Презентация, доклад на тему Урок по МХК на тему Культура и искусство Древнего Египта.

Содержание

Целью урока является формирование представлений об общих закономерностях и специфических чертах развития культуры и искусства Древнего Египта, знакомство с памятниками этой эпохи. Задачи урока: – показать многообразие и уникальность культуры Древнего Египта;– научить применять

Слайд 1Древний Египет.

МХК 10 класс, Боярская Ирина Сергеевна

Древний Египет.    МХК 10 класс, Боярская Ирина Сергеевна

Слайд 2Целью урока является формирование представлений об общих закономерностях и специфических чертах

развития культуры и искусства Древнего Египта, знакомство с памятниками этой эпохи.
Задачи урока:
– показать многообразие и уникальность культуры Древнего Египта;
– научить применять теоретические положения изучаемой дисциплины к объяснению общего и специфического в историко-культурном развитии человечества;
– сформировать у обучающихся оценку явлений культуры прошлого, навыки активного освоения культурного наследия.

Целью урока является формирование представлений об общих закономерностях и специфических чертах развития культуры и искусства Древнего Египта,

Слайд 3В то время, когда другие народы находились ещё на стадии доисторического

развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством.
В то время, когда другие народы находились ещё на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и

Слайд 4Художественная культура Египта
Возникла в долине Нила, III тысячелетие до н.э. Египтяне

стремились побороть наступающие пустыни, доказать «самость» человека, его силу, наполнить пространство знаками своего существования. Отсюда такое количество грандиозных сооружений: пирамид, высеченных в скалах храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.
Художественная культура Египта Возникла в долине Нила, III тысячелетие до н.э. Египтяне стремились побороть наступающие пустыни, доказать

Слайд 5Практически все строящиеся здания служили религиозным целям: культу богов и культу

мертвых. Храм и гробница – основные создания архитектуры.
Социальная основа заупокойного культа, обожествление власти фараона. Фараон считался сыном бога Ра. Символическое воплощение вечного миропорядка жизни и смерти в образе пирамиды.

Практически все строящиеся здания служили религиозным целям: культу богов и культу мертвых. Храм и гробница – основные

Слайд 6Дейр эль-Медина
В отдаленном поселении, расположенном в глубине долины у подножья Фиванской

горы, жили ремесленники и рабочие, чьими руками создавались и оформлялись царские и частные гробницы.
Дейр эль-МединаВ отдаленном поселении, расположенном в глубине долины у подножья Фиванской горы, жили ремесленники и рабочие, чьими

Слайд 7Египетские некрополи.
Некро́поль ( «город мёртвых», греч. νεκρος — мёртвый, πολις —

город) — большое кладбище (подземные галереи, склепы), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии), с гробницами и каменными надгробиями.
В частности, так называют комплекс погребений древнего мира, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати.
Египетские некрополи.Некро́поль ( «город мёртвых», греч. νεκρος — мёртвый, πολις — город) — большое кладбище (подземные галереи,

Слайд 8 Гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной

погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
Гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри,

Слайд 9В погребении, в специальном помещении – сердабе – помещали статуарные изображения

умершего на случай, если что-то случится с мумией. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские – в желтый. Главное – выражение абсолютного покоя на лице. Взгляд должен быть устремлен в бесконечность. Статуя царского писца Каи.
В погребении, в специальном помещении – сердабе – помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится

Слайд 10 Росписи и рельефы храмов и пирамид.
Стены гробниц покрывали

магическими текстами.
В композициях Древнего царства можно выделить
3 основных цикла:
1) сцены земного бытия;
2) обряд оживления тела покойного для перехода
к вечной жизни;
3) жертвенный пир.
В период Среднего царства
художники широко изображали
в росписях природу: различных
птиц в гнездах, рыб в нильских
водах и пр.
Росписи и рельефы храмов и пирамид. Стены гробниц покрывали магическими текстами. В композициях Древнего царства

Слайд 11Скульптура, воплощение в ней представлений о красоте человека (скульптурные портреты фараона

Эхнатона, царицы Нефертити).

Скульптура

Многочисленны были изображения сфинксов, различных богов (например, Анубиса, Амона, Ба, Исиды и др.). Большой Сфинкс из Гизы.

Скульптура, воплощение в ней представлений о красоте человека (скульптурные портреты фараона Эхнатона, царицы Нефертити). СкульптураМногочисленны были изображения

Слайд 12Мастаба – дом вечности, первые захоронения египтян. Искусство Древнего Египта выросло

из идеи вечной жизни – воскрешения после смерти. Этому и подчинена была архитектура Древнего Египта.
Мастаба – дом вечности, первые захоронения египтян. Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни – воскрешения

Слайд 14Архитектура Древнего царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии были объединены

в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.
Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды.
Архитектура Древнего царства  Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии были объединены в единое государство Северный и Южный

Слайд 15Ступенчатая пирамида фараона Джосера, архитектор
Имхотеп, высота 60м.

Ступенчатая пирамида фараона Джосера, архитектор Имхотеп, высота 60м.

Слайд 16Пирамиды в Гизе.
Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых

и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина
Пирамиды в Гизе.Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до

Слайд 17Пирамида Хеопса.
Пирамиды Гизы считаются одним из семи "чудес света". Крупнейшая из

них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды (а оно было закончено около 2590 года до н.э. ) ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света. Вход находится с северной стороны. Отдельные блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.
Пирамида Хеопса.Пирамиды Гизы считаются одним из семи

Слайд 18Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три

погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шесть метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.
Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет

Слайд 19 На южной стороне пирамиды находится сооружение, по форме напоминающее

корабль. Это так называемая Солнечная ладья - одна из пяти, на которых Хеопс должен был отправиться в потусторонний мир. В 1954 г. ладья длиной 43,6 м, разобранная на 1224 части, была обнаружена при раскопках. Она
построена
из кедра без
единого
гвоздя и, как
Свидетельствуют
сохранившиеся
на ней следы
ила, перед
смертью
Хеопса еще
плавала по
Нилу.
На южной стороне пирамиды находится сооружение, по форме напоминающее корабль. Это так называемая Солнечная ладья

Слайд 20Пирамида Хефрена.
Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была

построена на 40 лет позже первой.
Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Нижний храм, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена.
Пирамида Хефрена.Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой.Сторона

Слайд 21Пирамида Хефрена и Сфинкс.

Пирамида Хефрена и Сфинкс.

Слайд 22 Пирамида Микерина.
Ее

строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м) . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании.
Пирамида Микерина.     Ее строительство было закончено в 2505 году

Слайд 23 Многолетние исследования ученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки

вырубали в горе на другом берегу Нила. Древние каменоломни и сейчас хорошо видны. Затем их доставляли на судах в Гизу по специально прорытому для этого каналу. Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал. Блоки затаскивали на пирамиду по наклонной земляной насыпи.
Великие пирамиды - часть обширного некрополя Гиза. Рядом с ними - несколько маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой сфинкс.

Ловушка для грабителей, которую использовали в пирамидах, представляла небольшую комнатку - шлюз, о которой туристы обычно не знают. Здесь на непрошеных гостей должны были упасть мешки с песком, а дорогу перекрыть решетка, соскользнувшая сверху.

Многолетние исследования ученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки вырубали в горе на другом берегу

Слайд 24Архитектура Среднего царства
В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил

единую власть фараонов под эгидой Фив. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма. Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.
Архитектура Среднего царства В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив.

Слайд 25Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
  Новый тип погребальных сооружений, сочетавший в

себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.
Заупокойный храм фараона Ментухотепа II  Новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную

Слайд 26Заупокойный комплекс фараона Аменемхета III 
Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот

храм вошёл в историю культуры под названием 
лабиринта. 
Заупокойный комплекс фараона Аменемхета III Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошёл в историю культуры под

Слайд 27Архитектура Нового царства
Наземные храмы представляли собой в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной

стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов.


Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими
головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов. В праздники
священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и 
Луксорский.

Архитектура Нового царства Наземные храмы представляли собой в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела

Слайд 28Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели

на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый,

обнесенный колоннадой двор, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень.

Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне

Слайд 29Далее располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из

нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.


Далее располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном

Слайд 30 Гипостильный зал
Гипости́ль 
(от греч. поддерживаемый колоннами) — в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или  дворца с

многочисленными, регулярно поставленными колоннами.
Гипостильный залГипости́ль (от греч. поддерживаемый колоннами) — в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или  дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Слайд 31Колонны гипостильного зала.

Колонны гипостильного зала.

Слайд 32рельефы
на стенах зала рельефы были призваны изображать воинскую доблесть.
Рельефы на стенах рассказывают о воинской

доблести

на стенах зала рельефы были призваны изображать воинскую доблесть.

на стенах зала рельефы были призваны изображать воинскую доблесть.

на стенах зала рельефы были призваны изображать воинскую доблесть.

на стенах зала рельефы были призваны изображать воинскую доблесть.

рельефына стенах зала рельефы были призваны изображать воинскую доблесть. Рельефы на стенах рассказывают о воинской доблестина стенах зала рельефы были призваны изображать воинскую доблесть. на

Слайд 35Статуя Рамсеса II
Гипостильный зал занимает площадь в 5000 квадратных метров.
Рядами,

по шестнадцать колонн в каждом, стояли 134 колонны. В середине зала поднимались 12 "папирусных колонн" высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити. Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания слегка возвышались над фоном.
Статуя Рамсеса IIГипостильный зал занимает площадь в 5000 квадратных метров. Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли

Слайд 36Храм Амона- Ра в Карнаке.
Все периоды египетской истории XVI—XI веков до н. э.

оставили здесь следы; каждый фараон  старался увековечить здесь своё имя. 
Храм Амона- Ра в Карнаке.Все периоды египетской истории XVI—XI веков до н. э. оставили здесь следы; каждый фараон  старался

Слайд 38Храм, имеет в плане форму буквы «Т».
Обелиски царицы Хатшепсут ,

дочери Тутмоса I , были сооружены в т. н. «Зале Инени», расположенном между четвертым и пятым пилонами. Обелиски, выполненные из розового асуанского гранита, украшены великолепными рельефами. В древности обелиски были покрыты золотом.
Сохранился лишь один обелиск, который ныне является высочайшей из египетских «солнечных игл» (ок. 30 м).
Храм, имеет в плане форму буквы «Т». Обелиски царицы Хатшепсут , дочери Тутмоса I , были сооружены

Слайд 39священное озеро, служившее для процессий барки Амона.

священное озеро, служившее для процессий барки Амона.

Слайд 40Скальные храмовые комплексы 
Представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в

наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь.

Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.

Скальные храмовые комплексы Представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения

Слайд 41Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был

посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.
Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить своё
тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.

Слайд 42 Полускальный заупокойный храм
Примером  может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Он представлял собой

сочетание трех поставленных друг на друга кубов. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.
Полускальный заупокойный храмПримером  может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга

Слайд 43Архитектура Позднего Царства Храм Гора в Эдфу
Заметно усиливается власть фиванского жречества

и значительное ослаблении роли царского единодержавия.
Новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили , пилоны, цепочки зал.
Архитектура Позднего Царства Храм Гора в Эдфу  Заметно усиливается власть фиванского жречества и значительное ослаблении роли царского

Слайд 44Культурная жизнь египтян.
Египетские папирусы – одна из древнейших в мире литератур.

Памятники письменности – надписи в гробницах; религиозные тексты («Тексты пирамид»); поэтические тексты; поучения, сказки. «Спор разочарованного со своей душой»; «Песня арфиста».
В тесной связи с храмами возникли скриптории, где писались литературные, медицинские, религиозные тексты. Там находились архивы, библиотеки, составлялись летописи.
В древнеегипетском театре играли религиозные мистерии из жизни богов.

Культурная жизнь египтян.Египетские папирусы – одна из древнейших в мире литератур. Памятники письменности – надписи в гробницах;

Слайд 45Новые понятия
ГИПОСТИЛЬ (от греч. hypostylos)поддерживаемый 
колоннами) - в архитектуре Др. Востока (Египет, Иран)
 большой зал храма или дворца с 
многочисленными, теснопоставленными колоннами.
Пило́н (от греч. πυλών — ворота,

вход)-Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).

Новые понятияГИПОСТИЛЬ (от греч. hypostylos)поддерживаемый   колоннами) - в архитектуре Др. Востока (Египет, Иран)   большой зал храма или дворца с   многочисленными, теснопоставленными колоннами.Пило́н (от греч. πυλών — ворота, вход)-Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане —

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть