Слайд 1Слово – педагогический аспект: в свете учений великих просветителей. Традиции русской
педагогики
СЕМИНАР
подготовила педагог дополнительного образования
МБУДО Карачевский Дом детского творчества
Доронина Т.Г.
Слайд 2ПЛАН
1. Что такое СЛОВО?
2. Для чего человеку дан дар СЛОВА?
3. Что
открывает сердце человека?
4. Великая сила СЛОВА.
5. Свойство СЛОВА.
6. Народная мудрость о СЛОВЕ.
7. Разрушительное действие СЛОВА.
8. Виды словесных пороков.
9. Методы борьбы со словесными пороками.
10. Правила борьбы со словесными пороками.
11.Образец речи.
12. Какой должна быть речь учителя?
13.Правила речевого поведения для детей.
14. Литература.
Слайд 3Что такое СЛОВО?
Схиархимандрит Иоанн (Маслов):«Слово, которым владеет человек, есть особый, неоценимый
дар Божий, посредством которого мы выражаем наши мысли о Боге, о человеке, о мире видимом и невидимом. Оно отличает нас от всех прочих земных тварей» (4, с. 161).
Слайд 4Для чего человеку дан дар СЛОВА?
«Язык наш дан, чтобы прославляли Бога
и говорили то, что служит к назиданию, пользе». «Для того ты имеешь язык и уста, чтобы исправлять ближнего». «Уста Бог дал для того, чтобы ты бросал полезные семена, распространял через них благословление и любовь»
(Святитель Иоанн Златоуст).
Слайд 5«Слово дано, чтобы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и
украсить жизнь нашу кротостью»
(Святитель Григорий Богослов).
Слайд 6Происхождение СЛОВА
…в начале было слово и слово было у Бога и
слово стало Бог…
(Евангелие от Иоанна,1, 1).
Слайд 7«Слово – воплощенная мысль» (2, с.24).
«Слово есть слуга ума. Что хочет
ум, то и слово выражает»
(Преподобный Антоний Великий)
Слайд 8Что открывает содержимое сердце человека?
«Слова открывают содержимое сердца: что в сердце
человека имеется, добро или зло, во вне чрез слово проявляется».
(Святитель Тихон Задонский (3, с. 836)).
Слайд 9Великая сила СЛОВА
«Не словом ли угодники Божии совершали чудеса с помощью
благодати Божией? Не словом ли они повелевали природе, укрощали бури, исцеляли болезни, воскрешали мертвых?» (4, с. 161).
(Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)).
Слайд 10Свойство СЛОВА
«Слово… вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему.
Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество… мыслей, чувств и поступков» (4, с. 162).
(Схиархимандрит Иоанн (Маслов)).
Слайд 11Что из этого следует?
Говорю же вам, что за всякое праздное слово,
какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Евангелие от Матфея 12, 36).
Слайд 12Тот в слове стоит твёрдо, кому слово дорого.
Где слова редки, там
они вески.
Давши слово, держись, а не давши — крепись.
Слову верь, а дело проверь.
Иное слово хуже стрелы.
Приветливое слово гнев побеждает.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
От ласкового слова в избе светлее.
От слова спасенье и от слова погибель.
Необдуманное слово в беду заведёт, а обдуманное — из беды выведет.
Слово к ответу, а хлеб — к обеду.
Тайное слово в своих устах держи.
Каждому слову своё место.
За словом в карман не полезет.
Народная мудрость о СЛОВЕ
Слайд 13Разрушительное действие СЛОВА
«Все должны «язык» свой «хранить», так как ничем так
не грешит человек, как языком необузданным. Язык бывает причиной войн и кровопролитий, церковных нестроений, «язык клянет человека; язык злословит отца и матерь; язык учит убийству; язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, хищении, неправде всякой; язык лжет, льстит, обманывает; язык празднословит, буесловит, кощунствует, сквернословит; язык виноватых в суде оправдает и правых обвиняет... Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; словом, ничего язык не оставляет, но на все отрыгает яд, который кроется в сердце человеческом» (3, с. 1177).
(Святитель Тихон Задонский)
Слайд 14Виды словесных пороков
Празднословие и многословие
По мысли отца Иоанна (Маслова), чаще
всего «мы отверзаем свои уста для празднословия и даже буесловия, тем самым наносим великий вред своей душе...».
Слайд 15 Осуждение
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) наставляет: «Мы
часто даже не замечаем, как осуждаем наших ближних, и даже смеемся над их недостатками. Господь дал нам ясную заповедь: «Не судите». Но мы самовольно и дерзко предвосхищаем у Небесного Судии право судить людей, и Господь часто наказывает нас за этот грех» (4, с.163).
Слайд 16 Лесть
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
называет льстивые слова отравляющими душу человека, приводя пример Каина и Авеля: «Слова льстивого человека бывают подобными меду, но дела его по отношению к ближним суть яд, отравляющий не только тело, но и душу. Примером тому, по словам святителя Тихона, служит Каин, который льстиво говорил Авелю одно, а на деле сделал другое. (3, с.130).
льстивые — самые опасные и вредные люди, потому что «знают они, как свою ложь прикрывать. Они языком гладко говорят, а в сердце иначе думают; на языке мед, а на сердце желчь носят; языком хвалят, а сердцем козни сплетают; устнами лобзают, а сердцем продают (3, с. 450).
(Святитель Тихон Задонский)
Слайд 18 Ропот
Человек согрешает
словом…если ропщет на события, с ним в жизни происходящие, так как, по слову святителя Тихона Задонского, всё: и беды, и напасти, — «не без Промысла Божия приключаются». «Ропот усугубляет скорбь» (3, с. 801).
Слайд 19 Сквернословие
«скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное,
противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина… смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное» (В.И. Даль).
Слайд 20 Клевета
Святитель Тихон Задонский сравнивает
клевещущего с убийцей: «Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по писанному: «сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр» (Пс. 56, 5) (3, с. 423).
Слайд 21О том, как трудно исправлять последствия клеветы, схиархимандрит Иоанн (Маслов) говорит
в своей «Проповеди о празднословии»: «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот сказал ему: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди и собери до единой пушинки». На это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей вселенной». На это ответил ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которую ты нанес мне своей клеветой».(4, с.162-163)
Слайд 22Методы борьбы со словесными пороками
«язык укротить без помощи Божией невозможно», поэтому
следует как можно чаще обращаться к Богу с молитвой, чтобы Он «положил хранение устам нашим» (4, с.164).
страх Божий удерживает человека от многих пороков. «Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные, греховные чувства, особенно глаза, уши и язык — двери греха, уводящие свои жертвы, подобно блудному Евангельскому сыну, «на страну далече» (4, с. 112). «Страх Божий, как верный страж, хранит от всякого зла… Страх Божий остерегает, исправляет нас и отвращает от зла» (5, с. 271). Это общее положение, которое важно для педагога в его деятельности. В русской педагогике с раннего детства специально воспитывали страх Божий.
«пост… делает человека умеренным, трезвым, молчаливым и целомудренным. Разум истинно постящегося христианина, подчас незаметно для него самого, становится светлым, способным судить о предметах духовных. Такой человек отчетливо слышит голос своей совести, который постоянно ограждает и удерживает его от нарушений закона Божия управляет его поведением» (5, с. 290).
(Святитель Тихон Задонский).
Слайд 23Правила борьбы со словесными пороками
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учит:
* Прежде всего необходимо рассуждать, а только потом говорить.
* В приступе негодования против другого человека воздерживаться от слов, способных
обидеть человека (5, с. 324).
* Хранить зрение и слух, чтобы не согрешить языком.
* Во избежание клеветы не верить ложным слухам, особенно о начальствующих.
* Во избежание осуждения избегать (6, с.118).
* «Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтобы не вошло в тебя зло».
* «Не кричи и не говори громко и скоро» (Преподобный Антоний Великий).
* «Если услышишь о грехе брата твоего, не рассказывай никому о том; ибо это смерть для тебя» (Преподобный авва Исаия (4, с.126)).
* «Научись не говорить ничего лишнего… Злые болтают языком, не сознавая значения
своих слов, а мудрые связывают уста сознанием» (Святитель Иоанн Златоуст (1,
с.135)).
Слайд 24Образец речи
Из Симфонии схиархимандрита Иоанна (Маслова) по творениям Тахона задонского: «Читая
речи Иисуса Христа, нельзя не поражаться, какой замечательной доступностью для всякого ума, какой неподражаемой теплотой, сердечностью и искренностью, какою естественностью и простотой образов, заимствованных чаще всего из находящейся пред глазами слушателей природы, отличаются все Его речи. В Его устах истины, самые глубокие и возвышенные, разъясненные на общепонятных примерах из природы или обыденной жизни, становятся вполне доступными и понятными даже не развитому научно сознанию простого народа… Очень часто Свои речи Господь облекает в приточные формы. Таким образом, приточная форма речи, с одной стороны, служила покровом, прикрывавшим слабое человеческое сознание от облистания светом Божественного учения, а с другой — она служила и проводником этого света в сознании и сердце слушателя, поскольку то был свет спасительный и потому необходимый каждому человеку» (1, с. 106-107).
Слайд 25Какой должна быть речь учителя?
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) выделяет следующие правила:
По мысли
святого Исидора Пелусиота, речь того, кто учит, «должна быть содержательная, назидательная и в то же время краткая». «Ибо что пользы, – говорит преподобный, – если (речь) истинна, но не кратка – утомляет же слушателей; или кратка, но не ясна, или ясна, но произносится некстати? Если же имеет все совершенства (достоинства), то будет сильна, поразительна, одушевлена, покоряя слушателей истиной, преоборяя кротостью, уловляя ясностью и увенчиваясь благовременностью» (1, с. 218).
Сдержанность: «Воздержание должно проявляться во всех душевных и телесных чувствах человека, и прежде всего выражаться в обуздании языка» (1, с. 289).
Нужно соблюдать в словах «меру и порядок – уметь вовремя молчать и кстати говорить» (святитель Амвросий Медиоланский) (1, с. 192), так как «и полезное, сказанное без меры и без порядка, теряет свою силу» (святитель Григорий Богослов) (1, с. 211).
Не …допускать неуместных шуток (Святитель Амвросий Медиоланский (1, с.193)).
Слайд 26Правила речевого поведения для детей
— говорить только то, что понимаешь, то
есть осознанно. (6, с.138);
— сначала думать, затем говорить. Имея рассуждение прежде всякого слова, ребёнок научится говорить благоразумно и каждое слово, прежде, нежели сказать, будет обдумывать;
— не говорить, пока тебя не спрашивают
– (научить) логике изложения и красноречию.
Богатство языка свидетельствует и о богатстве внутреннего мира человека. Человек с грубой душой и говорит грубо, речь его примитивна. Следовательно, помогая ученикам обогащать свой словарный запас, учитель способствует и обогащению их внутренней жизни.
Слайд 27Литература
Библия. М., 1991.
Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка.
3. Иоанн
(Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001.
4. Порфирий (Левашов), иеромонах. О бессмертии./ журнал «Странник».
5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона
Задонского. М.,1995.
6. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М.,2004.
7. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о
спасении. М., 1995.