Слайд 1Все измы XIX века
НИКИТИНА
ЮЛИЯ ИВАНОВНА
Слайд 2Течения в живописи XIX столетия от классицизма до постимпрессионизма
Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву
между римлянами и сабинянами. 1799 год
Слайд 3Героический или
революциoнный классицизм
появляется на исходе восемнадцатого столетия, в преддверии Французской революции — отсюда
свободолюбивый пафос и публицистичность высказывания.
Его творцы используют инструментарий уходящей эстетики для прославления идеалов новой эпохи, а на помощь им приходят сюжеты древней истории — прежде всего республиканский Рим как образец гражданской доблести.
Слайд 4Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 год
велел живописцам отказаться
от заданных схем и творить свободно, подчиняясь чувству и фантазии. Во многом из-за этого романтизм в живописи разнообразен и его трудно охарактеризовать в категориях техники.
Романтизм
Слайд 5 Романтики внимательно выбирали эмоционально выразительный колорит (например, «печальные» тона).
Природа для
романтиков перестает быть фоном — она становится дикой и необузданной, а пейзаж (часто пустынный) становится «пейзажем души». На уровне сюжета романтики реабилитируют современность и Средневековье, на уровне эмоций — меланхолию, тоску, подавленность и любовные муки.
Слайд 6Академизм
Академизм
Поль Деларош. Полукружия. Фреска (центральная часть). 1841–1842 годы
Слайд 7Академизм
создавался на основах правил европейских академий изящных искусств. Академисты ориентировались на
античных творцов и классиков прошлого (Рафаэля, Рубенса, Пуссена), изображали идеализированную красоту, полагались на точность рисунка и равновесие форм, гармоничность красок и оттенков (совмещали рисунок неоклассицизма с цветовой гаммой романтизма), ратовали за совершенство в мельчайших деталях. Художники академий рисовали обнаженное тело тем охотнее, чем целомудреннее оно выглядело.
Слайд 8Фридрих фон Амерлинг. Портрет Рудольфа фон Артхабера с детьми. 1837 год
— немецкое
(и австрийское) искусство первой половины века, по большей части декоративно-прикладное. Живопись бидермейера отражает буржуазные ценности владельцев одноименнной мебели: правильные формы, скупой колорит, сентиментальность, поэтизация маленьких жизненных радостей. Этому способствовали политические заморозки: от социальных тревог художников тянуло сбежать в семейную идиллию.
Бидермейер
Слайд 9Фридрих Овербек. Италия и Германия. 1811–1828 годы
Назарейцы
Слайд 10Назарейцы
были немецкими романтиками, тосковавшими по духовности Средневековья и раннему итальянскому Возрождению. «Упадочному»,
наднациональному классицизму и академизму они противопоставляли религиозную строгость и монументальность: рисовали фрески, изучали примитивистов, отказывались от мифологических сюжетов в пользу библейских или исторических и работали в кельях, ища идеалы для воплощения не в природе, а в душе. Чудаческая группировка смогла одновременно повлиять на два враждовавших между собой течения второй половины девятнадцатого века — академистов и прерафаэлитов.
Слайд 11
Джон Эверетт Милле. Офелия. 1852 год
Прерафаэлиты
Слайд 12Прерафаэлиты
вслед за назарейцами страстно отринули правила академизма, провозгласив ориентацию на живопись
Средневековья и Возрождения, — но только до Рафаэля. Это значило, что роскоши и величию они предпочитали строгость и правильные формы. Изысканный и элегантный рисунок эти неоромантики совмещали с насыщенной цветовой палитрой. Борясь с условностями академизма, они обращались как к сюжетам из средневековой истории, так и к современной буржуазной жизни, как к Шекспиру, так и к озерной школе. От романтиков прерафаэлиты унаследовали эмоциональность, ностальгию и тонкость символики.
Слайд 13Маккьяйоли
Джованни Фаттори. Ротонда Пальмиери. 1866 год
Слайд 14Маккьяйоли
— тосканские художники, самостийные итальянские импрессионисты. Название группировки происходит от
слова macchia — «пятно», поскольку их техника основывалась на свободном распределении по плоскости сочных цветовых пятен, образующих динамичные светотеневые контрасты. Маккьяйоли отказались от религиозных и мифологических сюжетов в пользу более демократических и декларативно работали не в мастерских, а на открытом воздухе.
Слайд 15Реализм
Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 год
Слайд 16Реализм
был скандален в тематике: отбросив мифологию, религию и историю, он сосредоточился
на современности. Реализм был скандален в сюжетах: отбирал те, которые раньше считались низкими и пошлыми. Реализм был скандален в формате: эти низкие сюжеты он изображал на гигантских полотнах, ранее предназначенных только для академической исторической живописи. Реализм был скандален политически: нападал на ханжескую буржуазию. Но единой школы он не создал — каждый художник-реалист был волен отображать действительность в меру своего понимания.
Слайд 17Огюст Ренуар. Лягушатник. 1869 год
Слайд 18Импрессионизм
запечатлевал зрительные реакции на окружающий мир в его конкретных состояниях — меняющемся
освещении, подвижности воздушной среды. Четкие раздельные мазки смешиваются в глазу зрителя в сложные тона. Метод импрессионистов родился в условиях работы на пленэре — открытом воздухе: художники передавали тончайшие нюансы освещения, воспроизводя природу в изменчивости. В основе импрессионизма лежит научная теория цвета как производного от белого (солнечного) света; импрессионисты утвердили новое видение окружающей реальности, показав, что глаз — послушный инструмент человеческого мозга.
Слайд 19Пуантилизм
Поль Синьяк. Порт Сен-Тропе. 1901 год
Слайд 20Пуантилизм
— одно из первых художественных течений неоимпрессионизма. В отличие от своих
предшественников, с натуры художники делали только этюд, а потом шли работать в мастерскую. Вместо смешивания пигментов различных цветов на палитре они использовали чистые цвета, но в виде мельчайших точек. Пуантилисты писали точечными мазками, добавляя к основному цвету дополнительные — контрастные. Художники предполагали, что разные цвета сольются на сетчатке глаза, — как это происходит при восприятии солнечного цвета и света в природе.
Слайд 21Дивизионизм
Гаэтано Превиати. Пейзаж. Около 1905 года
Слайд 22Дивизионизм
довел работу над восприятием цвета, интуитивно начатую импрессионистами и продолженную пуантилистами,
до логического завершения, положив его на полностью научную основу. Если для пуантилистов главными все же были точки, то дивизионисты были не против удлиненных мазков и пятен; главное, что они всерьез полагались на оптическую теорию и разделение цветов. С помощью рациональной техники они надеялись сделать картины ярче, лучше передать ощущение световоздушной среды.
Слайд 23Эстетизм
Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 2. 1864 год
отрекался от
конкретных сюжетов и дидактики, ведь, по его догме, искусство автономно и самодостаточно. В этом смысле художники-эстетисты были полноправными современниками Готье, Гюисманса и Уайльда. Эмоции зритель должен был получать не от предмета изображения, а от красоты искусства ради искусства; вместо этики ему обычно предлагали эротику.
К эстетистам иногда причисляют и тех, кто изображал античные сюжеты, видя в них исключительно источник декадентствующего гедонизма.
Слайд 24Символизм
Одилон Редон. С закрытыми глазами. 1890 год
знаменовал усталость от реального,
рационального, современного, прогрессивного, позитивного. Художники пытались указать на инобытие — ирреальное, неясное, невыразимое. Отсюда метафоричность, установка на неоднозначность интерпретации; отсюда и неизбывный пессимизм по отношению к здешнему миру, сумрачность и меланхолия. Как и романтизм, символизм — целое течение в культуре, поэтому однозначно опознаваемого живописного символизма не существует.
Слайд 25Густав Климт.
Поцелуй. 1907–1908 годы
Слайд 26Ар-нуво, либерти, югендстиль,
сецессион, модернисмо
просто модерн — так в разных странах назывался стиль, прежде всего важный
в архитектуре, интерьере и прикладном искусстве. Этот стиль пытался охватить, украсить собой все области жизни. Поэтому живопись модерна прежде всего декоративна, однако сочетает орнаментальность с утонченным колоритом и четкостью человеческих фигур на переднем плане. В философии модерн много взял у символизма, поэтому в нем так много женских образов.
Слайд 27Постимпрессионизм
Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 год
Слайд 28Постимпрессионизм
собирательное название для разных течений, которые отталкивались от импрессионизма. Все,
кого собирают под этой вывеской, отошли от фиксации непосредственного впечатления от действительности в пользу ее более глубокого осмысления, преображения или развоплощения. Отсюда — новая материальность: иные формы, смелые мазки, особые отношения с цветом и линией.
Слайд 29Сезаннизм
Поль Сезанн. Мужчина с трубкой. 1890 год
назван в честь Поля
Сезанна, который перенес акцент с импрессионистической колористики (разложения сложных оттенков на чистые цвета) на пластические объемы, моделированные цветом. Он считал, что надо не фиксировать мгновенные впечатления от действительности, а изучать ее.
Слайд 30Сезаннизм
Сезанн воспринимал видимое аналитически, сводя его до структурных закономерностей
формы и осмысляя природные формы через взаимодействие простейших геометрических тел: цилиндра, конуса, сферы.
Сезанн повлиял на развитие живописи начала XX века как мало кто другой; как и их учитель, сезаннисты пытались постигнуть сущности природы и фиксировать на холсте то, что в ней неизменно; определить контраст между неподвижностью натуры и кажущимся движением живописи.