Слайд 1
«История одного шедевра:
П. И.Чайковский «Лебединое озеро»
Слайд 2Цель урока:
Дать знания о истории создания и развития в контексте времени
шедевра П. И.Чайковского балета
« Лебединое озеро »
Задачи:
Познакомить учащихся с визитной карточкой России – балетом «Лебединое озеро»
Дать информацию о великих
исполнителях главных ролей
Познакомить с инновационными
постановками балета
Развивать интерес к
искусству балета
Слайд 3План проекта:
Введение.
История одного шедевра.
Великий композитор.
Первые постановки.
Постановка Григоровича.
Революционная постановка.
Балерины.
Зарубежные постановки.
III. Заключение.
Слайд 4Балет….
Балет (от итальянского «ballo» танцую)
это определенная академическая
форма танцевальной техники
и музыки.
Обычно он включает в себя танец,
пантомиму, действие и музыку
(оркестровую и, иногда, вокальную) .
В основе балета лежит какой-то сюжет,
Драматургический замысел, либретто,
но бывают и бессюжетные балеты.
Основными видами танца в балете являются
классический танец и характерный танец.
Немаловажную роль играет пантомима,
с помощью которой актёры
передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.
Слайд 5Зарождение балета
В начале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка,
эпизод в музыкальном представлении, опере,заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини.
Слайд 6 Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие
в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века.
Слайд 7В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе
царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
Слайд 8История одного шедевра - балета «Лебединое озеро»
В 1875
году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Лебединое озеро». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали.
Слайд 9 Чайковский заказ принял. Композитор подошел к заказу очень
ответственно. Предложенный ему сценарий В. Бегичева и В. Гельцера был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей.
Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях».
Только после этого он приступил к сочинению.
Слайд 10 В конце лета 1875 года были написаны первые два
акта, в начале зимы — два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета.
Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер .К сожалению, он оказался неважным постановщиком.
Слайд 11 В четырех актах балета чередуются
реальные и фантастические картины.
Нас вводят в мир, где на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей Одетты и юного принца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия - двойник Одетты изо всех сил стараются погубить их любовь. Принцесса Одетта чарами злого волшебника превращена в лебедя. Спасти Одетту может только человек, который полюбит ее, даст клятву верности и сдержит эту клятву.
Слайд 12 Предположительно, что источниками либретто могли послужить романтические сюжеты:
сказка немецкого писателя Музеуса "Лебединый пруд", а также "Ундина" Ламотт-Фуке - Жуковского. Некоторые образно-сюжетные мотивы либретто родственны произведениям русской литературы. В либретто балета нашли отражение основные темы и образы романтического искусства той эпохи: разлад мечты и действительности, стремление к идеалу, красоте и невозможность его обрести, надежда на счастье, невольное предательство и искупление вины ценою жизни.
Слайд 13Премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля — это событие осталось незамеченным.
Спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.
Слайд 14В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — Мариус Петипа -
работавший в Петербурге с 1847 года.
И Лев Иванов (1834—1901), помощник Петипа, ставивший, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского театра.
Дирекция императорских театров собиралась поставить
«Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов.
Слайд 15Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года
началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора.
К сожалению, новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, — предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.
Слайд 16 15 января 1895 года в Мариинском театре, в
Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру».
Слайд 17 В 1969 году в Большом театре зрители увидели
ещё одну постановку «Лебединого озера» - своеобразный итог раздумий над партитурой Чайковского выдающегося мастера Юрия Григоровича.
Слайд 18 Свою первую редакцию «Лебединого», завершавшуюся трагическим финалом, хореограф создал
в 1969 году, но «трагизм» был забракован Минкультом СССР, и пришлось Григоровичу переработать свое «Озеро» и придумать финал оптимистический.
Слайд 19 Эта постановка, пережив распад СССР, сохранялась в репертуаре
Большого театра до 1997 года, а в 2001 году мэтр создает двухактную версию «Лебединого озера», вернув балету трагический финал. Нынешнее «Лебединое озеро» Григоровича, в которое органично входят фрагменты хореографии Петипа – это стремительное действие, изобретательные танцы, роскошные декорации .
Слайд 20Балет в России - больше, чем балет
Как Большой театр
стал неким символом государства, так «Лебединое озеро» — символом самого Большого театра, а значит, в какой-то степени и государства тоже. Все официальные делегации, наезжавшие в страну, посещали представления этого балета. Все советские руководители пересмотрели его по многу раз.
Слайд 21Балет «Лебединое озеро» стал в России больше, чем просто балетом: его
сочинение было новым словом в музыке, его показ по телевидению в 1991 году совпал с новым словом в истории российского государства. Споры по некоторым вопросам ведутся и по сей день, но в одном все исследователи всегда единодушны: «Лебединое озеро» было и остаётся признанным шедевром мирового музыкального искусства.
Слайд 22Русские балерины исполняющие роли Одетты и Одилии остались в памяти людей,
как прекрасные легенды.
Слайд 23Легенды балета
Галина Уланова -русская прима-балерина. Ленинградском Театре оперы
и балета (впоследствии Театра им. С.М.Кирова)
Лебединое озеро 1929 год
Слайд 24 Марина Семенова — советская балерина, балетный педагог. В 1930
году балерина исполняла Одетту—Одиллию в балете «Лебединое озеро» в Московском большом театре.
Слайд 25 Майя Плисецкая — советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса. «Лебединое
озеро» Плисецкая исполнила более 800 раз (с 1947 по 1977 год)в разных постановках: в большом театре и так же в разных странах мира.
Слайд 26 Раиса Стручкова —была солисткой Большого театра. В 1950-1960-х
годах являлась прима-балериной Большого театра, исполнявшей партию: Одетты-Одиллии.
Слайд 27«Лебединое озеро» в театре оперы и балета им. М. г
Глинки в
Челябинске
Балетный состав Челябинского театра оперы и балета вот уже много лет ставит этот спектакль в свой репертуар . Каждый сезон челябинцы любуются этим шедевром. Режиссёрская постановка спектакля менялась несколько раз, но спектакль становился только красивее.
Несколько раз наши артисты выезжали с гастролями в Китай.Жители Поднебесной увидели два классических русских балета — «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Слайд 2825 июля 2011 года блестяще открылись гастроли Мариинского балета в Лондоне,
приуроченные к 50-летию первого приезда театра в столицу Великобритании.
Открытие гастролей Мариинского балета в Лондоне
Слайд 29На сцене Ковент-Гардена театр показал «Лебединое озеро» в хореографической версии Константина
Сергеева, созданного на основе спектакля Мариуса Петипа - Льва Иванова. Публика с большим ажиотажем приняла этот спектакль, которым так славится на западе Мариинский балет.
Слайд 30Кроме классических постановок, сегодня существует много интерпретаций этого балета.
Слайд 33Акробатический балет(Китай) - это постановка цирковая! Самый красивый цирк и самый
опасный балет из Шанхая. Над постановкой трудились три года, затратив на создание шоу более пяти миллионов долларов, сшили 300 уникальных костюмов, построили грандиозные декорации. Номера ставили два десятка режиссеров и балетмейстеров, задействовав 95 артистов из двух трупп.
Слайд 35В память о великом шедевре выпускается сувенирная продукция.
Слайд 36 Памятные монеты:
Номинал: 3 рубля
Материал: золото (проба 999)
Номинал: 10 рублей
Вес:
1,61 грамм
Тираж: 2500 шт
Страна: Россия
Материал: золото (проба 999)
Номинал: 25 рублей
Вес: 3,2 грамм
Тираж: 2000 шт
Страна: Россия
Материал: золото (проба 999)
Номинал: 50 рублей
Вес: 7,89 грамм
Тираж: 1500 шт.
Слайд 37Многие художники отобразили шедевр
в своём творчестве
Художник Шебуняева Надежда
Художник Алесандр Костер
Художник
Sara M. Butcher
Слайд 38Став уникальным явлением художественной культуры, "Лебединое озеро" собрало и впитало все
богатство романтического балета XIX века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.
Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен и продолжен в галерее женских образов Чайковского в самых разных по жанру произведениях - Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны.
Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.
Слайд 39Балет «Лебединое озеро», или, как его еще справедливо называют «классика классик,
шедевр шедевров» – настоящий шедевр Чайковского, Петипа, Иванова и Григоровича. Это – «визитная карточка» русского балета, да и искусства балета вообще. Как никакой другой, он служит образцом классической балетной техники, и неизменно вызывает восторг именно своей классикой. Об этом балете написано больше, чем о любом другом танцевальном спектакле в мире. По мотивам «Лебединого» была выпущена российская почтовая марка, снят полнометражный мультфильм «Принцесса-Лебедь», музыка стала саундтреком к игре Loom.
«Лебединое» по праву считают самым знаменитым спектаклем Большого театра. Каждый балетмейстер мечтает поставить свое «Лебединое озеро», и каждый танцовщик – в нем танцевать. В «Лебедином» блистали десятки самых знаменитых танцовщиков мира, в их числе - Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Наталья Дудинская, Ульяна Лопаткина, Вацлав Нижинский, Фарух Рузиматов..
Балет «Лебединое озеро»- одно из самых фантастических и совершенных творений мирового искусства . Белый Лебедь навсегда останется символом Русского балета, символом его красоты и величия. Вот уже более ста лет «Лебединое озеро» не сходит со сцен всех театров мира и новые поколения зрителей восторгаются этим чудом.
Слайд 40Источники:
http://belcanto.ru/ballet_swanlake
http://ru.wikipedia.org/
http://www.swanlake.ru/swlall/vergrig.htm
http://www.teatr.ru/th/perf
http://www.swan-lake.ru/swlall/vergrig.htm
http://www.russkiymir.ru/russkiymir/r
http://www.operabalet.ru/playbill/repertoire/
http://www.ballet.classical.ru/surits.
http://www.belcanto.ru/ballet_swanl