Слайд 1 Портрет в искусстве России
Презентацию подготовила учитель ИЗО Радужненской школы
Гудьева Е.А.
Слайд 2Какие бывают портреты
Искусство портрета появилось очень давно. Людям всегда хотелось иметь
своё изображение, и они заказывали портреты художникам, дарили их на память друзьям и родным.
Большие торжественные портреты помещали в парадных комнатах или залах дворцов, украшали их красивыми золочёными рамами.
Знатные люди на этих картинах предстают в нарядных богатых одеждах. Художники умели передать красоту кружев, переливы шёлка, узоры парчи, мерцание драгоценных украшений.
Совсем крошечные портреты, меньше твоей ладони, хранили в золотых медальонах на груди.
Мужчины иногда прикрепляли такие миниатюрные портреты к крышке часов, а дамы к вееру.
И в дальнюю дорогу брали с собой портреты и на войну, чтобы всегда был рядом тот, кого любишь. Вот так и мы сейчас храним фотографии любимых нами людей.
Много старинных портретов дошло до наших дней. Лучшие находятся в музеях. Разглядывая их, мы видим, какие люди жили раньше, узнаём «в лицо» знаменитых писателей, полководцев, артистов. И любуемся искусной работой мастеров-художников
О многом может рассказать портрет. Особенно живописный, написанный на холсте красками.
Цвет — замечательный помощник художнику. Он передаёт блеск и яркость глаз. Румянец и бледность. Он говорит о настроении, о чувствах человека. О грусти, радости, печали и счастье
Слайд 5Записать
Парсуна- ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных
средствах находившийся в зависимости от иконописи. ( парсуна –от « персоны»)
Неизвестный русский художник второй половины 17 века
Слайд 6Портрет князя Репнина |
Романов Алексей Алексеевич
Слайд 8Русский портрет ХVIII века.
Начало XVIII века - период рождения русской художественной
живописи. Классическое древнерусское искусство уходит в прошлое. Иконопись разделяется с живописью. Петр I посылает обучаться за границу многих будущих русских живописцев, так называемых «пенсионеров», которые в основном осваивают портретный и исторический стили. Кроме того, в Россию начинают прибывать выдающиеся мастера из Европы.
Однако нельзя сказать, что русская живопись зародилась только благодаря заграничному влиянию. Русские мастера, создавая свои произведения, стремились отойти от поверхностного восприятия натуры, добавляя больше энергии, выразительности и яркой красочности.
Слайд 10В области портретной живописи русские художники второй половины XVIII века также
сказали свое новое слово. Острота психологической характеристики, которой отмечены многие портреты этого времени, бросается в глаза — кисть лучших русских мастеров все более тяготеет к правдивой передаче образа человека. Знаменательно, что в эту пору создаются уже портреты не одной только знати и «сильных мира сего», но и ряда прогрессивных общественных деятелей. В этих портретах начисто отсутствуют элементы парадности и внешнего лоска; свое внимание художники обращают на передачу внутреннего содержания человека, на раскрытие силы его ума, благородства его помыслов и стремлений.
Слайд 12Записать
Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из
представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761).
Слайд 14 Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский
увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой.
Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .»
И в голове его начали складываться стихи:
Она давно прошла и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье —тень люви и мысли-тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать..
Слайд 15Записать:
Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757 (1757—1825 (1757—1825) — русский (1757—1825) — русский художник (1757—1825) — русский художник украинского
происхождения, мастер портрета.
Слайд 16Считается, что портрет -самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря
ему русская живопись достигла уровня европейского.
Благодаря «портретным гармониям» русского Художника Фёдора Степановича Рокотова образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителея: « полумерцание, полугорение красок», «зыбкость. воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», « поэтическая хрупкость чувств», затаённость душевных проявлений» и т.п.Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенность.
Слайд 17Фёдор РОКОТОВ (1735-1808)
Портрет Екатерины II
Слайд 19Записать:
Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808 (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.
Слайд 20Портретная живопись ХIХ века.
Для русского изобразительного искусства того времени в целом
были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества и эксперементам. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на исторические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.
Слайд 21Живопись 1830-1850 г.г.
Великим русским портретистом был один из пяти братьев Брюлловых
- Александр. ТворчествоА. П.Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма и жизненности. Произведения А.П. Брюллова отмечены утверждением чувственной пластической красоты человека и глубоким психологизмом
Слайд 22Мадонна (А.Пушкин)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб
суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной- Ланской- единственный портрет написанный при жизни А.С. Пушкина.
Слайд 23Записать:
Алекса́ндр Па́влович Брюлло́в— русский архитектор, художник. Профессор архитектуры Император-ской Академии художеств— русский
архитектор, художник. Профессор архитектуры Император-ской Академии художеств, старший брат художника Карла Павловича Брюллова.
Автопортре́т
Слайд 24Брат Александра Брюллова знаменитый Карл Брюллов . Создатель картины « Гибель
Помпеи»,тоже был прекрасным портретистом, создавшим ряд знаменитых портретов.
Портрет баснописца И. Крылова
Слайд 25Карл Брюлов. «Всадница»
Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой — Джованину, художник осмелился изобразить
так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев
Задумав написать «Всадницу», Брюллов поставил перед собой задачу создать большой конный портрет. В нем он использовал мотив прогулки, позволившей передать фигуру в движении.
На всем скаку останавливает всадница разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг.
Слайд 26Записать:
Карл Па́влович Брюлло́в —русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик,представитель академизма.
Член Миланской и Пармской
академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.
Автопортрет
Слайд 27Василий Андреевич Тропинин – Крепостной художник.
В портретах стремился к живой, непринужденной
характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823)
«Портрет сына.»
Слайд 29В.А. Тропинин. «А.С.Пушкин»
И пробуждается поэзия во мне...
...И пальцы просятся к перу,
перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Слайд 30Записать:
Василий Андреевич Тропинин- родился в семье крепостного, принадлежавшего графу Миниху. Юношу имеющего
прирождённый талант и склонность к рисованию определили вольнослушателем в петербургскую Академию художеств.Однако до 1823 года Тропинин оставался крепостным
В возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.
Автопортрет.
Слайд 31Самый известный «портрет неизвестной»
Портрет неизвестной Крамской написал в 1883 году, на
фоне Петербурга в открытом экипаже. Обворожительная, властная и недоступная незнакомка со смуглой кожей дама, с несколько надменным прищуром красивых глаз, гордо сидящая в коляске кокетка во время прогулки проезжая по Аничкову мосту. Величаво и загадочно смотрящая на зрителя неизвестная дама и по сей день очаровывает своим таинственным взглядом всех посетителей Третьяковской галереи.
Слайд 32Портрет неизвестной был выставлен ко всеобщему обозрению на выставке, где присутствовали
много важных особ: князья, чиновники, писатели. От увиденной и обворожительной работы эта публика встретила у входа Крамского и понесла его на руках. Такого успеха Крамской просто не ожидал. Многие в тот день и в последствии задавали ему не скромный вопрос, кто же эта обольстительница? С натуры ли был написан этот образ или выдуман? Крамской видимо твердо решил, что портрет неизвестной должен остаться его тайной. Ни в одном дневнике художника не было упомянуто об этой загадочной картине
Слайд 33Крамской, Пишущий Портрет Своей Дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер.
1884г.
Слайд 34Записать:
Ива́н Никола́евич Крамско́й ) — русский живописец ) — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи;
художественный критик .
1870 году1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.
Слайд 35Русская портретная живопись XX века.
Данный период можно считать апогеем русского реализма
в живописи. Огромное влияния на творчество художников оказали социальные волнения в стране, а так же революция 1905 года. Появляются первые «ласточки» политической цензуры и критических очерков - власть осознала силу и эмоции, передающиеся людям при просмотре картин и последующий социальный эффект. Появляются даже первые запреты на публичные демонстрации картин.
Центральной темой изобразительного искусства по прежнему является народ.
Слайд 36Лица конца ХIХ в портретах В.А.Серова.
Живописное мастерство и совершенство рисунка В.А.
Серова необыкновенно высоки. Полнота эмоционального воздействия произведений художника объясняется умением найти точные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить многогранную картину жизни.
Летом (Портрет О. Ф. Серовой) 1895
Слайд 37В искусство он вошел стремительно. Две работы, показанные на выставке в
1888 г., - "Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)" (1887) и "Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович)" (1888) - имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве. Обе они до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи.
Слайд 38Портрет работы Серова- « Портрет Портретыч». Как шутя называл этот жанр
сам художник, не просто талантливое воссоздание черт индивидуального лица, но и мир в котором живёт человек
Портрет О. К. Орловой. 1911. Масло
Слайд 39Записать:
Валентин Александрович Серов -русский живописец и график, мастер портрета, родился в 1865
году в Санкт-Петербурге, родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композитора Александра Николаевича Серова.
Слайд 40Советский период.
В советский период реалистический портрет получил своё развитие в творчестве
таких художников, как Г.Г Ряжский ( « Председательница» 1928г.), М.В. Нестеров(«Портрет академика Павлова»), портретах крестьян , созданных А.А.Пластовым.
Слайд 41Г.Г Ряжский «Председательница»
Перед нами женщина, видимо, председатель собрания. Однако на картине
нет ни президиума, ни собравшихся. Но достаточно взглянуть на женщину, на выражение ее лица, на открытый и смелый взгляд, и вы почувствуете незримое присутствие людей, поверите в то, что именно к ним она обращается сейчас с горячей взволнованной речью.
В ее уверенной позе, в жесте рук, в поднятой голове — во всем ощущается энергия и решительность, страстность и целеустремленность, достоинство и душевное благородство.
Образ председательницы отличается внутренней активностью и динамикой. Горячая красочная гамма обладает большой выразительностью, помогает передаче волевых, энергичных черт характера женщины.
Слайд 42Михаил Васильевич Нестеров,
проживший восемьдесят лет, пережил в своей
долгой и многотрудной творческой биографии два пика - признание как одного из первых религиозных художников рубежа веков и как одного из лучших портретистов, классика советского искусства предвоенной поры. Придворный художник царской фамилии, в свое время расписывавший престижные, грандиозные храмы по заказу приближенных самодержца, он за год до кончины был удостоен Сталинской премии
Портрет дочери Ольги Нестеровой.
Слайд 43В творчестве Нестерова большое значение имеет портрет. В своих портретных работах
Нестеров создал образы великих русских писателей и мыслителей - Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, И.А. Ильина.
Портрет художников, братьев П.Д. и А.Д.Кориных.
Слайд 44Пожалуй, никому из русских художников не удавалось создать такую великолепную серию
портретов мыслителей, связанных с «русской идеей», с мыслью о России. Причем в этих портретах художник не только запечатлел образы выдающихся людей, но и выразил определенный взгляд на будущее России. Для Нестерова его герои - не просто типажи, но и близкие по духу люди. Характерен сам круг общения художника - среди его знакомых С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, кн. Е.Н. Трубецкой…
Портрет академика Павлова
Слайд 45Портрет Веры Игнатьевны Мухиной. 1940
Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по
душе была скульптура "Рабочий и колхозница", созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: "Она интересна, умна. Внешне имеет "свое лицо", совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее, она согласна"
Слайд 46Но особенно хорошо Нестерову удавались портреты близких, родных и любимых им
людей.
«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью».
— Михаил Нестеров
Портрет жены, Е.П.Нестеровой
Слайд 47Записать:
Михаи́л Васи́льевич Не́стеров (1862 (1862—1942 (1862—1942) — русский и советский художник-живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1862—1942) — русский
и советский художник-живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 (1862—1942) — русский и советский художник-живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Слайд 48Крестьянская Россия Аркадия Пластова.
Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит
на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
1. Мишка Савин
2.Валя Репина
Слайд 49Еще при жизни А. А. Пластов был признан классиком советского искусства.
Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в.
Слайд 50Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской
природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд . На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека
Портрет Н.А. Пластова
Слайд 51Витя- подпасок
Портрет трактористки Мани Черняевой. 1949
Слайд 52Записать:
Пластов Аркадий Александрович (1893 г.-1972 г.) - советский живописец, народный художник СССР
(1962), действительный член АХ СССР (1947). Родился в январе 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца
Слайд 53Вторая половина ХХ и началоХХI века.
В настоящее время в портретном
жанре успешно работают такие художники, как Никас Сафонов выполнивший много замечательных образов знаменитых политиков, актёров и музыкантов
Слайд 54И.С. Глазунов создал целую галерею портретов известных деятелей науки и искусства
Слайд 55
Огромный вклад в развитие русской портретной живописи внёс А.М. Шилов.
Слайд 61Д/З
Составьте презентацию:
1. « Дмитрий Левицкий – король русского портрета 18 века»
2.
«Зинаида Серебрякова – творчество и судьба».
3. «Орест Кипренский – « Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит…» А.С. Пушкин»
Слайд 62В презентации использовались
1. Вальсы - Вальс-миньон
2. Вальс Грибоедова (mp3ostrov.com)
3. Вальсы -
А. Даргомыжский -Меланхолический вальс-