Презентация, доклад на тему Скульптура Древнего Египта

Содержание

Изобразительное искусство. Скульптура Древнего ЕгиптаЕгипетские фараоны

Слайд 1 Изобразительное искусство.
Скульптура
Живопись
Какие виды изобразительного искусства были известны уже первым

людям Земли?

Приведите примеры, свидетельствующие о существовании изобразительного искусства в Древнем Египте

Скульптура Древнего Египта

Изобразительное искусство. СкульптураЖивописьКакие виды изобразительного искусства были известны уже первым людям Земли?Приведите примеры, свидетельствующие о существовании

Слайд 2 Изобразительное искусство.
Скульптура Древнего Египта
Египетские фараоны

Изобразительное искусство. Скульптура Древнего ЕгиптаЕгипетские фараоны

Слайд 3Вместе с архитектурой скульптура образовывала великолепные, целостные по замыслу ансамбли и

была частью храмов и гробниц.
Представления древних египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела.
Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.

Материалом для статуй служили дерево, камень: гранит, базальт, песчаник, известняк

Вместе с архитектурой скульптура образовывала великолепные, целостные по замыслу ансамбли и была частью храмов и гробниц. Представления

Слайд 4Большой сфинкс и пирамида Хефрена
III тыс. до н.э.
Назовите имя этого

фараона

Первое скульптурное изображение,
стоявшее вне храмов,
это - Большой сфинкс.

Он был вырублен в скале рядом с пирамидой
и имел черты портретного
сходства с фараоном, чье захоронение он охранял.

Большой сфинкс и пирамида ХефренаIII тыс. до н.э. Назовите имя этого фараонаПервое скульптурное изображение, стоявшее вне храмов,

Слайд 5Колосс Рамсеса II
перед храмом
в скале.
Абу-Симбел.
XIII в.

н.э.

Грандиозность сооружений подчеркивала величие фараонов,
несопоставимость их с простыми смертными.
Человеку внушались покорность перед царями-богами, трепет
перед ними даже после их смерти

Колосс фараона
Аменхотепа III
в Фивах.
XV в. до н.э.

Колоссы

Колоссы - гигантские статуи. Их возводили фараоны. Какую цель они преследовали?

Колосс Рамсеса II перед храмом в скале. Абу-Симбел. XIII в. н.э.Грандиозность сооружений подчеркивала величие  фараонов, несопоставимость

Слайд 6Многое, что создано в изобразительном искусстве моей страны связано с загадочным

словом «канон»
Многое , но не все….
Сморите и думайте!



Хефрен
к. ХХVII в. до н.э.

Многое, что создано в изобразительном искусстве моей страны связано с загадочным словом «канон»Многое , но не все….

Слайд 7Тутмос I
ХV в. до н.э.

Человека изображали стоящим или сидящим.

У него всегда была прямо поставлена голова,
почти одинаково расположены руки и ноги.

Статуи - круглая скульптура

Ментухотеп I
ХХII в до н.э.

Фараоны Египта

В статуи фараонов, которые ставили в гробницах, по мнению египтян переселялась душа умершего.
Из поколения в поколение скульптуры создавались по единым правилам - канонам.
Определите, в чем они заключались.

Тутмос I ХV в. до н.э. Человека изображали стоящим или сидящим. У него всегда была прямо поставлена

Слайд 8 Канон – (от греч. kanon —

закон, норма)-
свод правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традиций.

КАНОН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ -свод правил, присущий культуре Древнего Египта и сложившийся в эпоху Раннего царства (I—II династии). Он формировался и закреплялся в ходе многовекового отбора и главным образом в связи с древнеегипетскими культами власти и загробного существования.

Канон – (от греч. kanon — закон, норма)-свод правил, сложившихся в процессе

Слайд 9Фасные и профильные элементы;
Определенность позы;
Четкая симметрия,
Пропорциональность;
Тщательная проработка всех

деталей




В понятие канона входили

Фигура:

Фасные и профильные элементы;Определенность позы;Четкая симметрия,   Пропорциональность;Тщательная проработка всех деталейВ понятие канона входили Фигура:

Слайд 10
Стоящей :
Фигура напряженно выпрямлена
Фронтальна
Голова высоко поднята
Левая нога делает шаг вперед –

шаг в вечность
Руки опущены и прижаты к туловищу

определенность позы:

Стоящей :Фигура напряженно выпрямленаФронтальнаГолова высоко поднятаЛевая нога делает шаг вперед – шаг в вечностьРуки опущены и

Слайд 11Сидящей :
Руки симметрично положены на колени или одна рука

согнута в локте
Торс также выпрямлен
Взор устремлен вдаль

Сидящей : Руки симметрично положены на колени или одна рука   согнута в локтеТорс также выпрямленВзор

Слайд 12Статуя фараона Хефрена
Важная черта египетской скульптуры -
ее квадратность.
Глядя на

статую, можно увидеть каменный блок, из которого она была вытесана.

Статуя фараона ХефренаВажная черта египетской скульптуры - ее квадратность. Глядя на статую, можно увидеть каменный блок, из

Слайд 13Статуя фараона
Тутмоса I
Прямые углы в камнях,
прямые ноги,
негнущиеся спина

и шея;
никогда не встречается поворота туловища
или головы;
все тело выпрямлено.

Особенно квадратной была сидячая скульптура

Статуя фараона Тутмоса IПрямые углы в камнях, прямые ноги, негнущиеся спина и шея; никогда не встречается поворота

Слайд 14Но статуя вполне может соответствовать этому закону и все-таки не быть

«квадратной».
Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под
прямым углом;
Но статуя вполне может соответствовать этому закону и все-таки не быть «квадратной». Почти все линии египетских статуй

Слайд 15Тело не изображалось в деталях:
Мускулатура едва

обозначена;
туловище – набор гладких плоскостей,
ноги и руки – колонны.

Под гладкой полированной поверхностью есть кости, но нет нервов, нет сухожилий и всего лишь несколько больших мышц.
Мышцы навсегда застыли;
они не работают.

Статуя правителя
Сенби

Тело не изображалось      в деталях:Мускулатура едва обозначена; туловище – набор гладких плоскостей,

Слайд 16Но статуи не мертвы, но как бы заморожены, схвачены в

конкретный момент времени.

Царский сановник Каапер.
сер. III тыс. до н.э.

Но статуи не мертвы,  но как бы заморожены, схвачены в конкретный момент времени.Царский сановник Каапер.сер. III

Слайд 17Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, -египтяне считали их зеркалом

души.

Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра,
а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.

Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, -египтяне считали их зеркалом души.  Глаза делали из специально

Слайд 18У принцессы повязка на голове, ожерелье, льняное платье и парик.

На принце - простое ожерелье с амулетом и фартук. Рахотеп вероятно был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г.до н.э

мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет;
женские – в желтый;
волосы всегда были черными;
одежда – белой
Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки,
женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках

Существовала и традиционная окраска статуй:

Скульптура царевича Рахотепа и его жены Нофрет

У принцессы повязка на голове, ожерелье, льняное платье и парик.

Слайд 19 Парные скульптурные портреты
Среди шедевров круглой

скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары из гробницы в Медуме царевича Рахотепа и его жены Нофрет

Фигуре царевича предан торжественный вид. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова . На царевиче короткая белая повязка, на шее – нанизанный на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству.

В этой же величественной позе запечатлена жена царевича.
Мягкий округлый овал лица, миндалевидные глаза,
рельефно выступающий изгиб бровей.
Спокойный, уверенный взгляд, устремленный в вечность,
Сквозь белое платье отчетливо проступает изящная фигура Нофрет.
Тело покрыто желтой охрой, на ее фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зеленого цвета.

Каждый из них запечатлен в строго канонической позе.

Парные скульптурные портретыСреди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары

Слайд 20Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой

большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица.
.

Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу

Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой большее чем просто образ.

Слайд 21Статуя писца Каи.
Статуя писца.
Как вы думаете, могли

скульпторы проявить свою индивидуальность при наличии канонов?
Обоснуйте свое мнение.

Несмотря на предписываемые каноны, подлинные мастера в своих работах достигали совершенства в изображении людей, их характеров.

«Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, - сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом»

Статуя писца Каи.  Статуя писца. Как вы думаете, могли скульпторы проявить свою индивидуальность при наличии канонов?

Слайд 22Скульптурный портрет писца из Каи

III тыс. до н.э..


При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках:
они приняли ее за живого человека,
когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза.
В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом.

Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Слуги были личностями совсем незначительными, и поэтому их можно было изображать за занятиями, которые вовсе не подобали аристократу.

Скульптурный портрет писца из Каи

Слайд 23 Рельефы - скульптурное изображение на плоскости

Каким канонам следовали скульпторы в

изображении человека на плоскости?

Рамсес II на колеснице. Рельеф XIII в. до н.э.

Плита фараона Нармера.
Рельеф.
IV тыс. до н.э.

Скульпторы изображали фигуру так, как она , на их взгляд, лучше видна:
ноги и головы – в профиль,
туловище - в анфас.
Глаз всегда смотрел на зрителя. Главная фигура всегда была больше по своим размерам.

Рельефы - скульптурное изображение на плоскостиКаким канонам следовали скульпторы в изображении человека на плоскости? Рамсес II

Слайд 24Амарнский период.
Аменхоте́п IV (Эхнато́н) —
фараон Древнего Египта

(1375—1325 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1351 — 1334 годах до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор

Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV постепенно стал выдвигать, в противовес фиванскому богу Амону, культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск.
Провозгласив себя первосвященником нового бога, Аменхотеп на 3-м году своего правления начал строить в Фивах в его честь храм.
Солнечный диск, Атон, считался небесным, природным изображением самого царя.

Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и, в 300 км к северу от этого центра почитания Амона-Ра, приказывает основать новую столицу — Ахет-Атон ( «Заря Атона», ныне городище Тель эль-Амарна).

Амарнский период.Аменхоте́п IV (Эхнато́н) —    фараон Древнего Египта (1375—1325 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1351 —

Слайд 25Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более

натуралистичный художественный стиль.

В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном.
Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского».
Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ.
Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы.

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль.В Ахетатоне Эхнатон создал

Слайд 26Портреты царицы Нефертити из мастерской
скульптора Тутмеса в Ахетатоне.
Портрет

Эхнатона
XIV в. до н.э.

ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Стихи, посвященные царице Нефертити ее мужем Эхнатоном

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
Мое желание — слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтобы я смог принять его и жить им.
Называй меня моим именем вечно, а мне без тебя
Всегда [чего-нибудь] не будет хватать

Портреты царицы Нефертити из мастерской скульптора Тутмеса в Ахетатоне. Портрет ЭхнатонаXIV в. до н.э.ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫСтихи, посвященные

Слайд 27Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника,


но отцом, мужем.
Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке.

Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают

Слайд 28О, живой Атон,
твой восход прекрасен, Ты приносишь в жизнь утра

свежий ветер; Как же ты велик, – будет день твой ясен, Как же ты красив,
– будет день твой светел…
…Горячи лучи солнечного света, Вся земля тобой
целый день согрета.
Будишь ты людей,
ты их лиц коснулся, И они к тебе
воздевают руки… От твоих лучей
целый мир проснулся, И вернулись вновь
запахи и звуки.
И для добрых дел
люди вновь готовы, Ты приносишь жизнь,
день даруешь новый

Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования

О, живой Атон, твой восход прекрасен,  Ты приносишь в жизнь утра

Слайд 29Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм.
Ярчайшим примером

искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.
Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения

Слайд 30Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что

пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался.
В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, стремящимся к вечности и Богу.
Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу.
Амарнский период длился недолго, ок. 20 лет, как и правление самого Эхнатона.
Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то

Слайд 31Когда царь умирал и на его место короновали другого, устраивалась традиционная

мистерия:
Нового царя объявляли богом, воплощением Гора.
А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресения.
Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно.
Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, портрет должен быть очень похожим – иначе как же Ка опознает свой облик?
Когда царь умирал и на его место короновали другого, устраивалась традиционная мистерия: Нового царя объявляли богом, воплощением

Слайд 32Египетские портреты своеобразны:
они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица,

но выражение лица остается отвлеченным.
Преходящие переживания не интересовали:
ведь изображался человек , освобожденный от времени, идущий в вечность.

Портрет девочки
из Фаюма

Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным. Преходящие

Слайд 33Фаюмские портреты - в Древнем Египте - заупокойные живописные портреты,

которые: - писались в технике восковой живописи на доске или на холсте; - вставлялись в бинты мумии на месте лица…
Фаюмские  портреты  - в Древнем Египте - заупокойные живописные портреты,  которые: -  писались

Слайд 34Портрет мальчика из Фаюма
Фаюмский портрет

Портрет мальчика из ФаюмаФаюмский портрет

Слайд 35Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Рельеф.
XV в.до н.э.
Эти произведения на

одну тему.
Что хотел выразить каждый автор?
Какое из них вам более интересно и почему?

Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Современный российский художник М.М.Потапов.

Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Рельеф.XV в.до н.э.Эти произведения на одну тему. Что хотел выразить каждый

Слайд 36Рельефы и фрески.
Рельефы – скульптурные изображения, украшающие стены храма.
В древнем

Египте существовало 3 типа рельефов:
1.Слегка выпуклый.
2.Слегка углубленный.
3. Рельеф находится на одном уровне с фоном, но контуры глубоко врезаны.
Египетские мастера чаще всего использовали технику углубленного рельефа, когда линия контура располагалась ниже фона плиты.
Рельефы и фрески.Рельефы – скульптурные изображения, украшающие стены храма. В древнем Египте существовало 3 типа рельефов: 1.Слегка

Слайд 37Фрески– живопись по сырой штукатурке.
Древнеегипетская роспись гробницы

Фрески– живопись по сырой штукатурке.Древнеегипетская роспись гробницы

Слайд 38Рельефы всегда раскрашивались.
Преобладали сочетания желтых и коричневых цветов с

голубыми и зелеными - тона неба и земли Египта

Рельеф из храма Хатшепсут

Рельефы всегда раскрашивались.  Преобладали сочетания желтых и коричневых цветов с голубыми и зелеными - тона неба

Слайд 39Богиня Хатхор и фараон Сети I.
XIV-XIII вв. до н.э.
Какие два

вида искусства здесь объединились?

Скульптор раскрасил рельеф красками, как это принято в живописном искусстве

Богиня Хатхор и фараон Сети I. XIV-XIII вв. до н.э.Какие два вида искусства здесь объединились? Скульптор раскрасил

Слайд 40Фигуры изображались так:
голова в профиль и ноги,
глаза в

фас,
живот в три четверти.
Фигуры делились на 21 и ¼ части
(19 фигура и 2 ¼ головной убор)
и очерчивались контуром:
мужские чёрным,
женские красным.


Канон в изображении людей

Фигуры изображались так: голова в профиль и ноги, глаза в фас, живот в три четверти. Фигуры делились

Слайд 41Фрески гробницы Нефертити

Фрески гробницы Нефертити

Слайд 42Сюжеты рельефных и фресковых композиций.
Сцены загробной жизни
Бальзамирование и оплакивание умерших
Военные походы

фараонов
Сцены повседневной трудовой жизни египтян
Картины пиров и развлечений правителей
В эпоху Нового царства в композиции вводится пейзаж с животными и растениями.
Сюжеты рельефных и фресковых композиций.Сцены загробной жизниБальзамирование и оплакивание умершихВоенные походы фараоновСцены повседневной трудовой жизни египтянКартины пиров

Слайд 44Фрески гробницы Тутанхамона

Фрески гробницы Тутанхамона

Слайд 46Сцена охоты

Сцена охоты

Слайд 47Фрески и рельефы разбиты на четыре
– шесть поясов , каждый

из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен.

Фрески с изображением трудовой жизни египтян

Фрески и рельефы разбиты на четыре – шесть поясов , каждый из которых заполнен изображением законченных по

Слайд 48Сцена пира
Гробницы
В Фивах

Сцена пираГробницы В Фивах

Слайд 49Гусь. Фрагмент росписи.I пол.3-го тыс. до н.э. Один из наиболее натуралистических

примеров древнеегипетской живописи. Гуси на наружной штукатурке были частью разукрашенного храма. Сверкающие краски остались свежими до сих пор.

Гусь. Фрагмент росписи.I пол.3-го тыс. до н.э.  Один из наиболее натуралистических примеров древнеегипетской живописи. Гуси на

Слайд 50Фараон с женой поливают священные лотосы.
Роспись.
II тыс. до н.э.
Музыкантши. Древнеегипетская

роспись

Каким представлялся мир египтян художникам Нила?

Четыре Анубиса. Роспись.

Фараон в битве.
Роспись

Плавание по Нилу.
Роспись гробницы

Дары фараону.
Роспись гробницы.

Фараон с женой поливают священные лотосы.Роспись. II тыс. до н.э.Музыкантши. Древнеегипетская росписьКаким представлялся мир египтян  художникам

Слайд 51Золотая маска Тутанхамона

Золотая маска Тутанхамона

Слайд 52Мумии кошки,
орла,
Коровы…
А это чья?
А это мумия таракана!

Мумии кошки, орла, Коровы…А это чья?А это мумия таракана!

Слайд 53Музыка
Египет – первая страна,
где профессиональные музыканты пользовались большим уважением
Гимны

фараонам и богам
Любовные песни
Песни плакальщиков
Музыка Египет – первая страна, где профессиональные музыканты пользовались большим уважениемГимны фараонам и богамЛюбовные песниПесни плакальщиков

Слайд 54Музыкальные инструменты.
Египтяне играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира),

духовых (флейта, гобой), различных видах ударных (систр, медные тарелки).
Однако никакого вида "нотной" записи не существовало, музыка входила в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителя.

Двойная флейта.

Бронзовые тарелки.

Систр.

Арфистка.

Музыка

Музыкальные инструменты.Египтяне играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира),   духовых (флейта, гобой),

Слайд 55 Так что же такое культура Египта?
письменность
научные
знания
образование
архитектура,
строительство


городов

литература

изобразительное
искусство

Это:

?

?

?

?

?

?

Так что же  такое культура Египта? письменностьнаучные знанияобразованиеархитектура, строительство городовлитератураизобразительноеискусствоЭто:??????

Слайд 56Опера итальянского композитора XIX в. Джузеппе Верди «Аида»
Влияние духовного наследия Египта


на мировую культуру

Культурное наследие Древнего Египта в России

Санкт-Петербург

Сфинксы в Петербурге
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.

И, видя, что багряным диском
На запад солнце склонено,
Они мечтают, как — давно
В песках, над падшим обелиском,
Горело золотом оно.
Валерий Брюсов

конец

Опера итальянского композитора XIX в. Джузеппе Верди «Аида»Влияние духовного наследия Египта на мировую культуруКультурное наследие Древнего Египта

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть