Процесс обучения, в частности процесс обучения математике, способен активно воздействовать на личность каждого отдельного учащегося и даёт возможность каждому отдельному учащемуся активно участвовать в деятельности школьных коллективов.
Поэтому управление процессом воспитания учеников есть управление их деятельностью как учебной, так и такой, при которой учащийся вступает в различные общественные и личностные отношения.
Процесс обучения математике заключает в себе большие возможности для создания весьма эффективных воспитательных ситуаций, способствующих успешному решению общих задач воспитания молодёжи.
При этом следует иметь в виду некоторые принципиальные положения, повышающие эффективность результатов воспитания в процессе обучения вообще и в процессе обучения математике в частности.
2) Воспитание в процессе обучения не должно быть навязчивым; лучше, если оно будет иметь скрытый характер, когда его подтекст воспринимается учащимися как внутреннее самостоятельно сформировавшееся у них убеждение или норма поведения.
3) Воспитание в процессе обучения должно в идеале перерастать в самовоспитание.
А теперь несколько подробнее о воспитательной направленности обучения математике в школе.
Воспитание нравственности у подростка происходит под воздействием отношений и взаимоотношений людей, окружающих школьника, его сверстников, людей старшего и предшествующих поколений.
Так как логика математического мышления развивалась в прямой связи с математикой, то сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий.
Введение элементов истории науки в школьный курс математики, конечно же, способствует формированию мировоззрения учащихся. Основываясь на этих сведениях, можно показать, что математика возникла из практических потребностей человека, что она развивалась и развивается в результате умственной и практической деятельности людей в течение тысячелетий. По мере возникновения насущных задач практики создавались математические методы их решения. Так, изобретение самолёта потребовало решения задачи движения твёрдого тела в воздухе. Великий русский учёный
Н. Е.Жуковский, применив новые математические методы, решил эту задачу, создав основу математической теории полёта. Недаром его назвали «отцом русской авиации».
Эстетическое воспитание школьников также является органической частью их мировоззрения. Под эстетическим воспитанием следует понимать формирование системы знаний и навыков, относящихся ко всем искусствам, всем формам проявления прекрасного в окружающей нас действительности и приобретённых как в процессе обучения, так и во внешкольной деятельности.
Сама природа математики представляет богатые возможности для воспитания у учащихся чувства красоты в широком значении этого слова. Такие свойства математических объектов, как симметрия, свойства правильных многоугольников, соотношение размеров фигуры и т. п., способны пробудить у учеников врождённое эстетическое чувство; и дело учителя математики там, где возможно, обращать на это внимание учащихся.
В математике многие величины исследуются во взаимной зависимости, а не изолированно друг от друга. Такие зависимости выражаются, например, с помощью функции. Заданные в математической форме функциональные зависимости выражают движение, развитие, присущие окружающему миру.
Также следует остановить внимание учащихся на применимости математики к экономическим, техническим и производственным процессам. В этом большую помощь учителю может оказать реализация межпредметных связей. Используя математический аппарат на уроках физики, химии, географии, школьники убеждаются в том, что изучаемый на уроках математики материал имеет реальную основу, что он не является логической игрой, а есть отражение материального мира и используется при решении конкретных задач практики.
Составление алгоритмов в курсе информатики и вычислительной техники активизирует умственную деятельность и развивает математические способности.
Так как на производстве широко используются разнообразные автоматические и вычислительные системы, то знания основ информатики и вычислительной техники является необходимым условием для практической подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Давая школьникам сведения о профессиях, связанных с ЭВМ и информатикой, учитель имеет возможность вести профориентационную работу.
Учебная работа школьников на уроках математики, наряду с рассмотренными направлениями усиления воспитательной направленности школьного обучения, также очень важна. Необходимость убедительной аргументации по ходу решения задач способствует развитию таких волевых качеств, как настойчивость, самостоятельное преодоление трудностей, критическое отношение к себе и к окружающему. Поиски и нахождение самостоятельных путей решения задач и доказательства теорем способствуют развитию творческого подхода к выполняемой работе, духа новаторства.
Приучение учащихся к систематической проверке решения задачи, вычислений способствует формированию привычки контролировать результаты своей работы, воспитывает чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, прививает сознательное отношение к труду. При этом формируется ответственность за конечный результат труда.
Таким образом, обучение математике в принципе имеет весомые воспитательные возможности, например, для формирования трудолюбия, чувства ответственности за выполняемую работу как черт характера. Это и будет серьёзным вкладом в подготовку учащихся к предстоящей им трудовой деятельности.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть