Презентация, доклад на тему XVII век – время острых социальных конфликтов в России. Возрастающее значение светского начала в искусстве. Теремной дворец Московского Кремля, дворец в селе Коломенском (презентация)

Содержание

Бунташный век17 век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли

Слайд 1XVII век – время острых социальных конфликтов в России. Возрастающее значение

светского начала в искусстве. Теремной дворец Московского Кремля, дворец в селе Коломенском.

Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна

XVII век – время острых социальных конфликтов в России. Возрастающее значение светского начала в искусстве. Теремной дворец

Слайд 2Бунташный век
17 век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова,

что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век 17-ый веком бунташным.
Соляной бунт 1648 года в Москве стал важным событием, способствовавшим росту социально-политической активности в России в середине XVII века. Волнения, вызванные повышением цен на товары, задержкой жалования, политикой правительства продолжились в различных регионах страны.

Эрнест Лисснер «Соляной бунт в Москве, 1648 г.». (1938)

Бунташный век17 век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся

Слайд 3Бунташный век
Наиболее крупные восстания произошли в 1650 году во Пскове и Новгороде.
Поводом к недовольству

послужило резкое повышение цен на хлеб. В 1649 г. русское правительство обязалось выплатить Швеции значительную компенсацию за перебежчиков, что покинули земли, завоеванные Швецией у России, и перешли на сторону русского государства. Ее выплачивали не только деньгами, но и хлебом. В этот год в Псковской земле был большой неурожай. Псковичи потребовали от воеводы прекратить выплаты шведам и арестовали шведского агента, прибывшего для приемки хлеба. Аналогичные события происходили и в Великом Новгороде.
Бунташный векНаиболее крупные восстания произошли в 1650 году во Пскове и Новгороде. Поводом к недовольству послужило резкое повышение цен на хлеб.

Слайд 4Бунташный век
«Медный бунт» произошел в Москве в 1662 году 25 июля

1662 года. Причиной послужило следующее обстоятельство. Россия вела затяжную войну с Речью Посполитой за присоединение Украины. Любая война требует огромных средств для содержания армии. Денег у государства катастрофически не хватало, тогда было решено ввести в оборот медные деньги.
Случилось это в 1655 году. Из фунта меди, стоимостью 12 копеек, чеканили монеты на 10 рублей. Массу медных денег сразу вбросили в обиход, что повлекло за собой недоверие населения к ним, инфляцию.
К 1662 году рыночная цена медных денег упала аж в 15 раз, стоимость товаров сильно возросла. В городах стала процветать нищета и голод.

Эрнест Лисснер «Медный бунт в Москве, 1662 г.». (1938)

Бунташный век«Медный бунт» произошел в Москве в 1662 году 25 июля 1662 года. Причиной послужило следующее обстоятельство.

Слайд 5Бунташный век
И, наконец, Крестьянская война под предводительством Степана Разина 1667–1671 гг.

расшатывает устои власти, вызывая с ее стороны жестокие репрессии.

Сергей Кириллов. «У Симбирской черты.(Степан Разин)». 1986

Сергей Кириллов. "Разина везут!" Эскиз к картине "Степан Разин". 1986.

Бунташный векИ, наконец, Крестьянская война под предводительством Степана Разина 1667–1671 гг. расшатывает устои власти, вызывая с ее

Слайд 6Раскол
Заколебалось и положение церкви. Реформы патриарха Никона в области культа

вызвали широкое движение протеста (раскол). Раскол распространялся прежде всего среди крестьянства и посадского населения. Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг.
Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков.
Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям.
Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек.
В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова.
Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.
Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В. Суриков «Боярыня Морозова»

Г. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума и его сподвижников 11 апреля 1682 г.»

С. Милорадович «Суд над патриархом Никоном»

Изображение расправы воеводы Мещеринова
с участниками Соловецкого восстания 1668—1676  гг.

Раскол Заколебалось и положение церкви. Реформы патриарха Никона в области культа вызвали широкое движение протеста (раскол). Раскол

Слайд 717 столетие ознаменовалось крупнейшим событием: в едином государстве воссоединились русский и

украинский народы.
1 октября 1653 г. в Москве Земский собор одобрил решение принять Украину «под высокую царскую руку». В январе 1654 г. в ставку Хмельницкого прибыл московский посол боярин А.В. Бутурлин.
По договору между гетманом и Москвой Украина (в границах Зборовского договора) присоединялась к Московскому царству под названием Малороссии. Сохранялись привилегии казаков и мещан (горожан). Казачий реестр увеличился до 60 тыс. человек.

Объединение Украины с Россией

Переяславская рада 1654 г.

17 столетие ознаменовалось крупнейшим событием: в едином государстве воссоединились русский и украинский народы. 1 октября 1653 г.

Слайд 8XVII век в истории России и в истории русской культуры особый,

рубежный – заканчивается история древнерусской культуры и зарождается культура нового времени.
В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:
начинается процесс секуляризации(снижения роли религии в жизни общества) в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;
человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;
вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;
заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.
XVII век в истории России и в истории русской культуры особый, рубежный – заканчивается история древнерусской культуры

Слайд 9В архитектуре сильнее внедряются народные вкусы. Приобретает небывалый размах гражданское строительство,

конкурируя с культовым, являвшимся доселе главной линией развития архитектурного искусства. Вместе с тем церковная и гражданская архитектура утрачивают резкую противоположность. Идет быстрый процесс «обмирщения» всей русской культуры.
В борьбе с натиском новых общественных явлений и распространением светских элементов в области архитектуры церковь выступила с прямым запретом шатровых храмов как отступающих от «церковного чина» и предписывала «освященное пятиглавие», т.е. стремилась повернуть развитие вспять традиционным канонам.
В этой обстановке обостренной борьбы, столкновения старого и нового, новые тенденции побеждают. 17 веком заканчивается история древнерусского искусства, связанного с церковью и ее определяющим влиянием.
Вызревают условия для рождения искусства нового времени – искусства светского, основанного на жизненных наблюдениях и точных науках.

В архитектуре сильнее внедряются народные вкусы. Приобретает небывалый размах гражданское строительство, конкурируя с культовым, являвшимся доселе главной

Слайд 10Три этапа архитектуры 17 в.
Архитектура 17 века может быть условно разделена

на три этапа:
1-й короткий (20– частично 30-е) период сложения нового стиля на базе традиций предшествующей поры.
2-й (40–80-е) – эпоха бурного расцвета строительства, окончательного становления и развития стиля, предпосылки которого слагались в первом периоде.
3-й (90-е 17 в.) –время начала ломки древнерусских архитектурных традиций и обращения к иным идеям и формам, знаменующее собой переход к зодчеству Нового времени.

Три этапа архитектуры 17 в.Архитектура 17 века может быть условно разделена на три этапа: 1-й короткий (20–

Слайд 11В 20–30 гг.17 в. общий характер архитектуры еще мало отличался от

зодчества конца 16 в. Но все же в постройках этого времени можно проследить появление новых тенденций. Так в 1624–1625 гг. были проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля, пострадавших во время интервенции. В это время Москва была захвачена войсками польского короля Сигизмунда III и сожжена. Тогда над Спасской башней поднялась многоярусная шатровая вышка, имевшая в основании аркаду, в которой стояли статуи (зодчие Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей) и новыми городскими часами.
В 20–30 гг.17 в. общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца 16 в. Но все

Слайд 12В 1635–1636 над 2-м этажом в северо-восточной части старого дворца (16

в.) построено трёхэтажное здание Теремного дворца с Верхоспасским собором (архитекторы А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков, Б. Огурцов) – типичные парадные, богато декорированные, жилые палаты феодальной знати.

Теремной дворец

Верхоспасский собор

В 1635–1636 над 2-м этажом в северо-восточной части старого дворца (16 в.) построено трёхэтажное здание Теремного дворца

Слайд 13Теремной дворец
До конца 18 в Теремной дворец являлся самой высокой гражданской

постройкой Московского Кремля.
Дворец был построен по приказу царя Михаила Федоровича и вошел в историю как первые царские покои из камня.
Для его сооружения использовались новейшие в то время технологии с применением железных «связей». Это позволило уменьшить толщину стен и, соответственно, увеличить ширину пространства.
Возведенный на высоком подклете, сохранившемся от дворца 16 в., он имел ступенчатый, ярусный объем, верхнюю террасу-гульбище и чердак с высокой золоченной кровлей.

1. Подвал

2. Хозяйственные службы

3.Золотое крыльцо

4. Златоверхий теремок

Теремной дворецДо конца 18 в Теремной дворец являлся самой высокой гражданской постройкой Московского Кремля. Дворец был построен

Слайд 14В нижних этажах помещались покои царицы и царских детей, а также

службы, кладовые, в том числе и баня.
В среднем этаже помещались жилые комнаты царя, расположенные как клети деревянных хором.
Снаружи терема украшены карнизами и междуэтажными тягами из цветных изразцов, их фасад изобилует белокаменными раскрашенными резными наличниками окон.
В планировке Теремного дворца сказались черты, характерные для старорусских деревянных построек
К дворцу были пристроены деревянные палаты для царицы Натальи Кирилловны и для царевен.

Теремной дворец

Интерьер Золотой царицыной палаты

Опочивальня царя

В нижних этажах помещались покои царицы и царских детей, а также службы, кладовые, в том числе и

Слайд 15Потешный дворец
В 1651–52 к С.–З. от дворца, у Троицких ворот, построили

палаты для царского тестя И. Милославского, вошедшие после его смерти в число дворцовых помещений под названием Потешного дворца, т. к. в них устраивались первые театральные представления.
Потешный дворецВ 1651–52 к С.–З. от дворца, у Троицких ворот, построили палаты для царского тестя И. Милославского,

Слайд 16Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов
Патриарх Никон осуществил (1642–56) перестройку своей

резиденции (жилые и служебные помещения с Крестовой — приемной – палатой и придворными церквами). Этот комплекс по архитектурно-художественному замыслу и размерам не уступал государеву дворцу.
Патриаршие палаты и пятиглавый собор Двенадцати апостолов были построены архитекторами Антипом Константиновым и Дмитрием Охлебниным.
Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостоловПатриарх Никон осуществил (1642–56) перестройку своей резиденции (жилые и служебные помещения с

Слайд 17С возведением над всеми башнями шатровых завершении из камня (1680-е годы)

закончилось формирование Московского Кремля как одного из лучших средневековых русских городских ансамблей.

Константино-Еленинская 

Набатная

Спасская

Сенатская

Никольская башня

Угловая Арсенальная

Средняя Арсенальная

Троицкая

Комендантская

Тайницкая

Благовещенская

Водовзводная

Оружейная

Боровицкая

Петровская

Первая и Вторая Безымянные

С возведением над всеми башнями шатровых завершении из камня (1680-е годы) закончилось формирование Московского Кремля как одного

Слайд 18Дворец в селе Коломенском
В 1667–71 Семеном Петровым и Иваном Михайловым в

Коломенском сооружен деревянный дворец (в 1681 частично перестроен Саввой Дементьевым), который, по отзывам современников, был «осьмым чудом света».
Дворец в селе КоломенскомВ 1667–71 Семеном Петровым и Иваном Михайловым в Коломенском сооружен деревянный дворец (в 1681

Слайд 19Дворец состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крытыми переходами и

сенями, и был украшен богатой резьбой и внутренней росписью.

Тронный зал дворца в Коломенском

Дворец состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крытыми переходами и сенями, и был украшен богатой резьбой

Слайд 20Главная группа помещений, обращенная к церкви Вознесения, отводилась под царские хоромы.

Здесь особенно эффектными были столовая изба, крытая кубоватой кровлей (четырехскатная кровля с «пучинами», напоминающая луковицу), и многооконный терем, связывающий столовую избу с государевыми хоромами. Далее располагались хоромы царевича и царицы.
Главная группа помещений, обращенная к церкви Вознесения, отводилась под царские хоромы. Здесь особенно эффектными были столовая изба,

Слайд 21Подклеты занимали служебные помещения, поэтому жилые помещения второго этажа связывались между

собой и с придворными храмами переходами.
Подклеты занимали служебные помещения, поэтому жилые помещения второго этажа связывались между собой и с придворными храмами переходами.

Слайд 22Ансамбль дворца не имел определенного главного фасада – с любой точки

зрения открывались новые перспективы прихотливо сгруппированных объемов. Декоративное богатство дворца усиливалось обилием раскрашенной орнаментальной резьбы, позолотой деталей и раскраской кровель.
Ансамбль дворца не имел определенного главного фасада – с любой точки зрения открывались новые перспективы прихотливо сгруппированных

Слайд 23Дворец на ведуте екатерининского времени
По словам иностранца Я. Рейтенфельса, дворец походил на «только

что вынутую и футляра драгоценность».
В 1768 обветшавший дворец был разобран.
В 2010 году на не застроенной территории музея-заповедника «Коломенское» возведена реконструкция дворца в натуральную величину.

Дворец после реконструкции

Дворец на ведуте екатерининского времениПо словам иностранца Я. Рейтенфельса, дворец походил на «только что вынутую и футляра драгоценность». В

Слайд 24Вопросы для повторения
Каким крупнейшим событием ознаменовалось 17 столетие?

Каким веком нарекли современники

век 17-ый?

Что привело к расколу церкви?

На какие этапы делится архитектура 17 в.?

воссоединились русский и украинский народы

Реформы патриарха Никона

бунташным

на три этапа: 1-й - период сложения нового стиля на базе традиций предшествующей поры. 2-й– эпоха бурного расцвета строительства, 3-й – время начала ломки древнерусских архитектурных традиций и переход к зодчеству Нового времени

Вопросы для повторенияКаким крупнейшим событием ознаменовалось 17 столетие?Каким веком нарекли современники век 17-ый?Что привело к расколу церкви?На

Слайд 25Вопросы для повторения
Когда были проведены работы по восстановлению стен и башен

Московского Кремля?

Когда был построен Теремной дворец?

По чьему приказу был построен Теремной дворец и чем он был знаменателен?

Какое сооружение по отзывам современников, было «осьмым чудом света» и почему?

в 1624–1625 гг.

В 1635–1636 гг.

Дворец был построен по приказу царя Михаила Федоровича и вошел в историю как первые царские покои из камня.

Деревянный дворец в Коломенском, потому что походил на «только что вынутую и футляра драгоценность»

Вопросы для повторенияКогда были проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля?Когда был построен Теремной дворец?По

Слайд 26Вопросы для повторения
Сочетание каких зданий представляет собой дворец?

Подо что отводилась главная

группа помещений, обращенная к церкви Вознесения?

Какое помещение имеет четырехскатную кровлю с «пучинами», которая напоминает луковицу?

Имел ли ансамбль дворца главный фасад?

Дворец состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крытыми переходами и сенями

под царские хоромы

столовая изба

дворец не имел определенного главного фасада – с любой точки зрения открывались новые перспективы прихотливо сгруппированных объемов

Вопросы для повторенияСочетание каких зданий представляет собой дворец?Подо что отводилась главная группа помещений, обращенная к церкви Вознесения?Какое

Слайд 27Источники:
Власюк А.И. Московский кремль. – М., 1958;
История русского искусства: 1

т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991 С. 87–91.
http://wikiredia.ru/wiki/Восстание_1648_года
http://redstory.ru/education/history/53.html
http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/68-mednyj-bunt.html
http://www.kirillovgallery.ru/index.php?menu=15&type=document&p=22&lang=
http://student-hist.ru/tablici-i-shemi-istoria/cerkovniy-raskol-sravnitelnaya-tablica/
https://ria.ru/history_spravki/20130211/922328695.html
https://studfiles.net/preview/1721789/page:13/
https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post429823496/
https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/teremnoj-dvorets
http://perekop.org/8522
https://gurumustsee.ru/dvorec-alekseya-mixajlovicha-v-kolomenskom/
http://mapio.net/place/36330563/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Коломенский_дворец
Источники:Власюк А.И. Московский кремль. – М., 1958; История русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991 С. 87–91.http://wikiredia.ru/wiki/Восстание_1648_годаhttp://redstory.ru/education/history/53.htmlhttp://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/68-mednyj-bunt.htmlhttp://www.kirillovgallery.ru/index.php?menu=15&type=document&p=22&lang=http://student-hist.ru/tablici-i-shemi-istoria/cerkovniy-raskol-sravnitelnaya-tablica/https://ria.ru/history_spravki/20130211/922328695.htmlhttps://studfiles.net/preview/1721789/page:13/https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post429823496/https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/teremnoj-dvoretshttp://perekop.org/8522https://gurumustsee.ru/dvorec-alekseya-mixajlovicha-v-kolomenskom/http://mapio.net/place/36330563/https://ru.wikipedia.org/wiki/Коломенский_дворец

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть