Слайд 1Презентация на тему:
«Рыцарство»
Слайд 2Содержание
1.Историческая справка
2.Примеры в искусстве
3.Мои впечатления и размышления
4.Список источников
Слайд 3Историческая справка
Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в
связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.
Слайд 4Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие всадников в Древнем Риме.
Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV—VII веках. Рыцарь в Средневековье играл основополагающую роль. Важнейшими ценностями средневекового рыцаря были служба и преданность своему господину.
Слайд 5Рыцарство было господствующим классом в средневековом обществе. Рыцари были, прежде всего,
прекрасно вооруженными войнами, которые должны были явиться на службу к своему сеньору по первому же его требованию.
Главной ценностью рыцаря была его честь и достоинство. Рыцарь обязан был соблюдать определенные правила. Честь понималась рыцарями не просто как достоинство, но как воинская слава, которая поднимала положение рыцаря в обществе.
Слайд 6Ритуал посвящения.
Каждый рыцарь имел право посвятить любого человека в рыцарство ударом
меча плашмя по плечу, но обряд посвящения - акколаду - старались проводить с большой торжественностью и по установленному ритуалу. Один из старейших рыцарей опоясывал его мечом, что и составляло главную часть церемонии. На следующее утро происходило омовение и облачение в новые одежды, поверх которых надевалась епанча с гербом. В церкви у алтаря посвящаемый произносил молитвы и давал обет, а священник благословлял меч будущего рыцаря. После ответов на установленные вопросы о целях вступления в рыцарство, посвященный получал из рук дам или старших рыцарей свое вооружение.
Слайд 7Окончательно рыцарское посвящение вступало в силу после удара мечом плашмя по
плечу, сопровождавшегося словами посвящающего: "Во имя Божие, Святого Михаила и Святого Георгия делаю тебя рыцарем. Будь благочестив, смел и благороден". Пройдя обряд посвящения, рыцарь становился чьим-либо вассалом, для чего проходил оммаж и в результате инфеодации (наделения землей) вступал во владение фьефом (инфеодация).
Слайд 8Примеры в искусстве
Средние века… таинственные и манящие. Соблазнившие своей колоритностью уже
не одного писателя. Именно им удалось связать функции конкретного ума с осознанием священного, понять место человека в мироздании и тем самым воссоздать ценности на основе прошлых веков.
Слайд 9Романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XII
в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Слайд 10Рыцарский роман — повествовательный жанр европейской средневековой литературы, вид средневековой эпической
поэзии, развившийся одновременно с рыцарством в Англии, Германии и Франции (написан попарно рифмующимся восьмисложником, впервые примененным в англо-нормандских хрониках). Называется также «куртуазный роман». Рыцарский роман в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества. Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы.
Слайд 11Историография
Мысль изложить на народном наречии и вне песенного ритуала, то есть
в некотором роде десакрализованным образом, события коллективного прошлого, идентифицируемые как таковые, возникла у некоторых клириков не ранее середины XII века. В это время при дворах Англии и Западной Франции можно было одновременно услышать чтение анонимного «Романа о Фивах» и «Истории Англов» Джофрея Гаймара. Генрих II Плантагенет примерно в 1175 году повелел Бенуа де Сент-Мору закончить хронику герцогов Нормандских, потому что восхищался его «Романом о Трое»; вряд ли король, отдавая повеление, ощущал различие в конечной цели обоих произведений.
Слайд 12Агиография
Схожи с романом непесенные агиографические повествования, древнейшим примером которых служит рассказ
англо-нормандского клирика Бенедикта о путешествии святого Брендана в загробный мир (ок. 1120 г.). В ряде случаях это сходство приводит к такой неоднозначности, что для удобства исследования агиографический рассказ безоговорочно относят к числу «романов» — как, например, «Вильгельма Английского», атрибутируемого обычно Кретьену де Труа.
Слайд 13Фольклор
При всем разнообразии сюжетных и жанровых истоков рыцарского романа очевидно значение
сказки и сказочности. Материал эпоса и легенды используется романом преимущественно после их сказочной обработки или сказочной интерпретации, которая в какой-то мере коррелирует (но не сводится к ней) и со стихией авантюрности. Во французском куртуазном романе прощупывается прежде всего волшебно-героическая сказка. Сказка взаимодействовала с рыцарским романом очень широко и являлась тем каналом, по которому роман вообще взаимодействовал с фольклором и народной культурой. Собственно мифологические мотивы также в основном проникали в роман через сказку, как волшебную, так и героическую, то есть «богатырскую». Например, через кельтскую богатырскую сказку древнекельтская мифология проникла во французский куртуазный роман и ярко окрасила его рыцарскую фантастику.
Слайд 14Мои впечатления и размышления
Раньше у меня был большой интерес к рыцарям.
Со временем рвение узнать о приключениях и сражениях доблестных рыцарей угасло. Но я был рад вновь окунуться в эпоху средневековья и выбрал данную тему для проекта.
Слайд 15Выполняя этот проект, я узнал некоторые подробности, связанные с рыцарством в
эпоху средневековья.
Я считаю, что данной теме должны уделять больше времени на изучение, так как на уроках истории мы получаем лишь факты и даты событий.
Слайд 16Список источников
Сайты: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыцарский_роман
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыцарь
http://sitekid.ru/istoriya/ritsari.html
http://kommandir.info/fakty.-sobytiya/srednevekov-e-i-rytscarstvo/rytscari-srednevekov-ya.html
http://my-edu.ru/edu_isto/v4_11.html
Все картины были взяты из яндекс картинки.