Слайд 1Творческие искания русских художников
«Мир искусства»
Рощупкина Ирина Юрьевна, учитель музыки и МХК
МБОУ СОШ № 8 г.Ельца, Липецкой области.
Слайд 2 Мы горели желанием послужить всеми нашими силами родине, но
при этом одним из главных средств такого служения мы считали сближение и объединение русского искусства с европейским, или, точнее, общемировым.
А.Бенуа
Слайд 3Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х.
Членами кружка были молодые художники и любители искусства. Они устраивали художественные выставки. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы.
Слайд 4Цель объединения «Мир искусства»
Пропаганда вечных ценностей в искусстве;
Воспитание эстетического вкуса зрителей
и читателей;
Заново оценить собственное художественное и литературное наследие;
Творческое отношение к прошлому.
Слайд 5 Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом.
В 1898 году С. Дягилев впервые добился совместного выступления на Выставке русских и финляндских художников. В ней приняли участие Л.Бакст, А.Бенуа, И.Левитан, В.Васнецов, К.Коровин, М.Нестеров, Е.Лансере, С.Малютин, Е. Поленов, Рябушкин, В.Серов, К.Сомов и другие.
Слайд 6А.Н. Бенуа (1870-1960) – основоположник объединения «Мир искусства»
Слайд 7Б.Кустодиев – групповой портрет объединения художников « Мир искусства»
Слайд 8Журнал «Мир искусства» регулярно знакомил русскую публику со станковыми и прикладными
видами творчества зарубежных мастеров, как старых, так и современных.
Первый номер вышел в свет в ноябре 1898 г. Каждый журнал, начиная с обложки и кончая начертанием шрифта, был цельным произведением искусства.
Слайд 9Главные удачи сопутствовали журналу в публикациях об отечественном искусстве. Были заново
открыты целые периоды искусства, а не только имена и произведения отдельных мастеров: работы художников, скульпторов и архитекторов XVIII — первой половины XIX века, а также декоративно-прикладные, считавшиеся в то время “низшим” родом искусства, недостойным серьезного внимания. Историко-художественные очерки и статьи отличались высокой содержательностью и блестящей формой, в них нередко использовались архивные и малоизвестные материалы. Эти публикации, как теперь признается, внесли существенный вклад в отечественное искусствознание.
Мир искусства” проявлял также интерес к музыке и театральным делам, особенно художественному оформлению спектаклей.
Слайд 10В своём творчестве мирискусники ориентировались в основном на немецкую художественную культуру.
В отечественной истории их привлекала эпоха 18 в., её обычаи и нравы. В культуре 18 – первой трети 19 в. мирискусники искали поэтический ключ к разгадкам тайн всей последующей русской истории. Вскоре их прозвали «ретроспективными мечтателями». Художники обладали особой способностью ощущать поэтический аромат ушедших эпох и творить мечту о «золотом веке» русской культуры. Их произведения доносят до зрителя волнующее очарование праздничной, театрализованной жизни (придворных церемоний, фейерверков), точно воссоздают детали туалетов, парики, мушки. Мирискусники пишут сцены в парках, где утончённые дамы и кавалеры соседствуют с персонажами итальянской комедии дель арте – Арлекинами, Коломбинами и др.
Слайд 11
Очарованные прошлым, они соединяют мечту о
нём с печальной
меланхолией и иронией, сознавая невозможность возвращения к
минувшему. Персонажи их картин напоминают не живых людей, а
кукол, разыгрывающих исторический спектакль.
К.А.Сомов «Вечер» 1902 г.
К.А. Сомов «Дама, снимающая маску» фарфор 1906 г.
Слайд 12 Сомов Константин Андреевич (1869-1939)
«Прогулка короля».1906
«Арлекин и смерть». 1907
Слайд 14Лев Самуилович Бакст / Розенберг/
(1866—1924).
Оформление театральных спектаклей
– самая яркая страница в его творчестве.
Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907— 1914 гг. — своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым.
Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к операм и балетам.
Слайд 15Эскиз костюмов к балету Н.Черепина «Нарцисс».1911.
Танцовщица из балета «Жар-птица». 1910
Эскиз костюма
царевны для «Жар-Птицы» И.Стравинского. 1910
Слайд 16 Эскиз декорации к балету «Шехеразада» на музыку Н.А.Римского-Корсакова. 1910
Эскиз костюма
Синей султанши к балету «Шехеразада». 1910
Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» на музыку А.С.Аренского. 1909
Слайд 17Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель,
антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева»
Слайд 18 Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и
движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование. С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку «Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г., представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошла деятельность «Мира искусства».
В 1910-х г.г., несмотря на то, что идеи «мирискусников» к тому времени в значительной степени утратили свою актуальность, объединение «Мир искусства» возродилось и выставки его продолжались вплоть до 1920-х г.г.