Слайд 1Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Методическая разработка учителя ИЗО высшей категории
МБОУ «Средняя школа № 50» г. Ульяновска
Жалеевой Е.В.
Слайд 2Цель :
Ознакомление с существующими видами фоторепортажа, его историей с момента возникновения
его как самостоятельного жанра, необходимой аппаратурой.
Слайд 3Задачи:
Знать виды репортажной съемки.
Научиться создавать качественный фоторепортаж.
Слайд 4Личностные результаты
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Слайд 5Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Слайд 6Предметные результаты
Приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в том
числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
Слайд 7Искусство фоторепортажа
Фоторепортаж представляет собой жанр журналистики и искусства, который не потеряет
актуальности никогда, потому что его главным достоинством считается возможность показать тех или иных людей естественно и правдиво, запечатлеть события с предельно документальной точностью. В данном случае продуктом работы фотографа и журналистов СМИ может быть хороший отчёт о том или ином культурном событии, важном историческом или политическом мероприятии либо просто серия качественных снимков, изображающая какой-либо фрагмент человеческой жизни.
Основные законы жанра: непредвзятость, художественная выразительность, повествовательность, хронологическая последовательность
Сделать отличный фоторепортаж – задача непростая. Тут многое зависит от способности «поймать момент», а также наблюдательности.
Слайд 8Виды репортажной фотографии
Хроникальная фотография;
Информационная фотография;
Событийная фотография;
Ситуационная фотография.
Предлагаю ученикам разделиться
на группы и, проведя поисковую работу, дать характеристику каждой фотографии, приведя фотопримеры.
Сделать сообщение всему классу.
Слайд 10Хроникальная фотография
Хроникальная фотография — это фотография народная, семейная. Трудно переоценить ее
социальную роль. Американка Сьюзен Зонтаг очень тонко заметила, что эти фотографии — суть неопровержимые и подчас единственные доказательства того, что данный человек существует или существовал в этом мире. А по поводу семейных снимков сказала: «Нередко семейный альбом — не только единственное свидетельство существования той или иной семьи, но и единственное, что объединяет большую семью в некое единое целое».
В современном мире фотография в известном смысле выполняет функцию памяти. Если событие не было снято, то можно сказать, что его просто не было. И наоборот, совершенно незначительное событие становится запоминающимся, если было снято удачно.
Эту информацию ученики должны добыть самостоятельно.
Слайд 12Семья В.М.Митина после войны...
(фото из архива капитана 2-го ранга В.М.Митина )
Слайд 13 Информационная фотография
Фотография информационная отличается от хроникальной тем, что она предназначена именно
для постороннего зрителя.
Человек фотографирует что-то такое, что его лично не касается, но кажется интересным. Фотографирует, чтобы запомнить и показать другим.
Подавляющее большинство снимков, которые делаются для газет или журналов как любителями, так и профессионалами невысокого уровня, — это информационная фотография.
Она и называется информационной, потому что единственное ее содержание — это зрительная информация на поверхности фотобумаги. Она подобна тексту деловых сообщений — максимальная однозначность и отсутствие нюансов. Это текст, в котором все бесконечное богатство значений и оттенков языка не используется. Иначе говоря, это чистая информация, которая фактически анонимна. Другой фотограф или тысяча фотографов сделают точно такие же безымянные снимки. В большинстве случаев они используются в СМИ за неимением лучших. Часто такая фотография совершенно необходима (например, протокольная съемка заседания правительства).
Эту информацию ученики должны добыть самостоятельно.
Слайд 14Средства фотографической выразительности не используются, этот язык не требуется для передачи
информации. Единственная цель фотографа — зафиксировать происходящее, единственная трудность — определение экспозиции и глубины резкости. Кстати сказать, сегодня большинство информационных снимков делаются со вспышкой.
Прямая вспышка — плоский, слепой свет, отсутствие планов. Вспышка, особенно в неумелых руках, — это антивыразительность и антифотография.
Слайд 15Событийная фотография
Событийная фотография — свидетельство какого-то значительного события. Минимум организации изображения
необходим, однако не это является главным.
Закон таков: чем интереснее событие, тем ценнее снимок. Сюда относится и то, что бывает редко, и тем более то, что невозможно было себе представить.
Ценность событийной фотографии в том, что она живое свидетельство, желательно объективное и беспристрастное, ценны документальность, правдивость, возможность рассмотреть подробности. А вот авторская оценка, отношение фотографа, вообще говоря, не требуются. Его роль — быть там, где-то на другой стороне земного шара, и предоставить визуальную информацию. Это «прямая» фотография, чистый, художественно не организованный кадр. От фотографа требуется умение видеть и мгновенно реагировать, а кроме того, конечно, умение понимать: иногда не так-то просто оценить нестандартность ситуации или же почувствовать, что может или должно произойти.
Эту информацию ученики должны добыть самостоятельно.
Слайд 16Жители Пхеньяна скорбят о смерти Великого руководителя,
полководца Ким Чен Ира
Слайд 17Фотограф успел поймать невероятный момент , приземление быка на рога
Слайд 18Конечно, настоящий фотограф все равно проявляет свое «я», один снимает поведение
участников в центре, другой — реакцию зрителей на периферии, третий ищет символическую деталь или выразительный момент. Более того, в руках большого мастера камера все равно «думает». Поэтому отнюдь не исключены снимки действительно уникального события, в которых фотограф использует все свое мастерство, чтобы добиться выразительности.
Однако событийная съемка требует тактичности, чувства меры. От снимка в ежедневной газете мы ждем прежде всего информации. Фотография в журнале может быть более авторской, более многозначной (тем более, если она одна «держит» аналитическую статью). И совсем другое дело — фотокнига или фотовыставка, здесь в полной мере уместны размышления фотографа, его личный, часто нестандартный и неожиданный взгляд на событие или проблему.
Чаще всего событийная фотография снимается по заданию газеты или журнала.
Очень важно подготовиться к съемке и в другом плане — изучить местные условия, узнать как можно больше о событии, на котором предстоит побывать, представлять себе его особенности и возможные неожиданности, составить список сюжетов, которые необходимо снять. «Очень важно помнить, что каждую съемку надо производить в том темпе, в каком развивается событие, и быть уверенным, что ты успеешь все передать на пленке, иначе будет слишком поздно: невозможно повторить мгновение».
Слайд 19Ситуационная фотография.
Понятно, что действительно актуальные, значительные события бывают не так часто.
И основная масса репортажных снимков, которые мы видим в журналах и на выставках, — это, строго говоря, фотография не событийная (выдающееся событие — интересный снимок). Это фон, подробности, периферия того события, которому посвящен репортаж в целом. В противном случае, конечно, это не событийная фотография, потому что запечатленный факт не настолько значителен. Зато в подобной фотографии изображена некая ситуация, в которой скрыт глубокий подтекст. Будем называть такую фотографию ситуационной. (Ситуация — положение, обстановка, совокупность обстоятельств). Ситуационная фотография отличается от событийной значительным содержанием при внешней незначительности происходящего. Это не показ и не фиксация происходящего, это раскрытие его смысла, то есть такая фотография является прежде всего аналитической, иногда даже поэтическим или философским размышлением о жизни.
Эту информацию ученики должны добыть самостоятельно.
Слайд 20Культовая фотография неизвестного мятежника, который стоял перед колонной китайских танков. Тяньаньмэнь,
1989 год. )
Слайд 21Происходит нечто необычное, странное, не укладывающееся в рамки привычного. Мало ли
что в жизни бывает, иногда возникают совершенно гротескные, просто сюрреалистические ситуации. И это действительно самая излюбленная пища для фотографов, ибо только фотография способна документально запечатлеть подобные вещи.
Ситуационная фотография более других субъективна. Фотограф изображает не то, что закономерно и должно происходить на самом деле, он ищет смысл в случайных проявлениях жизни соответственно тому, как он себе эту жизнь представляет. Он совершенно свободно может выразить свое личное отношение и понимание жизни, если, конечно, у него имеется это понимание и отношение. Остается добавить, что девять из десяти фотографий сделаны ради какой-то ситуации, которая заинтересовала фотографа. Проблема только в том, что ситуация, интересная для одного, не заставит другого просто поднять камеру, для него это совершенно неинтересно. А третий вообще заявит, что это банально, это пройденный этап и такие вещи он больше не снимает.
Слайд 23Сообщения группами нового материала с демонстрацией фотографий.
Обобщение учителем материала.
Слайд 24Жизнь полна неожиданностей, иногда она дарит фотографу такие сцены, которые невозможно
придумать. Режиссура здесь вредит, ценность ситуации в ее безусловной правдивости, документальности.
Встречаются чисто репортажные фотографии, где случайным образом все сходится настолько точно, что они выглядят как постановочные. Справедливости ради нужно сказать, что редко, но бывают и постановочные снимки, которые не отличишь от настоящего репортажа. Но эти исключения не отменяют общего правила: жизнь гораздо богаче всех наших представлений о ней, а ценность фотографии и заключается в том, что она способна фиксировать самые непредвиденные, неожиданные события, разрушая все штампы и стереотипы. Такого рода репортажная фотография близка по методике к событийной, все зависит от реакции фотографа, его способности мгновенно оценить значение сложившейся ситуации. Но часто бывает и по-другому, когда подтекст заключен не в изображаемом действии, микрособытии, факте, а возникает благодаря невероятному, многозначительному сочетанию людей и предметов в кадре. То есть опять мы получаем некую ситуацию, смысл которой заключен в подтексте такого странного, невозможного сочетания. Выхваченные из жизни картинки, часто нелогичные и странные, они бывают сюрреалистичны, скорее сон, чем явь.
Слайд 25Если ситуация раскрывает свой смысл через детали — это фотография детали.
Если выразительная ситуация возникает на один-единственный момент — это фотография момента. Если возникшая в силу стечения обстоятельств ситуация интересна своей выразительной формой — это изобразительная фотография.
Но основа содержания во всех этих случаях — раскрытие значения ситуации. Фотография ситуации во многом близка поэзии, особенно когда возникают рифмы-связи между объектами и их значениями. Она непременно многозначна, как и поэзия, причем содержание ее часто невыразимо при помощи слов, во всяком случае, оно не на поверхности, оно проступает, мерцает, угадывается сквозь нее. Содержание это заключено в подтексте, метафоре или же в сочетании смыслов и значений отдельных деталей, которые собраны в рамке одного кадра, часто совершенно несопоставимых или далеких по смыслу. Поэтому такие фотографии многих зрителей ставят в тупик: — «А о чем это? Что хотел сказать фотограф?» Итак, ситуационная фотография — это фотография какой-то многозначительной случайности, возникшей в силу стечения множества самых разных обстоятельств. Это или какое-то действие, или определенное сочетание деталей в кадре.
Слайд 26История жанра фоторепортаж
В 50-е годы 19 столетия техническая база накладывала большие
ограничения на фотографов – снимать приходилось на огромные тяжелые камеры, применяя вместо пленки стеклянные пластины. Но уже тогда стала развиваться документальная фотография, устанавливались первые задания для фотографов – сделать снимки памятников архитектуры, местности. Часто фотографы путешествовали в ряду географических экспедиций, для того чтобы запечатлеть разные национальности на снимках. Благодаря работе этих людей, сейчас, глядя на снимки, мы можем познакомиться с историей нашей страны.
Слайд 27Бедуины, автор Бонфилс,
50-е годы 19 столетия.
Русские типы, автор Вильям Каррик
Слайд 28Первый репортаж
Фотография становится документом эпохи. Но мы видим на кадрах, что
это еще не чистый репортаж, везде присутствуют элементы постановки. Иван Болдырев (в 1875-1876 гг.) первый, кто пытается снять реально происходящие события, но опять же, в связи с техническими особенностями съемки он получает совершенно другую композицию кадра, что воспринимается другими с критикой – как неумение фотографировать.
Первый публицистический репортаж делает Максим Дмитриев – это серия работ под названием «Неурожайный год 1891-1892». Здесь нижегородский фотограф не только рассказывает об ужасном голоде и его последствиях, но и показывает это событие с разных сторон, воздействуя на чувства зрителя. Впервые появляются подписи к фотографиям.
Слайд 31Первый в мире фоторепортаж делают во время Крымской войны: там по заданию работают
фоторепортеры – Роджер Фентон, Джорж Бернард, Александр Гарднер, Дж. Робертсон, и другие. О` Саливан делает знаменитый снимок «Урожай смерти», который переворачивает сознание репортажной фотографии – он показывает не конкретных солдат, а собирательный образ, рассказывает о смерти и горе войны.
Слайд 32Во второй половине 19 века становится востребованной тема съемки городов. Особенно
это характерно для туристических стран, например, Италии. Туристам нужно было увозить с собой на память сувениры – фотографии, поэтому этот вид съемки дошел до совершенства. Снимки покупали не только туристы, но и работники искусства, историки, архитекторы. В России в этом направлении работают фотографы: И. Бианки, Граф Иван Ностиц, П.Павлов и другие. П. Павлов провел колоссальную работу – сделал широкомасштабную съемку Москвы того времени, при этом он показал не только красивые виды, но и саму жизнь в городе.
С 1890 гг. появляется техническая возможность тиражировать фотоизображения в газетах и журналах. С этого времени начинает развиваться фотожурналистика. Появляются фотографы, которые занимаются исключительно репортажем.
Слайд 33П. Павлов . Собор Василия Блаженного , Москва
Слайд 34После революций фотография становится самостоятельным видом творчества, обретает свой язык, влияет
на другие виды искусства и оказывает огромное влияние на общество и культуру. Существует единая идеологическая программа, фотография становится мощным агитационным оружием. Искусство становится массовым. Фоторепортаж – главное направление в фотографии 20 века. Советскую фотографию главным образом отличают оптимизм и пафос. Появляются новые художественные приемы – такие как ракурс, точка съемки, становится активным передний план и диагональная композиция – все это новые формы, призванные показать новую жизнь, ее динамику и ритмы.
Первым, кто начинает использовать эти приемы, становится Александр Родченко, в чем проявляется его гениальность и талант. Он не только фиксировал действительность, а смог изменить ее – выхватив из жизни моменты, которые сформировали потом стиль эпохи.
Другие известные фоторепортеры – Г. Петрусов, Борис Игнатович, А. Шайхет, М. Марков-Гринберг, М. Альперт, А. Скурихин, Я. Халип, Г. Зельма
Слайд 35Основы репортажной съемки
Фоторепортаж — это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство
фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями. Есть у слова «репортаж» и второе значение — это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение. Данный жанр не предполагает скрупулезного исследования явлений жизни, анализа происходящего. Это беглый рассказ о событии, своего рода песнь казахского акына: что вижу — то пою! Результат творческих усилий и в песенном творчестве, и в фотографическом репортаже зависит в большой мере от личности исполнителя. Если акын не обделен талантом, воображением и вооружен опытом предыдущих поколений, песня может получиться интересной.
Запись в тетрадь
Слайд 36Специфика репортажной фотосъемки
Фоторепортаж — это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф
ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто — искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент. Фоторепортер, если ему поручено запечатлеть событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. Это дает возможность в нужный момент с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Затем, если действие повторится, фотограф может оказаться в более подходящих условиях съемки и технически улучшить следующий кадр. Но надо помнить, что второй шанс предоставляется далеко не всегда. Когда фоторепортер не может передвигаться по месту действия (например, при съемке демонстраций, парадов), фокусировку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди.
Слайд 37Стоп-кадр
Если вы хотите, чтобы ваши фотографии были интересны не только вам, а также окружающим или каким-либо
изданиям, то следует снимать продуманные фотоистории, другими словами, фоторепортаж. Круг тем для репортажа достаточно широк. Автомобильный туризм предоставляют богатый материал для съемки в этом жанре. Смена мест при путешествии, события, которые при этом происходят, — отличная драматургическая основа для репортажа. Поскольку действие разворачивается на фоне красивой природы и старинной архитектуры, данная тема практически неисчерпаема для наблюдательного человека. Любой репортаж — это реальный отрезок жизни, показ событий через призму восприятия фотографа. Поэтому материал должен сниматься по определенной схеме: начало (завязка) событий, их развитие, некая кульминация и финал. Очень похоже на сценарий небольшого фильма. Также необходимо знать законы композиции, правила построения кадра и систему деления репортажа на фрагменты и кадры. Первое: в съемке должны присутствовать все «крупности», то есть общие планы или панорамы, средние, крупные и очень крупные планы (детали и фрагменты). Второе: каждый, даже очень небольшой, репортаж обязан иметь четко выраженную тему.
Слайд 38Нельзя снимать без определенной системы, все подряд, что попадается на глаза и кажется интересным. Авторская мысль
в репортаже должна быть выражена предельно ясно.
Фоторепортаж - это, как правило, отражение понимания фиксируемых событий самим автором, а расставляемые акценты и концентрация внимания формируют в нейтральном повествовании собственную систему образов и контекстов. Это материал для определенной аудитории, изложенный на понятном ей языке. Талантливо снятая «хроника» часто содержит все особенности художественной фотографии, сохраняя при этом информационную сжатость и лаконичность, передавая одним или несколькими изображениями всю необходимую информацию. Ни одна постановочная съемка не даст зрителю этого потрясающего ощущения личного участия в происходящем! Умение быстро оценить обстановку и выбрать точку съемки, наиболее полно раскрывающую событие, натренированный глаз, совершенное владение техникой и технологическими процессами — вот составляющие успешного репортажа.
Слайд 41Для того, что бы снимать качественный фоторепортаж, необходимо быть активным, наблюдательным
человеком с живым умом и быстрой реакцией. Только такой жанр фотографического искусства , как фоторепортаж может рассказать зрителям о любых, даже самых невероятных событиях, даже таких, описать которые словами невозможно, либо словесное описание будет неточным, так как ему может не хватить объективности и честности. А фотография никогда не врёт, она всегда показывает только окружающую действительность.
Слайд 42Рефлексия
Назовите виды репортажных фотографий.
В чем их отличие?
Какие требования предъявляются к репортажным
снимкам?
Что такое фотография детали?
Что такое фотография момента?
Любой репортаж — это реальный отрезок жизни, показ событий через призму восприятия фотографа. Поэтому материал должен сниматься по определенной схеме: начало (завязка) событий, их развитие, некая кульминация и финал.
Слайд 43Практическая работа
Выберите из памяти своих телефонов ситуационные, событийные, хроникальные снимки –
сделайте к ним подписи.
Слайд 44Домашнее задание
Сделайте репортаж на одну из выбранных тем:
Школьная перемена;
Мои друзья;
Праздник в
городе.
Или выберите социальную тему.
Слайд 45Источник информации
http://5fan.ru/wievjob.php?id=96846