Слайд 1
«Роль агиографических произведений
в формировании
духовно-нравственных качеств школьников»
(на примере кружка «Святые заступники Руси»)
Работу выполнили:
Учитель русского языка и литературы
муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 65
Красноармейского района г. Волгограда
Дорошенко Е.Ю.
Учитель немецкого языка
муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 65
Красноармейского района г. Волгограда
Велибекова Н.М.
?
Слайд 2Основой семейного чтения и воспитания на Руси всегда была житийная литература.
В результате обращения к житиям святых усваиваются такие христианские ценности, как Семья, Верность, Любовь к Богу и ближнему.
Слайд 3С жанром жития и жизнью отдельных святых обучающиеся знакомятся в основной
школе на уроках литературы, истории и во время конкурсов и праздников после уроков.
Старшеклассники в последнее время стали проявлять повышенный интерес к проблемам православия и фактам жизни святых.
Это подтолкнуло нас к созданию программы кружка «Святые заступники Руси».
Слайд 4Цель программы нашего кружка – способствовать формированию духовно-нравственного облика учащихся
на основе более глубокого знакомства с жизнью российских святых, историей России и культурным наследием Родины.
Слайд 6Данный кружок способствует возрождению традиции воспитания русского народа личным примером
–
на примере жизни святых России.
Слайд 10На занятиях кружка школьники узнают о правилах канонизации и иерархии ликов
святости в православии, проследят трансформацию агиографического жанра, познакомятся с наиболее почитаемыми святыми и святыми, канонизированными после 1992 года.
Слайд 11Программа предполагает через знакомство с житиями святых знакомство с архитектурными памятниками
в их честь,
иконами и живописными полотнами.
Слайд 12Занятие «Психология и философия болезни. Святые целители» позволит по-другому посмотреть на
причины наших болезней, познакомит со святыми целителями и молитвами, с которыми к ним нужно обращаться.
Слайд 13Изучение раздела «Заступники земли русской» позволит увидеть на примере жития Александра
Невского влияние личного мужества отдельного человека на судьбы страны и народа.
Духовное возрождение земли Русской ребята смогут наблюдать через молитвенный подвиг Сергия Радонежского.
Слайд 14Знакомство с жизнью святого блаженного Василия поможет ответить на вопросы: Кто
такой Христа ради юродивый: глупый, безумный или мудрый? Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми?
Слайд 15О целомудрии, чистоте души, украшениях и одеяниях женщины, традициях семейной жизни
на Руси школьники будут говорить при знакомстве с женами, общецерковно канонизированными и прославленными.
Слайд 16Живое русское слово позволяет понаблюдать
за языковыми процессами,
поразиться меткости и
выразительности употребляемой лексики.
Слайд 17Занятия предполагают обращение к различным видам и жанрам монологических высказываний, организацию
речевой деятельности в процессе диалогического общения, создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи на деятельностной основе.
Слайд 18Задания развивающего и творческого характера формируют у обучающихся личностное отношение
к
рассматриваемому материалу.
Слайд 19После знакомства с житием Василия Блаженного можно поразмышлять над значениями слова
«блаженный» и смыслом фразы: «Блаженны нищие духом.. », попытаться объяснить, почему современному человеку часто непонятно поведение святых людей.
Слайд 20Порассуждав о святой венценосной семье Романовых, школьники легко закончат предложения: «Семья
- это...», «Любить родителей - значит...», «Семья нужна человеку для того, чтобы...», «Человека называют добрым, когда...», «Милосердие - это...», «Жертвенная любовь проявляется в...» и др.
Слайд 21Одно из последних заданий – эссе, стихотворения, рисунки и т.п. на
тему «Святые - путеводные звезды человечества»
Слайд 22При знакомстве с житийными текстами важно, чтобы ученики видели общую концепцию
христианства.
Нельзя рассматривать отдельное произведение только как иллюстрацию нравственного поведения.
Вне общего представления о христианском учении, ценностях христианства невозможно понять и оценить глубинный смысл и красоту житийной литературы.
Слайд 23Практически каждое занятие содержит в себе музыкальный компонент (слушание тематических духовных
песнопений и размышление над их содержанием).
Слайд 24Одним из неотъемлемых направлений в работе с обучающимися, посещающими кружок, является
организация общешкольных праздников, передача накопленных знаний другим школьникам.
Слайд 25Ожидаемые образовательные результаты
Слайд 26Встреча с агиографическими произведениями должна быть праздником для школьника, обретением Тайны
и Истины о Прошлом, тогда, оставшись наедине с собой, он, возможно, захочет узнать что-то дополнительно о тех, на ком Русь держится.