Слайд 1КЛАССИЧЕСКАЯ ПЕРСИДСКАЯ МИНИАТЮРА
Слайд 2Фрагмент миниатюры сефевидского периода
Слайд 3Плитка с росписью, первая четверть 17в.
Слайд 4Неизвестный художник нач. 17в.
Дервиш
Слайд 5Неизвестный художник
"Парламент птиц", иллюстрация к поэме Аттара
Слайд 6В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры.
Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.
Ширазская школа оказала большое влияние на искусство Ирана и Средней Азии. Пример Ширазской миниатюры на вершине ее развития – иллюстрации к «Хамзе» Низами. Это уверенность линий, завершенность и четкость как в композиции в целом, так и в изображении деталей и размещении смысловых узлов.
Слайд 7Мохаммад Ширази
иллюстрация к "Шахнаме", 16в.
Слайд 8В конце 13в., когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов и художников
для переписки и украшения манускриптов, появляется Тебризская школа миниатюры. Ранняя Тебризская миниатюра значительно отличалась от Ширазской, т.к. сочетала восточные элементы с армяно-византийским стилем живописи. Это последнее влияние можно объяснить географическим положением Тебриза, находящимся на границе областей, населенных армянами. В 30—40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры к «Шахнаме». В 15 в. стили Тебризской и Ширазской школы сблизились, что связано с переселениями художников после завоевания Багдада и Тебриза Тимуром.
Слайд 9Ага Мирек, Тебризская школа
Два сефевидских принца
Слайд 10В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице
государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.
Слайд 11Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их
сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.
Слайд 13Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество
которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету.
Другими выдающими миниатюристами Герата стали учитель Бехзада и глава Гератской школы Мирак Наккаш, Касим Али, Хаджа Мохаммад Наккаш и Шах Мозаффар.
Слайд 14Коленопреклоненный юноша,
сер. 17в.
Слайд 15В современном искусстве Ирана миниатюра получила второе дыхание, стала активно развиваться,
наряду с другими жанрами живописи. В современном Иране миниатюрой занимаются такие известные художники, как Хусейн Бехзад, Мохаммад Бакер Акамири, Махмуд Фаршчиан, Джалали Сусанабади, Мохаммад Бадроссама и др. Многое из традиций миниатюры перенял такой своеобразный жанр народного искусства, как «живопись кахвехане».Очарование персидской миниатюры заключается в ее изысканности, тонких линиях, обилии мелких, тщательно выписанных деталей, поражающих своим мастерством, чистой геометрии и яркой палитре. Именно в искусстве миниатюры наиболее полно выразилось национальное своеобразие Ирана.
Слайд 17Таджвиди, современная миниатюра
Фирдоуси и другие поэты при дворе шаха Махмуда Газневи
Слайд 18Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ
миниатюры в конце эпохи Тимуридов и начале правления Сефевидов.Бехзад является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля: геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета.Бехзад рано остался сиротой и был взят на воспитание известным живописцем Мираком Наккашем, возглавлявшим в Герате дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных. Бехзад пользовался покровительством тимуридского визиря Мир Али Шир Навэя. После падения династии Тимуридов в 1510, он был призван шахом Исмаилом I Сефеви в Тебриз где, как глава шахских художественных мастерских (с 1522 г.) и придворный художник, оказал влияние на развитие живописи сефевидского периода.
Слайд 19 Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает
сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность), Камаледдин Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой силой и убедительностью, какой до него восточная миниатюра не знала, фигуры людей в его работах лишены статичности, он сумел передать естественные и реалистические жесты и позы.
Его работы, высоко ценившиеся уже современниками, отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей; часто композиция разворачивается на двух смежных листах с большим числом персонажей и обилием точно найденных деталей.
Слайд 20Камаледдин Бехзад Строительство мечети
Слайд 21Камаледдин Бехзад
Царь Дарий и пастухи, илл. к "Бустану" Саади
Слайд 22Камаледдин Бехзад
Соблазнение Юсуфа
Слайд 23Султан Мухаммад (конец 1470-х-1555), миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага
Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом и производством полуфаянса.
Слайд 24Султан Мухаммад
"Мирадж" (Вознесение Пророка Мухаммада)
Слайд 25Неизвестный художник школы Султана Мухаммада
Игра в човган, 1524г.
Слайд 26Реза Аббаси (1587-1629) – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи,
мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко — иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, "стройных, как кипарис", так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов.
Слайд 27Эволюция творчества Аббаси, опирающегося на традиции живописи Мухаммади — одного из
крупнейших миниатюристов Тебриза, отмечена переходом от поэтически-умиротворенных композиций, где силуэты фигур очерчивает ровная и плавная замкнутая линия, как бы изолирующая фигуру от окружающей среды, к листам, полным глубокого внутреннего напряжения, островыразительным портретам. Прерывистая линия, острота которой подчёркивается мягкостью тональных переходов, выявляет пластику фигур, их связь с окружающим пространством.
Слайд 36Муин Мусаввир (1617-1708) один из самых талантливых и плодовитых миниатюристов 17в.,
ученика Резы Аббаси. Большая часть работ Мусаввира – иллюстрации к рукописям, в первую очередь, к "Шахнаме" Фирдоуси (в течение 1690-х гг. он создает 21 миниатюру к "Шахнаме"), миниатюры на отдельных листах. Начало творчества Мусаввира отмечено влиянием миниатюр Резы Аббаси, но вскоре он вырабатывает свой собственный стиль. Пример характерного стиля Мусаввира представляет иллюстрация к "Шахнаме" "Див Акван поднимает Рустама" (сер. 17в.). Самые известные миниатюры художника – Юноша, играющий на флейте (1676г.), портрет придворного лекаря Хаким Шафаа (1674), портрет султана Итимада-аль-Доула, "юноша в оранжевом платье".
Слайд 37Муин Мусаввир
Юноша, играющий на флейте
Слайд 38Муин Мусаввир
Фонтан жизни, иллюстрация к "Шахнаме"
Слайд 39Муин Мусаввир
Див Акван поднимает Рустама