Слайд 1Культура эпохи Возрождения
Это,несомненно,золотой век, который вернул свет свободным искусствам.
Слайд 2Титаны эпохи Возрождения
Микеланджело Буонарроти
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Рембрант Харменс Ван Рейн
Тициан
Сандро Боттичелли
Джованни
Боккаччо
Джотто
Франсуа Рабле
Слайд 3Художники Итальянского Возрождения
Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем
мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Слайд 4Возрождение (XIV-XVI)- эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода
от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур.
Слайд 5 Колыбелью итальянского Возрождения считают Флоренцию, подарившую миру таких гениев
кисти и резца как Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана, которых по праву называют титанами Возрождения.
В эпоху Возрождения на первый план выступило не цеховое ремесло, а индивидуальность художника.
Слайд 6Была ориентирована на возрождение античной культуры;
Утверждала силу, разумность, красоту и свободу
личности;
Имела целостное и разностороннее понимание человека, жизни и культуры;
Искусство осознавалось как равноценность и равноправность форм человеческой деятельности;
Носила ярко выраженный демократический характер, в его центре стоят человек и природа;
Эпоха Возрождения имела следующие особенности:
Слайд 8Внебрачный сын некоего сэра Пьеро и простой крестьянки.
Родился близ города Винчи
Уже
с детства проявил равный интерес к занятиям механикой, астрономией, математикой,к другим естественными науками.
Многие его наблюдения предвосхищают развитие европейской науки и живописи на целые столетия.
Умер он вдали от родины во французском городе Клу в 1519 году
Жизнь, творчество, судьба
Слайд 9 Все работы да Винчи исключительно разноплановы;
Для его картин характерна
геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению тела человека;
да Винчи изобрел свой прием живописи – сфумато;
Примечательно, что на многих картинах да Винчи фоном служит горный пейзаж.
Леонардо да Винчи. Портрет Джинервы Бенчи. 1474г.
Слайд 10Леонардо да Винчи
«Дама с горностаем»
Слайд 11Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком. (Мадонна Бенуа)
Слайд 15Леонардо да Винчи Джоконда
Портрет жены купца дель Джокондо (Мона Лиза)
Неуловимое выражение
лица Джоконды не поддается точному описанию и воспроизведению.
Существует более десятка копий этого портрета.
На разных репродукциях Джоконда выглядит несколько по-иному: то чуть – чуть мягче, то ироничнее,то задумчивее.
Впервые в истории мирового искусства портретный жанр встал на один уровень с композициями на религиозную тему.
Слайд 17Мона Лиза (Джоконда), ок.1503
Какие чувства вызывает у вас этот портрет и
почему?
Слайд 18 С мечтательной, загадочной улыбкой,
Позирует она... Задумчив и велик,
Воспроизводит
он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик...
Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно
Он говорит:«...Века веков тебя не переменят.
Всегда бела, румяна и нежна...
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят:
В твоей улыбке — вечная весна!
О смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний я в этот образ влил;
Я подвиг совершил вполне ее достойный,
Я обессмертил ту, кого, как жизнь, любил».
Долльфюс
Слайд 19Последние годы жизни Леонардо провел во Франции, куда был приглашен королем
Франциском I. Здесь вплоть до самой смерти в 1519 г. он писал трактаты о живописи, о природе воды, о строении различных машин, ставил опыты. Он объяснял причины движения, распространения звука, света и тепла, открыл первый закон скорости и инерции — основные законы механики. Во многих высказываниях Леонардо не раз повторялась мысль, что искусство должно не только учиться у природы, но и превзойти ее. В своем творчестве он сумел достичь этого.
Слайд 20Микеланджело Буанаротти
(1475-1564)
Более всего и во всем, Микеланджело – ваятель, но
его живописные произведения столь монументальны, что их можно принять за скульптуры.
Созданные Микеланджело образы отличаются могучей телесностью и анатомической точностью;
Будучи глубоко религиозным, Микеланджело часто писал на библейские сюжеты. Но созданные им образы не имеют ничего общего с каноном.
Слайд 21Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый, Микеланджело перенес все муки творческого
человека эпохи Высокого Возрождения. Борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью, разлад с идеалом, поиски смысла бытия — вот что наполняло жизнь выдающегося мастера. Любимые герои Микеланджело — библейский пророк Моисей и царь Давид, мужественный Прометей, кроткая и смиренная Мария, оплакивающая сына Христа, — обозначили важнейшие вехи творческого пути художника.
Слайд 22Он родился в 1475 г., а умер в 1564 г., пережив
Леонардо да Винчи и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия, оставив далеко позади эпоху Высокого Возрождения. В последние годы жизни он стал свидетелем того, как грубо попираются идеалы гуманизма. Все это глубоко возмущало и ранило душу Микеланджело. В одном из своих стихотворений он писал:
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Перевод Ф. И. Тютчева
Слайд 23Микеланджело Буанарроти
«Пьета»(1498-1501г)
Собор Святого Павла.Рим.
Тему
оплакивания Иисуса Христа скульптор решает психологически точно: в безмерной скорби застыла
Богородица, весь её облик излучает нравственную чистоту и любовь.
Дева Мария в произведениях Микеланджело воплощает символ вечно юного материнства.
Слайд 27Микеланджело Буонарроти.
Страшный суд.Фреска.
1536—1541 гг.
Сикстинская капелла,
Ватикан
В центре общей композиции Микеланджело изобразил мощную
фигуру Христа,
Карающего людей за совершённые грехи. Поднятой правой рукой он обрушивает вниз фигуры грешников, пытающихся подняться вверх. Левой — притягивает себе избранных, стоящих справа от него. Ужас всемирной катастрофы и возмездия за грехи человеческие художественно представлен в сложных сплетениях тел, разнообразии поз и ракурсов, усилен богатством колорита, контрастами света и тени.
Слайд 28Потрясенные зрители испытывали смятение и ужас, им мерещились крики и стоны
несчастных, напрасно молящих о помощи. Внизу картины они видели лодку Харона — перевозчика душ грешников. Его глаза, как раскаленные угли, горят адским пламенем. Ударом весла он безжалостно подгоняет тех, кто упирается или замешкался в растерянности. У зияющей бездны — входа в чистилище — несколько демонов нетерпеливо ожидают новую партию грешников... Как все это было созвучно строкам из «Божественной комедии» Данте!
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных...
Перевод М. Лозинского
Слайд 29В общей композиции зрители различали души воскресших к новой жизни. Среди
них блаженные, святые апостолы, пророки и мученики. Одни из них показывают раны на теле — зримые свидетельства земных страданий. Другие смиренно ожидают своей участи. Над душами тех, кого ожидает спасение, витают ангелы.
Слайд 30Фреска «Страшный суд»
Роспись свода Сикстинской
капеллы в Риме.
Слайд 33Микеланджело Буонарроти.
Надгробие
Джулиано
Медичи.
1524—1534 гг.
Церковь Сан-
Лоренцо,
Флоренция
Слайд 39Микеланджело Буонарроти.
Купол собора Святого Петра. 1546—1564 гг. Рим, Ватикан
Долгий и трудный
путь на земле Микеланджело закончил созданием вознесшегося к небесам купола собора Святого Петра в Риме. В городе, некогда поразившем его творческое вдохновение, ему суждено будет оставить вечную память о себе. При жизни мастера были завершены алтарные стены и пилоны, начал возводиться купол Микеланджело не суждено было увидеть свою работу завершенной но замысел архитектора был воплощен по его проектам и чертежам уже после смерти.
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание: «Я отдав душу Богу, тело земле, имущество родным». В своей жизни он сделал гораздо больше: он подарил человечеству свои бессмертные творения, снискав в веках славу Гения.
Слайд 41Рафаэль – уникальный мастер композиции;
Его образы Мадонн исполнены спокойствия, тихой
грусти, гармонии и грации;
Сущность произведений Рафаэля – синтез христианства и античности;
В стиле Рафаэля отсутствует дух соперничества, присущий Микеланджело и да Винчи.
Мадонна в кресле, ок.1506г.
Слайд 42Рафаэль Санти.
Мадонна Конестабиле. 1502—1503 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рафаэля справедливо считают певцом
женской красоты. Он говорил:
«Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Но ввиду недостатка... в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум. Имеет ли она какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».
Благородные овалы лиц, длинные прямые волосы, спокойные и добрые глаза, чуть тронутые улыбкой губы — таковы его женские образы. Им написано более двадцати Мадонн, среди которых достойное место занимает ранняя работа — «Мадонна Конестабиле».
Слайд 43На фоне пейзажа изображена молодая женщина с ребенком на руках. Задумчивое,
немного грустное лицо обращено к книге Священного Писания. Рассеянным взглядом она скользит глазами по давно знакомым строчкам. А в это время шаловливый ребенок пытается перевернуть страницы книги. Молодая мать и ее дитя удивительно трогательны и простодушны. Рафаэль мастерски вписывает фигуры Марии и малыша в очень сложную для живописцев форму тондо (итал. «круг»). При этом он соблюдает все законы перспективной живописи, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира.
Слайд 47Увлекшись монументальной живописью, выполняя многочисленные заказы, художник не расставался с темой
материнской красоты. С вдохновением и любовью Рафаэль пишет свою непревзойденную «Сикстинскую мадонну», давно уже вошедшую в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества.
Рафаэль Санти.
Сикстинская мадонна.
1515—1519 гг.
Картинная галерея,Дрезден.
Слайд 48Она идёт хвалам внимая.
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле
являя…
В.А.Жуковский.
Слайд 49Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска. 1509—1511 гг. Рим, Ватикан
Слайд 50Фреска Рафаэля «Афинская школа» — подлинный гимн человеческому знанию. В центре
ее великие греческие философы Платон и Аристотель. Один указывает на небо, другой — на землю. Неподалеку Сократ со своими учениками, одинокий, глубоко задумавшийся Гераклит. Здесь же математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и Зороастр. В небрежной одежде и позе лежит на ступенях лестницы Диоген, учивший довольствоваться в жизни лишь самым необходимым. Многочисленные слушатели и ученики окружают беседующих или размышляющих мудрецов, исполненных сдержанного достоинства и уважения друг к другу. Каждый из изображенных наглядно воплощает представления об идеальном человеке. Каждый обладает высочайшей духовной энергией и глубокой нравственной силой. Каждый неуклонно верит в действенность человеческой мысли и знаний. Глядя на них, вспоминаются строки из «Божественной комедии» Данте:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены...
Слайд 51Интересно, что грандиозная композиция, в которой представлено более 50 фигур (!),
не кажется перегруженной. Напротив, она создает удивительное впечатление простора и свободы, безупречной легкости в изображении каждой из многочисленных групп. Как великолепна и изящна архитектура с уходящими в бесконечность арками величественного собора, сквозь которые видна синева клубящегося облаками неба!
Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска. 1509—1511 гг. Рим, Ватикан
Слайд 52Рафаэль Саити.
Портрет Анджело Дони. Около 1506 г. Галерея Питти, Флоренция
Не идеализируя
и ничуть не приукрашивая, Рафаэль изображает известного мецената Анджело Дони, придавая ему черты обобщенного образа эпохе Возрождения. Перед нами человек, полный жизненной энергии, спокойной собранности и силы воли. Контрастность внешнего облика портретируемого усилена строгим черным костюмом с широкими красными рукавами и белым воротничком. Массивные перстни украшают пухлые, немного женственные руки.
Слайд 53«Окончилась его первая
жизнь; его вторая жизнь,
в его посмертной славе,
будет продолжаться вечно
в его произведениях»
Слайд 55Немецкий художник занимался математикой, архитектурой, писал стихи
Слайд 56
«Четыре всадника» из серии Апокалипсис
Гравюра 1498 года подарила Альбрехту Дюреру заслуженную
мировую славу.
Справа налево выгравированы эти наездники. Первый – с коронованной головой, опустил поводья, глядит вперед – Победитель. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Третий – без головного убора, богато одетый, с весами в правой руке, равнодушным взглядом смотрит куда-то вдаль – Голод. Четвертый – исхудавший старец с трезубцем, с витой веревкой вместо поводьев, без подков на копытах – это сама Смерть.
За конными, согласно Библии, следует ад, который Дюрер изобразил в виде страшного зверя с открытой зубастой пастью. Вся шеренга несется, не замечая под копытами кучки людей: здесь и правитель в царской короне, и горожанин с крестьянином, даже монах. Никто не избежит наказания за совершенные при жизни злые деяния – вот что желает нам показать мастер на этой гравюре.
Персонажи показаны близко к зрителю. «Четыре всадника» вот-вот выскочат за пределы рамки и настигнут каждого, расплата неизбежна