Презентация, доклад на тему Рукоделие в моем селе. Результаты проектной деятельности группы детей

Содержание

Цели проекта :Изучить самые распространенные виды рукоделия в нашем селе ; Исследовать образцы рукоделия, которые хранятся издавна (или не очень давно) в семьях наших односельчан;Раскрыть особенности художественного языка рукодельных работ на конкретных примерах; Приобщаться к народным

Слайд 1 Творческий проект
«Рукоделие в моём селе»

Выполнили: учащиеся 9 класса:
Чаленко Анастасия
Семенютин

Павел
Волошина Надежда

Руководитель: Симутина В.В.

Творческий проект«Рукоделие в моём селе»Выполнили: учащиеся 9 класса:Чаленко АнастасияСеменютин ПавелВолошина НадеждаРуководитель: Симутина В.В.

Слайд 2Цели проекта :
Изучить самые распространенные виды рукоделия в нашем селе ;


Исследовать образцы рукоделия, которые хранятся издавна (или не очень давно) в семьях наших односельчан;
Раскрыть особенности художественного языка рукодельных работ на конкретных примерах;
Приобщаться к народным традициям;
Учиться ценить предметы искусства, как национальное достояние народа;






Цели проекта :Изучить самые распространенные виды рукоделия в нашем селе ; Исследовать образцы рукоделия, которые хранятся издавна

Слайд 3Из истории рукоделия…
Рукоделие – вещь, искусно выполненная своими руками.
Различные виды

рукоделия являются одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далекого прошлого.

Из истории рукоделия…Рукоделие – вещь, искусно выполненная своими руками. Различные виды рукоделия являются одним из старейших в

Слайд 4Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и

является одним из проявлений национальной культуры. Российские села славятся не только династиями хлеборобов, овощеводов, животноводов…

Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Российские села славятся не только династиями хлеборобов, овощеводов, животноводов…

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

Слайд 5Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается

темами, связанными с современной жизнью. По-прежнему модны и актуальны неповторимые авторские произведения.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью. По-прежнему модны и актуальны неповторимые авторские произведения.

В ходе нашего проекта мы постарались исследовать образцы рукоделия, которые хранятся издавна (или не очень давно) в нашей семье, в семьях наших близких или местных мастериц и попытались раскрыть особенности художественного языка вышивки или вязания крючком на конкретных примерах.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью. По-прежнему

Слайд 6
Приступая к проекту, мы искали ответы на вопросы:
Что такое рукоделие?
Какие виды

рукоделия распространены в нашем селе?
Какими видами рукоделия занимались в семье ? В какое время?
В чем особенность местного народного творчества?
Приступая к проекту, мы искали ответы на вопросы:Что такое рукоделие?Какие виды рукоделия распространены в нашем селе?Какими видами

Слайд 7
В ходе проекта мы беседовали со своими родителями, бабушками, встретились с

известной мастерицей нашего села Петрушенко Екатериной Ивановной, чьи работы неоднократно были представлены на выставках в сельском Доме культуры.
В ходе проекта мы беседовали со своими родителями, бабушками, встретились с известной мастерицей нашего села Петрушенко Екатериной

Слайд 8
Нам удалось собрать для изучения целую коллекцию предметов рукоделия . Среди

них самым распространенным является рушник.
Нам удалось собрать для изучения целую коллекцию предметов рукоделия . Среди них самым распространенным является рушник.

Слайд 9На рушниках вышиваются, в основном растительные мотивы: букеты с розами, нежно

голубыми незабудками, анютиными глазками, ромашками, георгинами, яркими маками, лиловыми колокольчиками, ярко синими васильками. Мелкие цветы собраны в веточки или соцветия. Букеты часто перевязаны ленточкой. Цветовая гамма разнообразна. Цвета яркие, сочные на белом фоне.

На рушниках вышиваются, в основном растительные мотивы: букеты с розами, нежно голубыми незабудками, анютиными глазками, ромашками, георгинами, яркими маками, лиловыми колокольчиками, ярко синими васильками. Мелкие цветы собраны в веточки или соцветия. Букеты часто перевязаны ленточкой. Цветовая гамма разнообразна. Цвета яркие, сочные на белом фоне.

На рушниках вышиваются, в основном растительные мотивы: букеты с розами, нежно голубыми незабудками, анютиными глазками, ромашками, георгинами,

Слайд 10Крупные цветы (розы, маки, колокольчики) так же как и крупные листья

вышиваются в 2-3 цвета, делая рисунок более объемным, «выпуклым». Растительный орнамент расположен букетами на концах полотенец, ориентируясь стеблями к краям полотнища или «дорожками», если это подзор, задник или прямоугольная «дорожка» на диван.

Крупные цветы (розы, маки, колокольчики) так же как и крупные листья вышиваются в 2-3 цвета, делая рисунок более объемным, «выпуклым». Растительный орнамент расположен букетами на концах полотенец, ориентируясь стеблями к краям полотнища или «дорожками», если это подзор, задник или прямоугольная «дорожка» на диван.

Крупные цветы (розы, маки, колокольчики) так же как и крупные листья вышиваются в 2-3 цвета, делая рисунок

Слайд 11В композиционном центре всегда расположены самые крупные цветы, а вокруг веточки

с более мелкими цветами и бутонами. Часто цветочные композиции дополняют «усики » или «колоски». Стилизованные вазы или корзины представлены в цветочных композициях в виде «сеток или решеток».

В композиционном центре всегда расположены самые крупные цветы, а вокруг веточки с более мелкими цветами и бутонами. Часто цветочные композиции дополняют «усики » или «колоски». Стилизованные вазы или корзины представлены в цветочных композициях в виде «сеток или решеток».

В композиционном центре всегда расположены самые крупные цветы, а вокруг веточки с более мелкими цветами и бутонами.

Слайд 12Изучая образцы местного народного творчества, мы пытались сравнить их с традиционными

известными вышивками, нашли явные отличия, (в чем и состоит уникальность местного творчества) и выделили особенности:

Изучая образцы местного народного творчества, мы пытались сравнить их с традиционными известными вышивками, нашли явные отличия, (в чем и состоит уникальность местного творчества) и выделили особенности:

Изучая образцы местного народного творчества, мы пытались сравнить их с традиционными известными вышивками, нашли явные отличия, (в

Слайд 13Художественные особенности местного творчества
Сюжеты вышивок близки по содержанию, очень схожи по

композиционному построению, но нам не встретилось и пары одинаковых полотенец. Они все различаются по цвету, по размерам и по композиции.
Большинство полотенец выполнено гладью, вышивка крестом встречается очень редко. На наш взгляд, это объясняется тем, что рисунок для глади легко переносить на ткань, изменять, дополнять. Этот способ вышивки позволяет, используя один исходный линейный рисунок, получить множество композиций, меняя цветовое наполнение и дополняя узор несложными элементами.
Для глади не требуется специальная ткань – канва (как для счетной вышивки). Можно использовать недорогую белую ткань.
Гладью вышивать быстрее.
И ещё, на наш взгляд, одна из причин. При вышивании гладью не требуется такого пристального внимания и сосредоточенности, как при вышивке «крестиками». Ведь крестики постоянно нужно считать. Ошибёшься – нарушится симметрия. А вышивка гладью требует лишь плотного заполнения поля стежками. Таким образом, в кругу семьи или подруг за вышивкой можно попеть или поговорить.
Художественные особенности местного творчестваСюжеты вышивок близки по содержанию, очень схожи по композиционному построению, но нам не встретилось

Слайд 14 В нашей коллекции нашлось полотенце, выполненное «крестом», богато орнаментированное. С

тонким вкусом и щедрой фантазией выполнено оно, без всякого сомнения, для молодоженов. Ведь пара лебедей или голубей – это символ любви, верности, счастья. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

В нашей коллекции нашлось полотенце, выполненное «крестом», богато орнаментированное. С тонким вкусом и щедрой фантазией выполнено оно, без всякого сомнения, для молодоженов. Ведь пара лебедей или голубей – это символ любви, верности, счастья. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

В нашей коллекции нашлось полотенце, выполненное «крестом», богато орнаментированное. С тонким вкусом и щедрой фантазией выполнено

Слайд 15Птицы часто встречаются в различных вышивках, например, северных, где они очень

декоративны, условны, не похожи на своих природных собратьев.
Мы обнаружили, что «наши голуби» реалистичны, живописны, часто с распахнутыми крыльями, выполненные в светлых, радостных тонах.

Птицы часто встречаются в различных вышивках, например, северных, где они очень декоративны, условны, не похожи на своих природных собратьев.
Мы обнаружили, что «наши голуби» реалистичны, живописны, часто с распахнутыми крыльями, выполненные в светлых, радостных тонах.


Птицы часто встречаются в различных вышивках, например, северных, где они очень декоративны, условны, не похожи на своих

Слайд 16
Законченным полотенце считалось тогда, когда по краям пришивали кружева, связанные крючком.

Кружевоплетение на коклюшках никогда не встречалось в нашем селе, а вот крючок и незатейливый орнамент из «столбиков» - это под силу каждой мастерице, приложи лишь старание

Законченным полотенце считалось тогда, когда по краям пришивали кружева, связанные крючком. Кружевоплетение на коклюшках никогда не встречалось

Слайд 17Кружева на наших рушниках почти всегда зубчатые, заполненные ромбами, зигзагами, реже

лентой из цветов.

Кружева на наших рушниках почти всегда зубчатые, заполненные ромбами, зигзагами, реже лентой из цветов.

Кружева на наших рушниках почти всегда зубчатые, заполненные ромбами, зигзагами, реже лентой из цветов.Кружева на наших рушниках

Слайд 18Иногда вязаные элементы вставляли в прорезные «окошечки» на ткани, получался необыкновенно

нежный, «легкий» край полотна.

Иногда вязаные элементы вставляли в прорезные «окошечки» на ткани, получался необыкновенно нежный, «легкий» край полотна.

Иногда в семье было добровольное распределение труда: одна дочь больше любила вышивать, у другой белоснежные кружева плелись, как морозные узоры. В итоге совместного творчества рождались не только рушники, но и подзоры, задники для кроватей, скатерти с салфетками, комплекты занавесок и нарядные подушки-думочки.

Иногда вязаные элементы вставляли в прорезные «окошечки» на ткани, получался необыкновенно нежный, «легкий» край полотна.Иногда вязаные элементы

Слайд 19В гостях у Петрушенко Екатерины Ивановны
В низенькой светелке с створчатым

окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам - укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашенные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
В гостях у Петрушенко  Екатерины Ивановны В низенькой светелке с створчатым окномСветится лампадка в сумраке ночном:Слабый

Слайд 20
Её небольшая низенькая изба с белеными стенами приютила не только свою

хозяйку и её нехитрый скарб, но и главное рукотворное богатство – её вышивки. Они окружают нас со всех сторон: на диване – подушки-думочки с цветами, фруктами, голубями, даже белочку с орехами хозяйка разместила на белую подушку.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.

Её небольшая низенькая изба с белеными стенами приютила не только свою хозяйку и её нехитрый скарб, но

Слайд 21
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как огонь, как энергия солнца, способная дать жизнь всему живому. А кто не вникал в сложную философию цвета, просто считал, что красный цвет – значит красивый. Вот почему в каждом рисунке хозяйки красный цвет.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как

Слайд 22На столе Екатерины Ивановны – вышитая скатерть, на стенах – сюжетные

картинки, на кровати – вышитое покрывало, в кресле – накидка. Немало рушников вышили её ловкие руки для икон, для свадеб и просто в подарок друзьям и близким людям. Даже шторы в дверном проеме – работа её искусных рук.

На столе Екатерины Ивановны – вышитая скатерть, на стенах – сюжетные картинки, на кровати – вышитое покрывало, в кресле – накидка. Немало рушников вышили её ловкие руки для икон, для свадеб и просто в подарок друзьям и близким людям. Даже шторы в дверном проеме – работа её искусных рук.

На столе Екатерины Ивановны – вышитая скатерть, на стенах – сюжетные картинки, на кровати – вышитое покрывало,

Слайд 23
Сколько же духовных сил у этой хрупкой женщины! Пережить войну, выстоять

голод, лишения, вырастить сына и всю жизнь творить прекрасное, рисуя иголкой с нитками, словно карандашами.
Теперь, оставаясь одна в избе, она не одинока. От её незатейливых картин исходит тепло и доброта.

Сколько же духовных сил у этой хрупкой женщины! Пережить войну, выстоять голод, лишения, вырастить сына и всю

Слайд 24Вывод:
Так в чем же секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении

многих веков женщины занимаются рукоделием?
Прикоснувшись к народному творчеству, мы обратили внимание на выразительный язык вышивки, а так же на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив. Мы отметили дивное многоцветье орнамента. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, синих рек и поместил на белоснежную ткань.
Всё в местном рукоделии напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
Вывод:Так в чем же секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины занимаются рукоделием?	Прикоснувшись к

Слайд 25Используемая литература:
В данной работе использовано минимальное количество литературы, так как

основная часть работы – это изучение подлинников, описания наблюдений и обобщения.
Рассматривались книги, альбомы с целью ознакомления с особенностями рукоделия в разных местах России.
А.М.Гукасова, Рукоделие в начальных классах, М., «Просвещение»,1984 год.
Во время проекта использованы работы Чаленко Екатерины, Костыриной Елизаветы, Кривошей Евдокии, Супруненко Марии Ефимовны, Макаренко Марфы, Сосуновой Надежды Стефановны, Домашиной Екатерины Стефановны, Недбаевой Анны Стефановны, Петрушенко Екатерины Ивановны.
Используемая литература: В данной работе использовано минимальное количество литературы, так как основная часть работы – это изучение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть