Слайд 1Автор проекта: учитель русского языка и литературы Куроедова Н.Ю.
«Альбом настроения»
Проект
интегрированного урока в старших классах
Слайд 2Осознать, что главное в искусстве импрессионизма - трудновыразимое сокровенное человеческое чувство
и столь же неуловимое и интимное переживание природы.
А результатом нашего общения станут стихотворные и пейзажные зарисовки, которые войдут в «Альбом настроения»
Цель:
Слайд 3Задачи:
Совместное целеполагание;
Формирование личностной позиции;
Решение проблем, рассуждение, обобщение путем сравнения, оперирование литературоведческими
терминами;
Развитие памяти, внимания, эмоциональной эмпатии;
Воспитание эстетического вкуса.
Слайд 4Может ли музыка, поэзия, живопись влиять на наше настроение?
Гипотеза
Слайд 5
1этап
Просмотр слайдов живописи импрессионистов в сопровождении импрессионистической музыки.
Основные этапы
Слайд 14 Какие чувства вызвали у вас эти картины и прослушивание музыки?
Слайд 152 этап
Какое значение слова
«слово» в этих цитатах?
(работа в группах)
Нам
не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
Ф.И. Тютчев.
У любви есть слова,-
Те слова не умрут.
А.Фет
Вы подарили мне ваши «Ямбы». Подарите мне ваше живое слово.
Ф.Тютчев.
Есть слова – объяснить
не могу я,
Отчего у них власть надо мной.
Н. Гумилев.
Слайд 16Варианты ответов :
Непредсказуемость;
Значимость;
Выразительность поэтического слова.
Слайд 173 этап
Эпиграф к уроку:
Он отказался от слова, но великодушно отомстило ему
Слово… показав, что нет такой неуловимости и тонкости, которых оно не могло бы назвать, что самое неизреченное и неосязаемое все же послушно…устам благословенного поэта
Ю. Айхенвальд.
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
Слайд 18Версии учащихся:
Понять, что слова не важны, важны мысли чувства, которые скрываются
под ними, зорко одно лишь сердце;
Увидеть особенность произведений импрессионистов - музыкальность во всем;
Мир природы и мир человека созвучны друг другу.
Слайд 194 этап
Импрессионизм-(от фр.) впечатление.
Это не живописная манера, это философия жизни
Их
пейзажи называли «пейзажами настроения»;
Импрессионист рисует не то, что видит, а то, что чувствует;
Их цель: остановить очарование мгновения;
А. Фет настойчиво подчеркивал, что в его стихах не надо искать «содержания», в них «тон и музыка» важнее, чем мысль, важнее чувство.
«Пройдя по всем морям и землям, ничего не заметить, кроме собственной души»
К. Бальмонт.
Слайд 20Метод импрессионистов:
Размытость линий, фигур, предметов.
Рисовать яркими красками, густо нанося их
на холст точечными мазками.
Специфическое название произведения, отражающее эмоциональное состояние мастера
( пейзаж души, капля поэзии, игра воды, меланхолия, лирический дневник)
Слайд 21О. Мандельштам
Художник нам
изобразил
Глубокий обморок
сирени
И красок звучные
ступени
На холст, как
струпья, положил.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали
И в этом солнечном
развале
Уже хозяйничает
шмель.
Слайд 22Размытость в живописи определяет синтаксис стихотворения. Слова не главное, главное музыка
стиха.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог.
Бросил берег, бьется с бурей
Ищет светлых снов чертог.
К. Бальмонт
Слайд 23Безглагольность как выражение устойчивого чувства.
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль
затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко
Во всем утомленье-глухое, немое.
К. Бальмонт.
Слайд 24Фразы логически незавершены, как краткое прикосновение кисти художника.
Я- внезапный излом,
Я- играющий
гром,
Я- прозрачный ручей,
Я- для всех и ничей.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен,
И в себя и в других
Я- изысканный стих.
К. Бальмонт.
Слайд 25Поэзия импрессионистов необычайно живописна.
В час ночной, во мгле туманной
Где-то там за
синей далью
Убаюканная ветром, озаренная луной
Изгибаяся красиво, наклоняяся с
печалью
Шепчет плачущая ива с говорливою
волной.
Слайд 265 этап.
Вывод. Творческая работа по группам:
Искусство способно управлять настроением. А
какое настроение подарили вам живопись, поэзия и музыка импрессионистов? Попробуйте и вы выразить свое настроение.
Создайте зарисовку либо акварелью, либо словесно(эссе, стихи), передав в ней свои ассоциации, ощущения, настроение от произведения Клода Дебюсси «Лунный свет»
Слайд 27P/S. Результативность данного задания определит, достигнута ли цель урока.
Домашнее задание: пейзажные
зарисовки, эссе, стихотворение наизусть (по выбору).
Слайд 31Актуальность темы урока:
Наш урок будет интересен учителям словесникам, ИЗО,МХК.
Фрагменты урока можно
использовать на классных часах, родительских собраниях с детьми для снятия умственного и психологического напряжения в конце четверти, года.