Слайд 1Романтизм в Англии. Прерафаэлиты
Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а.
Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Слайд 2Предшественник английского романтизма
Предшественником английского романтизма стал Генри Фюзели (Henry Fuseli, 1721–1825),
которого называют первым из двух одиноких визионеров, вторым был его друг и последователь Уильям Блейк.
Генри Фюзели уже в конце XVIII века предсказал многие темы и идеи, характерные для романтического мировоззрения. Например, его серия из четырех картин «Ночной кошмар», которая стала новым словом в английской живописи, над которой царствовал классицизм.
Слайд 3 Уильям Блейк (1757—1827)
Именно рисунки Фюзели особенно высоко ценили современники. Но в
целом успех его искусства был ограниченным, многим оно казалось странным и непонятным, но только не его близкому другу и последователю Уильяму Блейку. Фюзели в значительной степени определил его творческий путь, морально и материально помогая ему на протяжении всей жизни.
Великий английский романтик Уильям Блейк — поэт, гравер, живописец. Он прожил жизнь в неизвестности и крайней бедности, сам гравировал и печатал свои поэтические произведения в технике офорта.
Стилистический язык Блейка, его гибкий графизм, его уникальные композиционно-пространственные структуры, динамичные, «растущие», уподобленные органическим орнаментальные формы стали прообразом стилистики модерна.
В искусстве своей эпохи эзотеричное творчество Блейка, как и его друга Фюзели, остается одиноким явлением.
Слайд 4Прерафаэлиты – P.R.B.
(The Pre-Raphaelite Brotherhood)
С романтизмом тесно связано творчество английских
прерафаэлитов.
Прерафаэлиты — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Кредо живописи прерафаэлитов таится в многозначительных взглядах, сдержанных жестах, точно угаданном настроении каждого персонажа.
Слайд 5Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи
раннего Возрождения,
т. е. художниками «до Рафаэля» и Микеланджело:
Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.
Фра Анжелико
«Благовещение»
Пьетро Перуджино
«Мадонна на троне с младенцем и двумя святыми»
Джованни Беллини
«Преображение»
Слайд 6Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес и Данте Габриел Россетти —
три молодых ученика Королевской академии в 1848 г. случайно обнаружили несколько гравюр с фрески Кампо Санто в Пизе. При всем восторге перед полнотой жизни и глубиной настроения они, тем не менее, пришли к мнению, что искусство отражало действительность только до конца XV в. или, вернее, до 1508 г., когда Рафаэль уехал из Флоренции и начал работать в Ватикане. С тех пор, по мнению этих художников, искусство избрало путь условности и в течение последующих веков делалось все более бессодержательным благодаря повторению одних и тех же канонов. Этой реакцией против бездарных подражателей Рафаэля объясняется принятое тройкой английских деятелей искусства наименование
Прерафаэлиты
«Братство прерафаэлитов». Будучи романтиками, прерафаэлиты обращались к старинным легендам, рыцарскому эпосу, творчеству Данте и Шекспира.
Слайд 7Прерафаэлиты
Объединение возникло в 1848 г. Здесь было решено создать новое художественное
общество, участники которого отказывались от канонов Высокого Возрождения как безусловного образца для подражания, принятого в Королевской академии. Отныне их ориентир — Средневековье и Раннее Возрождение.
Прерафаэлиты мечтали вернуть в искусство «священный огонь» и незамутненный условностями взгляд на мир, писать просто, без правил и теории — так, как это делали художники треченто (XIV век) и кватроченто (XV век).
В технике это выражалось в использовании чистого цвета и отказе от подмалевка — полупрозрачные краски наносили на сырой белый грунт.
Прерафаэлиты считали, что картины нужно писать исключительно с натуры, а максимальную достоверность изображаемого возводили в абсолют, тщательно прорисовывая мельчайшие детали.
Слайд 8Уильям Моррис
Артур Хьюз. Автопортрет
Уолтер Крейн. Автопортрет
Джон Уильям Уотерхаус.
Д. Г. Россетти. Автопортрет
У.
Х. Хант. Автопортрет
Д. Э. Миллес. Автопортрет
Ф. М. Браун. Автопортрет
Эдвард Бёрн-Джонс
Самыми видными членами прерафаэлитского движения были
поэт и живописец Данте Габриэль Россетти,
живописцы Уильям Холман Хант,
Джон Эверетт Миллес,
Форд Мэдокс Браун,
Эдвард Бёрн-Джонс,
Уильям Моррис,
Артур Хьюз,
Уолтер Крейн,
Джон Уильям Уотерхаус.
Слайд 9Тематика картин
Евангельские сюжеты
Общественное неравенство, эмиграция, приниженное положение женщины
Пейзаж
Женские образы : душевная
чистота, трагическая любовь, недостижимая девушка.
Слайд 10Поначалу работы прерафаэлитов принимали довольно тепло, однако вскоре обрушилась суровая критика
и насмешки. Стремясь к возрождению «наивной религиозности» средневекового и раннеренессансного искусства, прерафаэлиты часто обращались к сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
В самый разгар нещадной критики работ прерафаэлитов, у молодых художников неожиданно появился сторонник и защитник. Весомый, значительный, уважаемый. Джон Рёскин (1819-1900). Его авторитет в художественной среде был неоспорим.
«Утверждалось, что они не владеют перспективой, и эта критика исходила от людей, которые понимали в перспективе не больше, чем в астрологии. Утверждалось, что они грешат против настоящей правды, и это мнение было выдвинуто критиками, которые никогда не нарисовали с натуры ни листочка, ни цветка.
Труд, затраченный на эти произведения… Верность своего рода правде… Уже… достаточны для того, чтобы поставить их над обычным презрением», - писал Рёскин.
Слайд 11Благовещение
Портрет Элизабет Сиддал
Данте Габриэль Россетти (1828-1882)
Главой прерафаэлитов стал 18-летний Данте Габриэль Россетти, художник, поэт
и музыкант. В семье его родителей царил культ Данте (в честь которого сын получил свое имя).
Россетти перевел на английский «Новую жизнь» Данте, иллюстрировал поэму и часто обращался к ней.
Постоянными моделями ему служили рано умершая жена, а также супруга его друга Уильяма Морриса. Россетти возвысил эти женские облики до идеала.
Беатриче благословенная
«Миссис Уильям Моррис»
Слайд 12Прерафаэлиты
Светлана Леснова
Викторианский авангард,-
Баллады, саги и поэмы,-
«До» Рафаэля – шаг назад -
Прорывом
в будущее время,
Открыл для жизни новый стиль,-
Загадочной и томной девы,
Подобной Еве и Лилит,
В одном флаконе современном;
Вписав в название картин
Стихи Шекспира и Россетти,
К природе женской обратил
Пути художников-поэтов.
Леди Лилит. Данте Габриэль Россетти.
Слайд 13Хант. Валентин спасает Сильвию от Протея
Козел отпущения
Хант. Клаудио и Изабелла. (1853)
Уильям
Холмен Хант (1827—1910)
Уильям Холмен Хант в своем творчестве воплощал заветы знаменитого критика Джона Рескина, считавшего, что правда достигается не широтой кисти, а крайней точностью в передаче характерных подробностей. Формацию почвы и облаков художник должен изучить с точностью геолога. Чтобы написать Св. Иосифа или Марию, полагал Рескин, нужно изучить по Библии как можно тщательнее их характеры, найти подходящих натурщиков и совершенно точно писать с натуры, не позволяя себе ни изменить, ни обобщить чего-либо в ней. Для максимальной достоверности при передаче характера местности Хант в 1854 г. отправился в Палестину, чтобы начать писать библейские картины. Он провел на Святой земле несколько лет, изучая строение почвы, архитектуру, народ, и старался воспроизводить библейские события с полной археологической точностью.
Слайд 14Джон Эверетт Миллес (1826—1896)
Джон Эверетт Миллес впервые обратил на себя внимание картиной «Иисус
в родительском доме», выставленной в 1850 г. и произведшей шум из-за усугубленной реалистичности деталей.
Слайд 15Тщательность в воспроизведении подробностей пейзажа, быта отличала и последующее творчество Миллеса.
Так, работая над картиной «Офелия» на сюжет «Гамлета» Шекспира, художник потратил массу времени на точное воспроизведение ручья и нависающей над ним растительности. Миллес заставил натурщицу, позирующую для Офелии, лежать одетой в наполненной водой ванной в течение 10 часов.
Слайд 16Второй период братства. У.М. Россетти и Э. Берн-Джонс
Новый этап в движении прерафаэлитов начался
со знакомства Россетти с двумя студентами Оксфордского университета – Уильямом Моррисом и Эдуардом Берн-Джонсом.
Уильям Моррис
Эдвард Бёрн-Джонс
Слайд 17Эдвард Бёрн-Джонс (1833—1898)
Эдвард Бёрн-Джонс с одинаковым мастерством создавал картины на темы античности и
Средневековья. В Оксфордском колледже Бёрн-Джонс встретился с Уильямом Моррисом, будущим знаменитым живописцем, поэтом, архитектором, романистом, графиком, дизайнером. Бёрн-Джонс намеревался стать священником, однако под воздействием Морриса решил вместо этого посвятить свою жизнь искусству. В 1861 г. художник поехал в Италию, а по возвращении помогал Моррису в создании его художественно-промышленных мастерских, для которых выполнил множество эскизов для витражей, керамики, гобеленов.
В последние годы жизни Берн-Джонс также обратился к легендам об Артуре. Самой важной картиной художник считал «Последний сон короля Артура в Аваллоне» (1898 г.). Аваллоном в кельтской мифологии называют «остров блаженных», потусторонний мир, чаще всего помещавшийся на далеких «западных островах». По преданию, на Аваллон был перенесен смертельно раненный в сражении Артур. Берн-джонсовское полотно так и осталось незаконченным.
В конце жизни Бёрн-Джонс удостоился рыцарского звания.
"Благовещенье" 1876-1879
«Последний сон короля Артура в Аваллоне» (1898 г.)
Слайд 18Уильям Моррис (1834-1896)
Уильям Моррис английский художник, теоретик искусства, дизайнер по ткани
и мебели, оформитель книг, разработчик типографских шрифтов, писатель, общественный деятель - стоял у истоков концепции синтеза - ключевого понятия нового искусства. Родился в Уолтемстоу, Эссекс, в семье богатого буржуа. Учился в Оксфордском университете (1853-1856 гг.). Жена Морриса - Джейн Бёрден - впоследствии стала возлюбленной и музой Д. Россетти. С 1856 г. работал в архитектурной мастерской Дж. Стрита в Лондоне. В 1857-1862 гг. обратился к живописи. В 1861-1862 гг. организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок).
Творчество Морриса и его соратников, рядом черт предвосхитившее стиль "модерн", способствовало подъёму декоративно-прикладного искусства в Англии и заложило основы художественного конструирования.
Слайд 19Картины прерафаэлитов насыщены мистическими аллюзиями, а краски символизируют тончайшие настроения и
чувства.
Прерафаэлиты повлияли на формирование эстетики модерна рубежа XIX–XX в.
Движение прерафаэлитов фактически пережило себя — оно продолжало влиять на развитие британского искусства даже после Первой мировой войны, но уже не отражало ни вкусов, ни убеждений изменившегося общества.
Слайд 20Вопросы для повторения
В чем таится кредо живописи прерафаэлитов?
Что должно было обозначать
название «прерафаэлиты»?
Когда возникло объединение прерафаэлитов?
Что было их ориентиром?
в многозначительных взглядах, сдержанных жестах, точно угаданном настроении каждого персонажа
Духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, т. е. художниками «до Рафаэля» и Микеланджело
в 1848 г.
Средневековье
и Раннее Возрождение
Слайд 21О чем мечтали прерафаэлиты?
Как это выражалось в живописной технике?
Какова была
тематика картин прерафаэлитов?
Кто поддержал прерафаэлитов вопреки суровой критики и насмешек?
Кто был главой «Прерафаэлитов»?
писать просто, без правил и теории
в использовании чистого цвета и отказе от подмалевка — полупрозрачные краски наносили на сырой белый грунт
Евангельские сюжеты; общественное неравенство, эмиграция, приниженное положение женщины; пейзаж; женские образы: душевная чистота, трагическая любовь, недостижимая девушка
Джон Рёскин
Данте Габриэль Россетти
Слайд 22Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Прерафаэлиты
https://otvet.mail.ru/question/84731569
https://8-poster.ru/onenews/222/
http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post323788013/
http://www.liveinternet.ru/users/4798140/post390183068#