Презентация, доклад на тему Северный модерн Национальный романтизм в архитектуре Финляндии

Содержание

Модерн — новаторский архитектурный стиль начала XX века, зародившийся в Европе и быстро распространившийся по всему миру. Появление стиля обязано трём важным факторам: стремление отказаться от традиций и переосмыслить прошлое, развитие технического прогресса, позволившее создавать сложные

Слайд 1Северный модерн Национальный романтизм в архитектуре Финляндии
Павлова
Вероника Дмитриевна
Администратор
Детского клуба
«Квартирка MEL»
Санкт-Петербург

Северный модерн Национальный романтизм  в архитектуре ФинляндииПавловаВероника ДмитриевнаАдминистратор Детского клуба«Квартирка MEL»Санкт-Петербург

Слайд 2Модерн — новаторский архитектурный стиль начала XX века, зародившийся в Европе

и быстро распространившийся
по всему миру.
Появление стиля обязано трём важным факторам: стремление отказаться от традиций и переосмыслить прошлое, развитие технического прогресса, позволившее создавать сложные детали, и переломный исторический момент
Слово «модерн» переводится как современный. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.
Модерн — новаторский архитектурный стиль начала XX века, зародившийся в Европе и быстро распространившийся по всему миру.

Слайд 3Модерн в архитектуре представляет собой здания с
выступающими вперед или отступающими

в глубину стенами,
разноцветные материалы,
декоративные колонны с вертикальными желобками,
рельефы растений и всевозможные фантастические орнаменты,
в декорациях частое присутствие женских силуэтов.
Модерн в архитектуре представляет собой здания с выступающими вперед или отступающими в глубину стенами,разноцветные материалы,декоративные колонны с

Слайд 4 В каждой национальной культуре модерн оставил
яркий и заметный след.

Первые

образцы зданий этого стиля, строившихся почти одновременно повсюду (Франция, Россия, США, Бельгия, Германии), выглядят идентично. Везде одни и те же гибкие линии орнаментов, одни и те же растительные и животные мотивы, везде ковка, витражи и керамическая плитка. Затем возникают самобытные школы (например: венская, финская, каталонская), названные «национальный романтизм»
 В каждой национальной культуре модерн оставил яркий и заметный след. Первые образцы зданий этого стиля, строившихся почти

Слайд 5Визитная карточка модерна
Главная особенность модерна – плавные изгибы природных форм

вместо прямых линий и углов, поэтому фирменным знаком течения считается вышивка Германа Обриста “Альпийские фиалки”. Критики называют ее “Ударом бича”.
В основе нового художественного языка лежала линия - декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S-образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных отличительных особенностей стиля модерн - его орнаментальность
Визитная карточка модерна Главная особенность модерна – плавные изгибы природных форм вместо прямых линий и углов, поэтому

Слайд 6Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора

Орта. Именно он первым применил в архитектуре линию, названную «удар бича», ставшую эмблемой стиля и используемую в самых разных элементах архитектуры. Орт предложил использование большого количество стекла в сочетании с металлом, придавая фасадам и интерьерам декоративную выразительность. В 1901 г. в Брюсселе Орта построил магазин «Инновасион». Знамениты его особняки Эйтвельд и Сольвейг, дом Тасселя.
Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. Именно он первым применил в

Слайд 7Стремительный рост городов в это время, приведший к колоссальному строительному буму
Возможность

использования новых пластичных материалов — железобетонных конструкций, в том числе на базе изогнутого стального профиля, распахнуло новые, совершенно неосвоенные горизонты. Был сформирован запрос на формирование новой эстетики:
функциональность и удобство всех помещений;
использование новых разработок и конструктивных решений;
актуальные строительные материалы;
воплощение идей мультикультурализма, комфорта
Стремительный рост городов в это время, приведший к колоссальному строительному бумуВозможность использования новых пластичных материалов — железобетонных

Слайд 8В Европе модерн был более романтическим и часто довольно гармонично вписывался

в среду. Ар нуво в Париже — это, например, знаменитые входы в метро, ставшие одним из символов города. Венский сецессион в Австрии отличался отсутствием плавных линий, он был квадратным и строгим.
В Европе модерн был более романтическим и часто довольно гармонично вписывался в среду. Ар нуво в Париже

Слайд 9«Мы гребень вставшей волны», - писал Валерий Брюсов.

Европейцы обратили внимание

на растительный и животный мир благодаря японским гравюрам. Художники и архитекторы Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.

Модерн — уникальный случай в истории человечества, когда художникам, архитекторам и дизайнерам была предоставлена возможность высказать, а затем реализовать свое видение, абсолютно свободную фантазию. Век модерна оказался недолгим, за 20 — 25 лет он изменил и украсил облик многих городов. Затем исчез, так же быстро, как появился. Ознаменовав собой Fin de ciecle (конец века, цикла), завершение эпохи классической архитектуры

«Мы гребень вставшей волны», - писал Валерий Брюсов. Европейцы обратили внимание на растительный и животный мир благодаря

Слайд 10Особенностью северного модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем.
Начало XX

века — это рост национального самосознания и обращения к своему культурному и историческому наследию. В каждой стране это выразилось по-разному. В Скандинавии, Прибалтике и на северо-западе России часто вдохновлялись замками, отчего многие дома часто напоминают небольшие замки.
Особенностью северного модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем. Начало XX века — это рост национального самосознания

Слайд 11Выставка 1900 года: начало новой архитектуры
Отсчет окончательного формирования, а затем победоносного

шествия стиля Модерн по Европе, традиционно ведется с парижской выставки 1900 года.
Павильоны выставки, легко воздвигнутые на берегах Сены благодаря новейшим технологиям Чикагской школы, демонстрировали абсолютно новую архитектуру.
Выставка 1900 года: начало новой архитектурыОтсчет окончательного формирования, а затем победоносного шествия стиля Модерн по Европе, традиционно

Слайд 12Благодаря парижской Всемирной выставке, авторский проект финского павильона (Э. Сааринен, А.

Линдгрен, Г. Гезеллиус) стал воплощением уникальной и необычной финской архитектуры и завоевал международное признание. Проект удачно объединил формы деревянных финских строений, древних церковных сооружений из камня и популярного на то время стиля арт-нуво. Gesellius-Lindgren-Saarinen — финская архитектурная фирма была основана в 1896 году Германом Гезеллиусом, Армасом Линдгреном и Элиэлем Саариненом
Благодаря парижской Всемирной выставке, авторский проект финского павильона (Э. Сааринен, А. Линдгрен, Г. Гезеллиус) стал воплощением уникальной

Слайд 13Основателем Северного модерна считается финский художник Аксель Галлен-Каллела, впервые оформивший в

новой эстетике финский эпос "Калевала".
Основателем Северного модерна считается финский художник Аксель Галлен-Каллела, впервые оформивший в новой эстетике финский эпос

Слайд 14Впервые опубликованный в 1835 году эпос "Калевала" щедро снабжал художников сюжетами

и вдохновением. Аксели Вальдемар прославился именно иллюстрациями к "Калевале«. Художники обратились к финским и скандинавским образам, пейзажам и героям. Например, заслуживший международную известность финский художник Альберт Эдельфельт (1854-1905) создал иллюстрации к популярной поэме «Король Фьялар» финского поэта Йохана Людвига Рунеберга, посвященной описаниям завоевательных походов викингов.


Впервые опубликованный в 1835 году эпос

Слайд 15Два излюбленных материала – стекло и металл. Их используют для создания

декоративных элементов: кованых решеток и витражей.


Два излюбленных материала – стекло и металл. Их используют для создания декоративных элементов: кованых решеток и витражей.

Слайд 16Характерные элементы стиля
Финская архитектура того времени испытала на себе влияние целого

ряда стилистических направлений: неороманского стиля, британского Движения искусств и ремёсел, а также популярного в Европе «нового стиля», югенда. Уникальный сплав этих трех художественных течений и породил в Финляндии свой особый стиль национального романтизма.
Характерные элементы стиляФинская архитектура того времени испытала на себе влияние целого ряда стилистических направлений: неороманского стиля, британского

Слайд 17Тип модерна «Декоративизм» - это интуитивные, декоративно-изысканные плетения орнаментального декора, который

разрушает целостность форм и призван создать ощущение чего-то живого, фантастического, таинственного.
Тип модерна «Декоративизм» - это интуитивные, декоративно-изысканные плетения орнаментального декора, который разрушает целостность форм и призван создать

Слайд 18Тип модерна «Рационализм» - характеризуется вниманием к функциональной организации пространства и

высокой дисциплиной композиции. Здесь нет случайных элементов, в основном используется небольшое количество декора, который вводится целесообразно и продуманно.


Центральную часть г. Тампере украшает самая известная постройка архитектора Виви Лённ  – здание пожарного депо

Тип модерна «Рационализм» - характеризуется вниманием к функциональной организации пространства и высокой дисциплиной композиции. Здесь нет случайных

Слайд 19Отличие финского национального модерна от зданий «ар нуво»: многие здания построены

из природного серого камня, с башнями в романском стиле, с элементами средневековой готики. Они отличаются от подобных европейских зданий модерна своей монументальностью, напоминая средневековые замки и создавая неповторимый архитектурный колорит
Отличие финского национального модерна от зданий «ар нуво»: многие здания построены из природного серого камня, с башнями в романском

Слайд 20Внешние отличительные признаки северного модерна
выражены практически идеальным, искусным сочетанием материалов

отделки, выгодным взаимным дополнением искусственных и природных материалов.
Архитектурные сооружения внешне выглядят весьма массивно без использования малых декоративных элементов. Фасады подобны северным скалам, либо массивным сооружениям средневековья.
В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Порой используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелочного декора.
Внешние отличительные признаки северного модерна выражены практически идеальным, искусным сочетанием материалов отделки, выгодным взаимным дополнением искусственных и

Слайд 21Принцип проектирования
Новый подход провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь

влияла на внешние формы. Здания получают асимметричные объемы, фасады в стиле модерн насыщены эркерами, башнями, балконами и лоджиями. Национальный музей Финляндии (архитекторы Г.Гезелиус, Э.Сааринен, А.Линдгрен, 1902-1904 г.г.). В облике здания Национального музея Финляндии улавливаются внешние черты павильона на выставке в Париже.
Принцип проектированияНовый подход провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь влияла на внешние формы. Здания получают

Слайд 22Национальный музей Финляндии на Маннерхейминтие, 34. Архитекторы Г.Гезеллиус, Э.Сааринен и А.Линдгрен

из архитектурной фирмы Gesellius-Lindgren-Saarinen.
Национальный музей Финляндии на Маннерхейминтие, 34. Архитекторы Г.Гезеллиус, Э.Сааринен и А.Линдгрен из архитектурной фирмы Gesellius-Lindgren-Saarinen.

Слайд 23В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры

и фауны. Используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелочного декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в ожившую северную поэму.
В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Используется майолика, цветная керамическая

Слайд 24Все образы модерна базируются на природных мотивах: растительные, животные, геометрические и

антропоморфные
Все образы модерна базируются на природных мотивах: растительные, животные, геометрические и антропоморфные

Слайд 25Постоянный спутник северного модерна - скульптурный рельеф. Природа – источник вдохновения


Постоянный спутник северного модерна - скульптурный рельеф. Природа – источник вдохновения

Слайд 26Контрастные сочетания фактур материалов, цветная керамическая плитка, скульптурный рельеф – все

эти приметы северного модерна можно найти на фасадах домов финской столицы, построенных более века назад. В тот период архитекторы часто украшали здания изображениям птиц и животных, мифических персонажей.
Контрастные сочетания фактур материалов, цветная керамическая плитка, скульптурный рельеф – все эти приметы северного модерна можно найти

Слайд 27Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель,

а также разных причудливых существ.
Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель, а также разных причудливых существ.

Слайд 29Вытянутые изящные формы, плавные переходы создают затейливую игру света и тени.

Традиционный образ Древа Жизни используется в орнаменте. Данный элемент, естественно, символизирует райскую жизнь.
Вытянутые изящные формы, плавные переходы создают затейливую игру света и тени. Традиционный образ Древа Жизни используется в

Слайд 30Доходный дом "Кюлликки", названный в честь девушки-красавицы из карело-финского эпоса "Калевала".

Здание было построено в 1903 году по проекту двух финских архитекторов – Георга Васашерны (Georg Wasastjerna) и Карла Вернера Полона (Karl Werner Polón)
Доходный дом

Слайд 31В оформлении фасадов использовались разнообразные отделочные материалы:
от грубооколотого камня кофейных

тонов до гладкой керамической плитки. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тесаным, со скульптурой.
Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом.
В оформлении фасадов использовались разнообразные отделочные материалы: от грубооколотого камня кофейных тонов до гладкой керамической плитки. Цоколь

Слайд 32Архитекторы Сааринен-Гезеллиус-Линдгрен оттачивали свой суровый северный стиль, который затем применили при строительстве таких

знаменитых объектов, как Национальный музей Финляндии и Центральный вокзал Хельсинки.  района Катаянокка как «заповедника» финского модерна. Здание страховой компании «Похьола» одновременно с еще одним знаменитым образцом национального романтизма — Финским национальным театром, который спроектировал архитектор Онни Тарьянне.


Архитекторы Сааринен-Гезеллиус-Линдгрен оттачивали свой суровый северный стиль, который затем применили при строительстве таких знаменитых объектов, как Национальный музей Финляндии

Слайд 33На углу Satamakatu, 7 и Luotsikatu, 1 красуется один из самых

известных образцов финского модерна, т.н. дом Тальберга (1897-1898). Эта постройка стала первой работой архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen. Хотя Элиэлю Сааринену тогда было всего 25 лет и, как и его компаньоны, недавно окончил Политехнический институт, именно он и его коллеги выиграли конкурс на этот объект.
На углу Satamakatu, 7 и Luotsikatu, 1 красуется один из самых известных образцов финского модерна, т.н. дом

Слайд 34На площади Rautatientori находится Центральный вокзал Хельсинки. Здание, облицованное плитами из

розового гранита и увенчанное башней с часами. Финские архитекторы максимально раскрыли свойства природных материалов. Две пары фигур со сферическими фонарями в руках, стоящие у главного входа – их называют «каменные люди». Эти суровые финские великаны работы финского скульптора Эмиля Викстрёма словно сошли со страниц финского эпоса.
На площади Rautatientori находится Центральный вокзал Хельсинки. Здание, облицованное плитами из розового гранита и увенчанное башней с

Слайд 35Жилые дома на полуострове Катаянокка
Katajanokkу (kataja – можжевельник, nokka – клюв=можжевеловый

мыс)
Жилые дома на полуострове КатаяноккаKatajanokkу (kataja – можжевельник, nokka – клюв=можжевеловый мыс)

Слайд 36
«Eol» отличается тем, что его нижняя часть покрыта шероховатой штукатуркой более

темного цвета, чем верхняя гладкая часть:

Дом «Norma», построенный архитектурным бюро von Essen Kallio & Ikäläinen в 1904 году. Этот могучий розовато-рыжий угловой дом особенно напоминает замок, этому способствует, выделенное декоративными бойницами - машикулями выступающее завершение угловой части.


Полуостров архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen

В поисках национальной самобытности зодчие черпали вдохновение в архитектуре местных средневековых замков и, в частности, крепости Олавинлинна

«Eol» отличается тем, что его нижняя часть покрыта шероховатой штукатуркой более темного цвета, чем верхняя гладкая часть:Дом

Слайд 37Еще один «Эол». Его построил в 1903 г. архитектор Селим А.

Линдквист. На эркере дома «Aeolus» можно разглядеть изображение покровителя ветров Эола, раздувающего щеки. Здание интересно своими асимметричными фасадами с разнообразными рельефными вставками, башенками и эркерами.
Еще один «Эол». Его построил в 1903 г. архитектор Селим А. Линдквист. На эркере дома «Aeolus» можно

Слайд 38На Алексантеринкату расположено здание страхового общества «Похьола». И это, пожалуй, самое

известное здание в Хельсинки, выполненное в стиле «чистого» финского национального романтизма. Само название «Похьола» заимствовано из эпоса «Калевала» и означает «суровая северная страна». Здание было построено в 1901 году архитекторами Г.Гезеллиусом, А.Линдгреном и Э.Саариненом с применением природного камня гранита «грубой обработки», являющегося неотъемлемой частью финской природы.
На Алексантеринкату расположено здание страхового общества «Похьола». И это, пожалуй, самое известное здание в Хельсинки, выполненное в

Слайд 39"Друг любезный, милый братец, детских лет моих товарищ, запоем-ка вместе песню, поведем с тобой

сказанье, раз теперь мы повстречались, с двух сторон сошлись с тобою.«
Калевала

Слайд 40Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; фрагменты фасада, лестницы,

двери и опоры, повторяют орнаментальные линии.
Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; фрагменты фасада, лестницы, двери и опоры, повторяют орнаментальные линии.

Слайд 42Использование и творческое применение стали, стекла и железобетона в дизайне домов.

Здание построено в 1900 году по проекту известного финского архитектора Селима А. Линдквиста
Использование и творческое применение стали, стекла и железобетона в дизайне домов. Здание построено в 1900 году по

Слайд 43При строительстве были использованы новейшие технологии. Архитектор создал здание с конструкцией

из стали и бетона, располагающее максимально большими окнами, что позволило добиться более легкого облика. Обширные стеклянные поверхности фасадов сочетаются с богато декорированными секциями из гранита и красного кирпича.
При строительстве были использованы новейшие технологии. Архитектор создал здание с конструкцией из стали и бетона, располагающее максимально

Слайд 44Выдающийся финский архитектор, знаменитый представитель национального романтизма Ларс Сонк (1870-1956) и

его коллега Онни Тарьянне (1864-1946), сотрудничающие в ряде проектов, стали приверженцами финского национального стиля и активно использовали в своих творениях местные материалы и формы. Это было продемонстрировано Тарьянне при строительстве здания Финского национального театра (1898-1902) с его ричардсоновским неороманским фасадом из гранита и стеатита, украшенным орнаментом в виде восходящего солнца и кантеле.
Выдающийся финский архитектор, знаменитый представитель национального романтизма Ларс Сонк (1870-1956) и его коллега Онни Тарьянне (1864-1946), сотрудничающие

Слайд 45Сонк Ларс Элиэль финский архитектор, историк архитектуры.
Представитель эпохи финского национального

романтизма.
Сонк Ларс Элиэль финский архитектор, историк архитектуры. Представитель эпохи финского национального романтизма.

Слайд 46На углу Похйойсэспланади (Pohjoisesplanadi) и Унионинкату (Unioninkatu), находится кафе, занимающее исторический

зал банка образец финского дизайна в стиле модерн.
Это дом купца Егора Ушакова, построенный в 1816 году архитектором Пера Гранстедтом. Далее в 1896 году здание приобрел банк Privatbanken. В 1904 году знаменитый финский архитектор Ларс Сонк (Lars Sonck) осуществил реставрацию здания, устроил во внутреннем дворе банковский зал и добавил арочный вход
На углу Похйойсэспланади (Pohjoisesplanadi) и Унионинкату (Unioninkatu), находится кафе, занимающее исторический зал банка образец финского дизайна в

Слайд 47Знаменитый финский архитектор Ларс Сонк осуществил реставрацию, дизайном интерьера занимался финский

архитектор Вальтер Юнг.
Знаменитый финский архитектор Ларс Сонк осуществил реставрацию, дизайном интерьера занимался финский архитектор Вальтер Юнг.

Слайд 48
Зал с деревянными балками и мощными гранитными колоннами в духе национального

романтизма был украшен настенными росписями и резным камнем


Зал с деревянными балками и мощными гранитными колоннами в духе национального романтизма был украшен настенными росписями и

Слайд 49Позднее появилась и полукруглая ниша со сводчатым потолком и фреской кисти

финского художника Вилхо Шёстрёма. Из-за «трехнефной» структуры зал чем-то напоминает церковь.
Позднее появилась и полукруглая ниша со сводчатым потолком и фреской кисти финского художника Вилхо Шёстрёма. Из-за «трехнефной»

Слайд 51Эйра - район в стиле модерн 
Творение Ларса Сонка, больницу «Эйра» в Хельсинки (1904-1905),

часто называют шедевром архитектуры национального романтизма. План постройки асимметричен и замысловат, а организация пространства лишена прямолинейности. Гладко оштукатуренные стены больницы сочетаются с массивными булыжниками цоколя (игра гладкой и шероховатой фактуры). Заостренное обрамление двери напоминает церковный портал.
Эйра - район в стиле модерн Творение Ларса Сонка, больницу «Эйра» в Хельсинки (1904-1905), часто называют шедевром архитектуры национального романтизма.

Слайд 52Финский модерн в архитектуре отличают функционализм, мотивы древней народной архитектуры и

влияние национального фольклора. Здания, построенные в этом стиле создают особый, неповторимый и запоминающийся облик города.
Финский модерн в архитектуре отличают функционализм, мотивы древней народной архитектуры и влияние национального фольклора. Здания, построенные в

Слайд 53Источники информации
https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews281.php
https://annawwts.com/architecture/modern/
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=530484
https://rehouz.info/stil-modern-v-arxitekture/
https://rehouz.info/stil-modern-v-arxitekture/
 https://e-finland.ru/info/smi/v-poiskah-nacionalnogo-romantizma/
http://club.silver-ring.ru/articles/lars-sonk.html

Источники информацииhttps://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews281.phphttps://annawwts.com/architecture/modern/https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=530484https://rehouz.info/stil-modern-v-arxitekture/https://rehouz.info/stil-modern-v-arxitekture/ https://e-finland.ru/info/smi/v-poiskah-nacionalnogo-romantizma/http://club.silver-ring.ru/articles/lars-sonk.html

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть