Слайд 1Искусство Страны
восходящего солнца
Слайд 2Япония – страна древнейшей культуры, истоки которой относятся к Vlll тыс.
до н.э. Средневековая Япония
подарила миру яркое и самобытное национальное искусство. На протяжении веков в Японии возводились
архитектурные сооружения в китайском стиле, однако и национальное зодчество сумело сохранить свой облик.
Средневековая японская архитектуры преимущественно была деревянной. Наиболее распространёнными видами построек были жилые дома, храмы, дворцы, монастыри.
Одним из древнейших сооружений Японии является буддийский монастырь Хорюдзи ( 607 г.) Архитектурный
комплекс представляет собой уникальное явление – это первая из сохранившихся деревянных построек.
Слайд 3Особенно примечательны Золотой зал и пагода, составляющие основу монастыря. Золотой зал
представляет
собой двухэтажное здание, стоящее на каменном основании, которое поддерживают 26 колонн. Две массивные
загнутые черепичные крыши серо-голубого цвета подчёркивают торжественный характер сооружения.
Слайд 4Внутреннее убранство Золотого зала – это статуи, яркие многоцветные стенные росписи
с изображением
буддийского рая.
Слайд 8С 7 века в Японии начинают возводить величественные буддийские ансамбли, которые
до сих пор вызывают восхищение.
Шедевром японского зодчества стал Золотой павильон в г. Киото. Своим названием павильон обязан трёхъярусной кровле
с приподнятыми краями, когда-то крытой пластинами листового золота. Зодчие тщательно продумали планировку и
месторасположение здания. Оно высится на берегу небольшого озера на лёгких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством
изогнутых линий. Фоном для него служит вечнозелёная растительность.
Слайд 9Павильон был увеселительным дворцом императора, поэтому его внутреннее убранство отличается роскошью
и богатством.
Слайд 10Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Наклеиваются
на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.
Стены павильона покрыты сусальным золотом
Слайд 14В период междоусобных войн стали возводиться оборонительные сооружения. Уже не храмы
и монастыри играли ведущую роль, а
большие по величине и парадности замки. Одним из самых живописных замков того времени является замок Химедзи.
Белоснежные башни и стены дали ему второе название – Замок Белой цапли. Его многоярусные изогнутые крыши, действительно
напоминают парящую в небе птицу.
Слайд 15Замок – огромный и сложный комплекс с множеством лабиринтов, тайных переходов
и построек внутри стен. Более десяти ворот
разнообразной конструкции надо было пройти, чтобы попасть к центральной башне замка.
Слайд 19Садово-парковое искусство
Кажется сама природа позаботилась о том , чтобы превратить японскую
землю в один цветущий сад – это скалистые горы,
покрытые лесом холмы, водопады, озёра и реки, уникальная растительность. Самые первые сады в Японии стали создавать ещё
в 6-7 –х веках по китайским образцам при императорских дворцах. Наивысшего расцвета садово-парковое искусство Японии
достигает в 14-16 веках, к этому времени уже складывается основной пейзажный стиль. По религии японцев, считается, что
любое божество нельзя увидеть, его можно ощутить через созерцание красоты природы и ритма её жизни. В Японии
сформировалась особая типология сада. По функциональным признакам различают дворцовые, храмовые, сады чайной
церемонии, миниатюрные сады у жилых домов.
Слайд 24Камни всегда являлись объектом священного поклонения, в сознании японца они рождали
ощущение постоянства, первоосновы
Вселенной. Задача художника состояла в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти более точное их соотношение.
Камни подбирали по форме, цвету, фактуре; в них ценили игру цвета, узоры, прожилки на поверхности, способность издавать звук
при ударе.
Слайд 25В знаменитом саду камней в монастыре Рёандзи в г. Киото (
« сухой сад») нет ни гор, ни воды,
ни деревьев, ни единого цветка. В нём нет ничего, что изменяется или подвергается воздействию времени. Всё здесь создаёт
атмосферу философского самоуглубления. Пятнадцать тёмных крупных камней горного происхождения и светлый мелкий гравий – вот основные составляющие этого необычного сада. Камни окружены тёмно-зелёным мхом и расположены группами по 2,3 и 5 на небольшой площадке. Интересно, что с любой точки можно увидеть лишь 14 камней, что придаёт саду элемент загадочности и наглядно воплощает идею непознаваемости мира.
Слайд 28Богата символика японского сада, в которой воплощён основной принцип его создания
– подражая природе
и учась у неё, в малом создавай большое. Главное не количество посаженных растений или архитектурных
элементов, а то, какую именно смысловую нагрузку они будут нести и как воздействовать на человека.
Слайд 29 «Икебана» восходит к японскому языку, это настоящий вид искусства, которым
гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней: «ике», или «икеру» – переводится как «живой»; «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».
Икебана – это искусство составления цветочных композиций и их удачного размещения в пространстве.
Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:
растения, ветки, цветы, плоды, листья, сухая трава, земля, камни, стекло, вода.
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Слайд 30С 9 столетия это искусство распространилось по всей Японии. Стали появляться
школы, всего существует не одна сотня школ икебана.
Подготовила:
учитель МХК – Савичева Н.В.