и сужаться кверху, рот и нос должны были быть маленькими, глаза – напоминать узкие чёрточки, а волосы – быть длинными и прямыми.
Слайд 35Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Портрет богатой женщины. 1465 г. Масло,
дубовая доска. Национальная галерея, Лондон.
Женский портрет
периода Средневековья
Проповедники средневековья поучали: «Красота – явление быстротечное, и попытки приукрасить будущий труп тщетны». Зеркало – «врата ада».
Слайд 36В средние века жизнь общества в Европе во многом зависела от
церкви, даже стандарты красоты диктовались церковью.
Земная красота была признана грехом, косметика была запрещена.
За стройность и красоту девушку могли объявить ведьмой. Ярко-рыжие волосы, родинки и вообще более-менее привлекательная внешность могли сыграть с девушкой злую шутку.
С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей в посланиях Св. Павла и в книге пророка Исайи. Забота о собственном теле становилась неприличной.
Слайд 37В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались
в основном религиозные образы. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков) и их ближайших родственников, которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому.
Слайд 38В Европе в средние века художники писали женщин рахитичек с резко
выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. Моделями художникам служили запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишенные достаточного количества витаминов в пище. Овощи, за исключением бобовых, популярностью не пользовались. Базовыми продуктами служили пшеничный, реже ячменный хлеб и мясо - говядина, баранина и дичь. Свежеиспеченный хлеб и обилие разнообразного мяса за обедом было признаком достатка, в то время как пищей бедняков считался сыр, оливки и фасоль и другая зелень.
Слайд 39Ранние итальянцы, Джотто и Беллини, писали своих «красавиц» с таких же
моделей, и даже великий Сандро Боттичелли взял моделью своей Венеры типичную горожанку - рахитичную и туберкулезную.
Слайд 40Женский портрет
в стиле готики
Идеал женской красоты – хрупкий облик едва
сформировавшейся девушки: гибкое тонкое тело, длинная шея, головка с высоким лбом, слегка наклоненная вперед, несколько прогнутая в области поясницы спина и выступающий вперед живот, затянутый в корсет лиф с завышенной талией. Чтобы шея казалась длиннее, над ней сбривали волосы, иногда до середины затылка, а чтобы увеличить высоту лба, сбривали волосы от линии роста к темени. Модными были лицо бледное, почти без косметики, морщины – признак мудрости, выщипанные брови и ресницы. Женщина казалась хрупким, изогнутым, чахлым растением.
Петрус Кристус. Портрет молодой девушки, ок. 1490.
Слайд 41Особое значение придавалось соблюдению женщиной умеренности, воздержанности. В педагогических трактатах подчеркивается,
что девочку необходимо воспитывать таким образом, чтобы воздержанность и умеренность сквозили в каждом её жесте, слове, во внешнем виде. Почти все авторы средневековых дидактических произведений отмечают скромность, стыдливость, целомудрие как необходимые для девочки качества.
Чтобы сохранить в девочке целомудрие, следует оберегать её не только от излишних плотских удовольствий, дурного общества, но и от излишеств в пище, сне, украшении себя: "Дочь всегда должна испытывать голод — в той мере, чтобы сразу после еды быть в состоянии читать или молиться; девочка должна регулярно вставать для молитвы ночью».
Слайд 42Ханс Мемлинг
«Портрет Марии Магдалины»
В костюмах XIII века впервые появляются вшивные
рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно.
Слайд 43«Королева Елизавета Баварская»
В XIII веке издаются первые законы против роскоши, ограничивающие
пышность одежд вассалов в сравнении с сюзеренами. Появляются законы о рангах в одежде, предписывающие строгие ограничения при выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры, в отличие от дворян, не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.
«… Ни одна женщина, ни одна девушка, не имеющие дворянского звания, не имеют права делать больше пары платьев в год. Дворянки имеют право на четыре платья в год…» - говорится в указах XIII века.
Слайд 44Женские одеяния состояли из длинных многослойных одежд из ярких контрастных тканей
с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд. На животе под котт прикрепляли стеганые подушечки-босы, что бы имитировать выступающий вперед живот; сзади на юбке был шлейф. Шлейф на платьях XV века достигал нескольких метров длины, а конусообразный головной убор – эннен делали 70 см высоты. Церковь все время боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». А высокие головные уборы считала карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала публичному проклятию и сожжению на кострах.