Слайд 1Текст и изображение вместе
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки
за собой повести,
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер «Слова»
Слайд 21. Познакомить учащихся с понятием «плакат», его назначением, средствами выразительности ;
2.
Учить видеть красоту образного языка плаката;
3. Учить использовать средства выразительности плаката для отражения идеи;
4. Прививать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей среде;
5. Развивать творческие способности детей;
6. Вырабатывать аналитическое мышление в вопросах, относящихся к современной рекламе.
Слайд 3Искусство композиции лежит в основе графического дизайна.
Оно определяет облик книг, журналов,
плакатов, влияет на их образное восприятие.
На примере плаката рассмотрим, как взаимодействуют текст и изображения.
ПЛАКАТ – это изобразительная
композиция, включающая в себя
краткий, активно воздействующий текст.
Соединение, синтез изображения и текста позволяет создать произведения на стыке графики и дизайна.
Язык плаката точен, выразителен и многообразен. Плакат может быть истинным произведением искусства.
Слайд 4Человечеству плакат известен с давних времен. Еще в Древнем Египте, Греции
и Риме его широко использовали для сообщений о спектаклях и коммерческих сделках. Иллюстративный плакат появился в 1830 г. и был вначале чаще всего черно-белым. До 1860-х годов плакат оставался монохромным и почти не отличался от других видов иллюстраций.
Только в последние годы XIX века появился плакат, отличающийся от других видов иллюстраций.
Новая жизнь плаката, в том числе рекламного, началась в Х1Х веке. Собственно, тогда появилось и само это слово. Русский вариант - калька с немецкого "das Plakat". В Англии и США использовалось название "poster", происходящее от слова "почта". Во Франции прижилось слово "affich« - афиша.
Слайд 5Русская реклама конца ХIХ - начала ХХ века не могла остаться
в стороне от художественных тенденций этого периода в России. Ее можно и нужно рассматривать в общем контексте особой эпохи в истории русской культуры, которая позже получила выразительное название - "серебряный век".
Уже в XIX веке были разработаны и использовались при производстве плакатов определенные правила дизайна этого рекламного продукта. Эти правила актуальны и по сей день. Плакат должен привлекать внимание благодаря своей яркости и эффектности, текст и изображение плаката должны хорошо восприниматься с определенного расстояния, даже если человек идет и не может тщательно рассмотреть плакат.
Слайд 6Огромную роль в развитии плаката, как рекламного и агитационного средства, сыграла Россия.
Большое распространение получили плакаты во время 1-й мировой войны и гражданской войны, используясь в качестве агитационного средства. С помощью плакатов агитировали идти в армию, помогать раненым, подписываться на военные займы.
Слайд 7Огромную роль сыграл плакат и в событиях 1917 года. С этого
времени началась история политического плаката, выполнявшего агитационную, пропагандистскую роль.
Слайд 9Началом истории советского плаката можно считать работы группы художников, работавших в
рамках проекта «Окна ТАСС». Создаваемые художниками изображения, тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. Плакаты, выпускаемые Российским телеграфным агентством (теперь ТАСС) с сентября 1919 по январь 1921 года назывались "Окна РОСТА" или "Окна сатиры РОСТА" . С января 1921 года выпуск плакатов был продолжен Главполитпросветом (Главным политико-просветительным комитетом Наркомпроса РСФСР).
Слайд 10Впервые Маяковский начал работать в "Окнах РОСТА"в октябре 1919 года, посвятив работе
в этой организации несколько лет. В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы. За цикл плакатов В. В. Маяковский и художник А. М. Радченко были награждены серебреными медалями. Удивительный талант поэта позволял ему создавать выразительные рекламные образы и оригинальные тексты, способствующие решению определенных рекламных задач.
Слайд 11Великая отечественная война стала самым трагическим событием в нашей истории. Были
использованы все возможные средства политической агитации и рекламы, одним из которых стал плакат. Плакаты поднимали дух народа, помогали им выжить и выдержать все тяготы и невзгоды военного времени.
Говоря о плакатах военного времени, нельзя не упомянуть о самом известнейшем плакате тех лет «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе (1941). Он появился всего спустя неделю после начала войны, и, благодаря своей силе воздействия, был издан миллионными тиражами.
Слайд 17Солдат с плаката «Красной армии – слава! Дошли!» никогда не был
в Берлине и умер до выпуска легендарного постера.
Бравый боец с вихрастой челкой на знаменитом плакате советского художника Леонида Голованова – не рядовой солдат, а один из лучших снайперов Великой Отечественной войны, который, увы, в реальности не дошел до Берлина. Сам он никогда этого произведения не видел, да и в Берлине никогда не был – мало кто знает, что, когда плакат создавался, «веселого солдата» уже не было в живых — он погиб за два года до Победы.
Слайд 18Особым видом советского плаката является социальный плакат.
Подобные плакаты преследовали много
разных целей, основными из которых являлась борьба с пьянством, прославление идеалов социализма, антикапиталистическая пропаганда, прославление культа труда.
Слайд 22Все вы наверняка видели этот плакат, созданный по фотографии Альберто Корда
5 марта 1960 года. Сам же трехцветный плакат появился много позже, аж в 1968 году и создан он был ирландским художником Джимом Фитцпатриком.
Плакат стал очень популярным и использовался крайне массово. И спустя много лет, в 2011 году Фитцпатрик заявил, что теперь хотел бы защитить свои авторские права на изображение.
Зарегистрированные права перейдут семье Че-Гевара.
Слайд 23Слово и изображение, соединённые в плакате, воспринимаются не по отдельности, а
как нечто единое. Вместе они приобретают новый смысл и рождают новый художественный образ. Одно и то же изображение в зависимости от его соединения с другими изображениями, текстами или фонами может рождать разные образы.
Образ в искусстве плаката создаётся минимумом изобразительных средств при максимуме обобщения, доходящего в своей броскости до символа. Например, знаменитая эмблема «Голубка мира» – Пабло Пикассо имеет большую популярность.
«Голубка Пикассо» ‒ белый голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо в 1949 году и неоднократно им воспроизводившийся в различных вариациях. Один из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету. Возник в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира.
Слайд 24Основные свойства плаката: максимальная доходчивость, чёткость, эмоциональность, лаконичность.
По назначению плакаты делятся
на политические, социальные, производственно-технические, культурно-просветительские, учебные. Экологические.
По средствам исполнения плакаты бывают графические и живописные, чаще плоскостные, объёмно-пространственные или комбинированные, одноцветные или многоцветные.
По технике воспроизведения: печатные, трафаретно-шелкографические, световые.
Слайд 25Плакат не есть длинное чтиво;
отнесись к зрителю бережно, учтиво.
Плакат
должен быть ясен и прост.
Таков плаката пост.
Плакат есть стрелка-молния к знанию зрителя, - будь зрителю вроде молниеносного учителя. Взглянул зритель – мыслью объят
– вот это и есть плакат!
В. Н. Денни (художник-плакатист)