Слайд 2Тема нашего урока «Цветы России на жостовских подносах».
Но прежде чем
перейти к подносам, прочитайте на экране четыре слова:
Чай
Чаепитие
Самовар
Поднос
Слайд 3
чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637
году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
Слайд 4Б.М.Кустодиев «Купчиха за чаем».
Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный
пример московского чаепития. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака. А на столе пышет жаром ведерный самовар. Аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице.
Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.
Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития.
Слайд 5
В начале 19 в. в деревне Жостова, возник промысел по производству
расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вишняковыми. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск.
Слайд 6
Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный
букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.
Слайд 7Вот фиалка, вот тюльпаны,
Георгины, розы, астры.
Вот и лилии, пионы,
Колокольчики и маки.
Васильки,
сирень, жасмин —
Все вошли в букет один.
А букет красив, душист!
От цветов и воздух чист.
Слайд 8Композицию определяет форма подносов:
Круглые
Прямоугольные
Треугольные
Овальные
Слайд 13
По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные
подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
А теперь давайте посмотрим как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов.
Слайд 14Этапы росписи жостовских подносов.
Грунтовка
Замалевок
Тенежка
Прокладка
Бликовка
Чертежка
Привязка
Уборка
Слайд 15Грунтовка.
Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса,
её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.
Слайд 16Замалёвок.
Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской
на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Слайд 17Тенёжка.
Следующий этап росписи после замалёвка. Полупрозрачными красками художник
наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Слайд 18Прокладка.
Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма
букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Слайд 19Бликовка.
Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется
освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Слайд 20Чертёжка.
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи
специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Слайд 21Привязка.
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет
как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 22Уборка.
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или
растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 23Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Слайд 24
Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой
манере жостовских мастеров. А на следующем уроке вы объединитесь в группы, чтобы придумать и создать разные по форме и цвету подносы. Нарисованные сегодня цветы вы наклеите на картонные заготовки, разной формы и цвета.
Слайд 25Вопросы.
1.В чем особенности жостовской росписи?
2.Назовите основные формы подносов?
3.В каких еще народных
промыслах используются цветочные композиции?
Слайд 26Домашнее задание.
затонировать картон, вырезать его по форме.
Затем вырежем нарисованные
на уроке цветы и листья. наклеим на подносы в разные композиционные схемы: «букет собранный. Затем выполним – прорисовку мелких веточек и травинок на подносе.