Презентация, доклад на тему Шедевры классицизма в архитектуре России.

Содержание

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки

Слайд 1Шедевры классицизма в архитектуре России.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Слайд 2Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль

и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре

Слайд 3 Развитие классицизма в архитектуре России.
С приходом к власти Екатерины II

в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы.
К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.
Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов. В стиле «русский классицизм» строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.
Развитие классицизма в архитектуре России.С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм –

Слайд 4Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к

искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Екатерининский ранний классицизм

Екатерининский строгий классицизм

Александровский классицизм

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.Различают екатерининский ранний

Слайд 5Представители русского классицизма.
В. Баженов (1738 – 1799)
М.Казаков (1738 – 1812)
И. Старов

(1748 – 1808)
Представители русского классицизма.В. Баженов (1738 – 1799)М.Казаков (1738 – 1812)И. Старов (1748 – 1808)

Слайд 6БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ.

БАЖЕНОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1738–1799), русский архитектор. Родился в селе

Дольское (Калужская губерния) близ Малоярославца 1 (12) марта 1738 в семье дьячка. Большую часть жизни провел в Москве, где начинал как живописец на строительстве Головинского дворца (1753–1754), работая в архитектурной «команде» Д.В.Ухтомского. Учился в гимназии при Московском университете (1755), а с 1756 в Петербурге, сперва в Академии наук у С.И.Чевакинского, а затем в Академии художеств у А.Ф.Кокоринова и Ж.-Б.Валлен-Деламота, . Один из первых выпускников последнейполучивший к тому же большую золотую медаль, был направлен в Париж, где занимался в Академии искусств (1760–1762); в 1762–1764 побывал также в Италии. Впитав самые разнообразные исторические впечатления, испытывал интерес к мотивам и классицизма, и барокко, и готики.

Ранним и в то же время самым честолюбивым его замыслом явился проект Кремлевского дворца (1767–1775), рассчитанный на одновременную реконструкцию Кремля и Красной площади. Проектом предусматривалось создание грандиозного ансамбля, который, по выражению автора, мог бы служить «Форумом великой империи». Работы были остановлены Екатериной II на самой ранней стадии из-за нехватки средств (большая проектная модель хранится в московском Музее архитектуры); концепция, однако, оказала большое влияние на русскую архитектурную мысль, ориентируя ее в духе классицизма. Таким же – реально-неудачным и исторически-перспективным – оказался и проект дворца в императорской подмосковной резиденции Царицыно (1775–1785); в его комплекс Баженов (впервые на русской почве) ввел приемы неоготики, объединив их с мотивами национального («нарышкинского») барокко. Екатерина II прервала строительство, недовольная обилием масонской символики в декоре, а также близостью Баженова к опальному просветителю Н.И.Новикову (постройка эта так и осталась в виде живописных руин).

После этих неудач Баженов перешел к работам по частным заказам: с его именем принято связывать неоготически-барочную Владимирскую церковь в имении Быково (1789) и ряд других подмосковных построек.
Оставив целый ряд художественно-теоретических текстов, он много работал и как педагог; в 1799 был назначен вице-президентом Академии художеств.

Умер Баженов в Санкт-Петербурге 2 (13) августа 1799.
БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ.БАЖЕНОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1738–1799), русский архитектор. Родился в селе Дольское (Калужская губерния) близ Малоярославца 1

Слайд 7Известные работы В. Баженова
Дом Пашкова. Москва.
Царская резиденция в с. Царицино
Большой

Кремлёвский дворец. Москва.

Фрагмент деревянного макета Московского Кремля.

Двор Михайловского замка. Петербург

Известные работы В. БаженоваДом Пашкова. Москва. Царская резиденция в с. ЦарициноБольшой Кремлёвский дворец. Москва.Фрагмент деревянного макета Московского

Слайд 8Матвей Федорович Казаков (1738, Москва – 1812, Рязань) – известный московский

архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре.
Матвей Казаков родился осенью 1738 года. Его отец Федор Казаков – крепостной крестьянин когда-то был отдан помещиком в матросы. По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе копиистом (переписчиком бумаг), что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее.

В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского. Никитина. А спустя два года, в 1763 году дотла сгорает Тверь, и восстанавливать ее поручают команде архитектора Никитина. Казаков участвует в разработке генерального плана нового города, кроме того, он составляет проект архиерейского дома или, по-другому, Тверского дворца. Дворец стал лучшим зданием в городе и принес своему автору заслуженное признание.

После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, строительство подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Несколько десятков созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали улицы Москвы. Особенно известны дом Демидова в Гороховском переулке, Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой.
Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М.Ф.Казаков организует при ней архитектурную школу.
В 1800-1804 М. Ф. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством ... наполнил не только Москву, но и многие края России хорошими архитекторами».
7 ноября 1812 г. Матвей Федорович Казаков скончался.

Матвей Федорович Казаков (1738, Москва – 1812, Рязань) – известный московский архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один

Слайд 9Работы М. Казакова.
Дом союзов
Петровский путевой дворец
Сенатский дворец
Дом № 14 по Тверской

улице

Ново-Екатерининская больница

Работы М. Казакова.Дом союзовПетровский путевой дворецСенатский дворецДом № 14 по Тверской улицеНово-Екатерининская больница

Слайд 10
Старов Иван Егорович [12(23).2.1745, Петербург, - 5(17).4.1808, там же], русский архитектор,

один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758-62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена-Деламота. Как пенсионер АХ (1762-68) жил в Париже (учился у Ш. де Вайи) и Риме (изучал античные памятники). Академик (1769), профессор (1785). В 1769-72 преподавал в АХ (среди учеников - А. Д. Захаров). В 1772-74 главный архитектор Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы.
Уже в первых крупных работах Старов - усадьбах в Богородицке (близ Тулы), Никольском-Гагарине (близ Москвы, ныне больница; обе - 1773-76) и других - сказались его композиционная изобретательность, последовательность и систематичность в разработке приёмов раннего классицизма. О творческой зрелости Старов-градостроителя свидетельствуют его проекты планировки Воронежа и Пскова (оба-1774). С 1774 Старов работал над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге (изменил планировку ансамбля, создал круглую в плане площадь перед въездом в лавру, выстроил большой Троицкий собор, 1778-1790, и ограду с надвратной церковью, 1783-85).

В 1770-1780-е гг. Старов создал усадебные ансамбли близ Петербурга - в Тайцах (ныне дом отдыха; строительство с 1774), Сиворицах (ныне больница; 1775-76) и Пелле (не сохранился; 1785-89), в которых достиг органического сочетания сооружений с окружающей природой. Наиболее значительная постройка Старова в 1780-е гг. - Таврический дворец в Петербурге (1783-89). В конце 1780-х гг. Старов выполнил (неосуществленный) проект дома Шереметевых в Москве (своего рода дворца-музея) - один из самых интересных его замыслов, лучший образец его архитектурной графики (ныне в собрании Останкинского дворца-музея творчества крепостных, Москва). В начале 1790-х гг. Старов много работал на Украине (селение Г. А. Потемкина Богоявленск на р. Буге, близ Николаева; собор в Николаеве; проекты планировки Екатеринослава и Николаева). С 1800 до своей смерти Старов стоял во главе строительного контроля при сооружении Казанского собора в Петербурге.

Старов Иван Егорович.

Старов Иван Егорович [12(23).2.1745, Петербург, - 5(17).4.1808, там же], русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился

Слайд 11Известные работы И. Старова.
Кафедральный Собор Святого Григория Просветителя
Софийский собор
Троицкий собор Александро-Невской

лавры

Дворец Потёмкина

Князь-Владимирский собор

Известные работы И. Старова.Кафедральный Собор Святого Григория ПросветителяСофийский соборТроицкий собор Александро-Невской лаврыДворец ПотёмкинаКнязь-Владимирский собор

Слайд 12
Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100

лет позже, чем в странах Западной Европы, во времена правления Екатерины II. С этим связаны его специфические национальные черты в нашей стране:

1. На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей.

2. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Так, Джакомо Кваренги был палладианцем, Валлен-Деламот являлся сторонником французского академического классицизма. Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении.

3. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному. В Санкт-Петербурге он утвердился легко. В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В Москве, сплошь состоявшей из городских усадеб, он не получил столь широкого распространения и относительно мало повлиял на общий вид города. В провинциальных городах в стиле классицизм выполнены лишь отдельные строения, преимущественно соборы и административные здания.

4. В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. На то были объективные причины. Недавняя отмена крепостного права, развитие промышленности и стремительный рост городского населения ставили перед зодчими новые задачи. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки.

Особенности стиля классицизм в архитектуре России.

Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100 лет позже, чем в странах Западной

Слайд 13Таблица особенностей классицизма

Таблица особенностей классицизма

Слайд 14Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть