Слайд 1Выполнила:
Рахимова А.А.
Роль театральной графики в творчестве
Леона Бакста
Слайд 2Леон Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) - российский художник, сценограф, книжный
иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Слайд 32.1.Первые годы.
Лейб Розенберг родился
10 февраля 1866 года в Гродно (Белоруссия)
в
религиозной еврейской семье.
Его отец делил время между добросовестным изучением Торы и мелкой коммерцией, которая, однако, не приносила большого достатка.
Его дед, парижский портной эпохи Второй Империи, был отмечен царем во время Крымской кампании и получил приглашение стать портным Российской армии и переехать в Петербург. Именно дед привил мальчику интерес к искусству.
Слайд 4Портрет графини Келлер.
После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая
иллюстрацией книг.
На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа
Слайд 5В 1898 году образуется художественное объединение
«Мир Искусства»
Бакст становится его
активным участником.
Он автор символа
«Мира Искусства» - сидящего на вершине горы орла. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.
Слайд 6«Встреча русских моряков».
Позже он преподавал живопись детям великого князя Владимира, что
в значительной степени улучшило его материальное положение. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».
«
Слайд 7Древний ужас
Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902 г.), ставшая
своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас» (1906-1908 гг.), Образ архаической коры на фоне гор с древними постройками и как будто в предчувствии катастрофы трактуют по-разному. В древней статуе видят и Афродиту как символ непреходящей женственности и красоты, и олицетворение гибнущей цивилизации, и Судьбу, «предмет древнего ужаса», как прочитал ее Вячеслав Иванов
Слайд 8Сценография Бакста
В начале XX века Бакст впервые обратился к сценографии, оформив
пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902 г.) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903 г.) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902 г.) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904 г.) для Александрийского театра, балет «Антигона» по Софоклу (1904 г.) для Иды Рубинштейн.
Александр Бенуа писал: «В этой области Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
Слайд 9Эскиз декорации
к трагедии « Федра», II акт «Покои Федры», театр
«Ренессанс», Париж
Слайд 10В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в Грецию,
где изучал археологические находки Крито-микенского периода. Бакст открыл для себя (а потом и для всей Европы), что архаическая Греция — это не белый цвет, который все так популяризировали целые столетия, а буйство красок. Именно тогда определились основы стиля Бакста: архаическая греческая раскованность костюма в сочетании с роскошью Востока.
Слайд 11Автопортрет
Тогда же Бакст познакомился с дочерью П.М. Третьякова Любовью Павловной. Начался
роман, потом был переход Леона в православие, свадьба, рождение сына Андрея, и — развод. После развода, в 1909 году, Бакст демонстративно порывает с православием и возвращается в иудаизм. На этот скандальный жест власти отреагировали жёстко — выслали его из Санкт-Петербурга как человека еврейской национальности. С тех пор Бакст жил в основном в Париже.
Слайд 122.2. Русские сезоны
В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к
балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева, а с 1911 года — художественным директором антрепризы. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г.),
«Портрет Сергея Дягилева с няней»
Слайд 13И наездами бывает в Петербурге. Там его захватывает новое увлечение –
портреты. Ему в них удается главное – передать характер, настроение, суть человека. Иногда предельно лаконично – одной линией. За короткое время Лев Бакст становится одним из лучшихпортретистов. Всех, кто ему позировал, трудно перечислить, вот лишь несколько имен: Александр Бенуа, В. Розанов, И. Левитан, Зинаида Гиппиус – на ее знаменитом портрете исключительно точно схвачена противоречивая сущность поэтессы.
Из воспоминаний Андрея Белого: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».
Слайд 14Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1911 г.
Имя Бакста, ведущего
художника “Русских сезонов”, гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.
Слайд 15Бакст добивался единства музыки, живописи и пластики, именно это способствовало мощному
эмоциональному воздействию на зрителей.
Эскиз декорации к первой постановке «Дафниса и Хлои»
Слайд 16Кустодиев Б.М. Портрет Л.С.Бакста. 1910г.
Слайд 17«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой,
Слайд 18его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как
в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин).
Слайд 19Тамара Карсавина, балет "Жар-птица", 1910.
По его эскизам шили костюмы для артистов
Императорских театров — Вацлава и БрониславыНижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн. Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».
Слайд 20Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это
были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа.
2.3. Долгожданный успех.
Слайд 22Нарцисс. Балет Николая Черепнина. 1910
Слайд 23Вацлав Нежинский и эскиз костюма к балету«Послеполуденный отдых фавна».
Слайд 24Костюмы к балету «Послеполуденный отдых фавна»
В 1921 году Леон Бакст оформил
для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Он стал для сценографа последней крупной постановкой. В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн.
Слайд 25Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету «Елена Спартанская»
После Первой мировой
войны Бакст оставил Европу и переехал работать в Новый Свет, где в частности трудился для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром.
Слайд 26«Русские Балеты», "Шехерезада". Афиша.
Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский, Шехерезада, 1910.
Слайд 27Татьяна Рябушинская в балете "Петрушка", 1935.
Слайд 28
Тамара Карсавина, балет "Синий Бог", 1910-е.
Слайд 29Костюм Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912
Портрет Вацлава Нижинского
для балета "Синий Бог", 1911
Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912.
Фото Вацлава Нижинского, балет "Синий Бог", 1911
Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912.
Слайд 30Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов
искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.
Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.
Слайд 31Костюмы созданные модельерами по мотивам
эскизов Лва Бакста
Слайд 32Костюмы созданные модельерами по мотивам эскизов Л. Бакста
Слайд 33Костюмы созданные модельерами по мотивам творений Л. Бакста
Слайд 34Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих
французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства
Слайд 35Интерьер прохода к домашнему театру в усадьбе Эвергрин-хаус, оформленный Леоном Бакстом.
Фото: Evergreen Museum & Library
В 1916-м году ему впервые пришла мысль: открыть дом моды и универсального дизайна. Идея была смелой и абсолютно новаторской – соединить в себе несколько направлений дизайна. У него был опыт разработки в едином художественном ключе архитектурных решений интерьера, мебели, ткани, керамики, посуды, стекла, столового серебра, одежды, ювелирных изделий и даже автомобилей.
Увы, этой мечте не было суждено сбыться. Летом 1916 года Лев Бакст серьёзно заболел и был вынужден прекратить работу.
Слайд 36Заключение
Творчество Бакста многогранно. Это портреты, пейзажи, театральные декорации, мода, книжная графика.
Присутствие художника чувствовалось в каждой из этих областей.
Бакст не просто создавал эскизы костюмов — он всегда связывал их с тем или иным исполнителем
Художник уделял моде большое внимание.Он работал со многими крупными модными домами, а так ж преподавал.
Театр — одно из главных полей деятельности Бакста. Эскизы декораций и костюмов хранятся в в различных музеях Европы.