Слайд 1«Лось как вековой символ материнства, мужества, источник жизни древних народов».
Путешествие вглубь
веков. Человек и лось.
ГБОУ Гимназия г.Москвы №1798 «Феникс».
Работу выполнил коллектив учеников 6 -16 лет.
Преподаватель Чистая Оксана Игоревна.
Слайд 3Цели и задачи путешествия:
1познавательные (Экскурсия на лосиную биостанцию)
Активизация деятельности самостоятельного познания
мира
Определение взаимозависимости природа – человек
Развитие представлений об окружающем мире
Получение знаний об особенностях, повадках, среде обитания, поведении лосей
2художественные
Знакомство с творчеством художников анималистического жанра.
Размышление о роли художника-анималиста
Создание художественно – выразительных рисунков и анималистических задач.
3образовательные
Знакомство с историческим наследием.
Загадки первобытных рисунков, мифология первых людей.
Слайд 7Значимость лосей
Лось является не только украшением леса, он приносит много пользы
людям.
Научно-медицинская
Лосиное молоко уникально по своему составу. В нем в несколько раз больше чем в коровьем молоке цинка, меди, марганца, кобальта, молибдена, хрома и других элементов. Богато лосиное молоко аминокислотами. Оно имеет высокие бактерицидные свойства.
Лосиное молоко нормализует двигательную и секреторную функции желудка, способствует лучшему процессу регенерации поврежденных стенок желудка, обладает анаболическим действием, защищает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта от токсического повреждения противоопухолевыми препаратами, способствует нормализации нарушенного клеточного и гуморального иммунитета. Лосиное молоко используется для лечения больных язвенной болезнью желудка. Эстетическая
Посещение биостанции или питомника оказывает мощное психологическое воздействие, снимает стрессы, вызывает радость, прививает любовь к природе.
Задачи по сохранению лосей
Сохранение экологического равновесия среды обитания лося.
Систематическое проведение биотехнических мероприятий, режимных и учетных работ в целях создания благоприятных условий сохранения, восстановления и воспроизводства лосей.
Разработка и внедрение научных методов по снижению антропогенного воздействия — и от браконьеров и от хозяйственной деятельности человека.
Формирование отношения к животному миру как бесценному достоянию человечества, которое нужно сберечь для последующих поколений.
Слайд 8Художественный образ лося
Алексей Никанорович Комаров
показывает лосей в трепещущих на ветру
осинниках, в снежных завалах зимней тайги, среди прозрачных разливов весеннего половодья. Для Комарова лось является воплощением гармонического совершенства природы. Он любуется его величавым силуэтом, узором ветвистых рогов, легким ритмичным бегом....
Слайд 9Георгий Евлампиевич Никольский
величайший анималист и гениальный график, художник особого дара, он
был не только изобразителем животных — это был также знаток природы вообще, во всех её проявлениях, был превосходным пейзажистом, проникновенным и тонким, иллюстрировал рассказы М. Пришвина, В. Чаплиной, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, В. Бианки, Б. Заходера
Слайд 10Борис (Исай) Яковлевич Воробьев
скульптор-анималист.
Памятник «Лось» установленный в Мончегорске выполнен в лучших
традициях анималистического искусства. Воробьев всегда конкретен. Его животные индивидуальны и поэтому характерны. Но у них, во-первых, совсем не человеческий характер, а именно характер животного, проявляющийся в повадках и внешнем облике, а во-вторых, создается впечатление, что Воробьев лепил не какого-то зверя вообще, но конкретного, хорошо ему знакомого, живущего тут же, рядом, и, наверное, запросто приходившего к Воробьеву на сеансы.
Слайд 11Путешествие вглубь веков. Человек и лось.
Памятник «Золотой Шории» в Алтайском крае,
автор Даши Немдаков.
По шорским поверьям именно лось — защитник всех обитателей тайги и гор.
Слайд 12Хоть до неба сотни верст.
Великан сей был силен,
Кем же был он
сотворен?
Словно травы, гнул осины
И кедровые вершины.
Прогибались пред ним пихты
И сосновые реликты.
Удалялся богатырь,
Как легенда или быль.
Тут окликнула я тихо:
«Ты ли это Мать-Лосиха!?»
Враз оборвалась шумиха,
Тая эхом: «Ти — хо, ти — хо…»
И меня коснулся взгляд,
Словно молнии разряд…
Заклубился вмиг туман,
В нем исчез лесной титан.
Мать-Лосиха – есть природа,
Мать всего людского рода.
Забываем год от года,
Что такое Мать-природа.
Не будите, люди, лихо,
Где – то ходит Мать-Лосиха!
8.07.2010г.
Как-то летним ясным днем
По тайге я шла пешком.
Солнце плыло в вышине,
В безмятежной тишине,
А вокруг леса и горы.
Волновалась, словно море:
Горношорская тайга.
Не видны в ней берега!
Вверх, пошла к седой вершине,
А с вершины, вниз к долине,
Где безвестною тропой
Зверь спешит на водопой…
Слышу шум… Что же стряслось?
Вижу: чудо! Дикий лось!
Имя шорское Пулан,
У него высокий сан.
Ростом с гору древний лось,
Шерстью, мхами весь оброс.
Он гигантскими шагами
Землю отмерял ногами.
Голова его с ушами
Была между облаками
И касалась даже звезд,
Пулан-эне (Мать-лосиха) Шорская поэтесса Татьяна Тудегешева
Слайд 13Павел Николаевич Рябов
Копии писаниц Забайкалья
Слайд 14Согласно эвенкийской легенде, однажды небесный лось похитил у людей солнце, и
на земле наступила ночь. Охотник Мани, преследуя лося, поднялся на небо и вернул солнце людям. Участники этой космической охоты превратились в звезды: Мани, его собаки и лось — это Большая Медведица, а лыжный след Мани — Млечный путь.
Слайд 15Структура вселенной
В космологии народов Сибири общераспространенным было членение вселенной по вертикали
на три мира — верхний (небесный), средний (наземный и водный) и нижний (подземный). В свою очередь, эти миры состояли из нескольких ярусов. Так, в мифах ненцев и селькупов небо разделено на семь ярусов, а подземный мир — на семь слоев льда. По представлениям алтайцев, верхний мир от нижнего отделяли три слоя земли.
Кроме этого, существовало и горизонтальное членение мира — на четыре стороны света. Эти членения вселенной не были независимы друг от друга, а образующиеся сегменты мироздания совпадали: нижний мир ассоциировался с севером и западом, а верхний — с югом и востоком
Слайд 16
Образ Лося в детских рисунках
Художники помогают увидеть красоту природы и животных.
Я хочу, чтобы звери чувствовали себя в лесу спокойно. Это их дом.
Слайд 17Животные и природа – одно целое.
Слайд 18Знакомство с творчеством художников-анималистов помогло мне по-новому взглянуть на то, как
можно изображать зверей и птиц. Я поняла, что важно самому наблюдать за животными, чтобы понять их природу и характер. Лосей можно увидеть, съездив на лосиную биостанцию в Лосином острове.
Слайд 19Меня поразил рассказ о лосенке Веры Чаплиной «Малыш». Дикие животные тоже
могут быть преданными и верными, они тоже страдают от разлуки. А после поездки к лосятам на биостанцию я сам полюбил лосей.
Слайд 20На протяжении веков тунгусские и уральские народы обожествляли это величественное, сильное,
мудрое животное. Лось давал людям все, что им требовалось для жизни.
Слайд 21Я изобразила царственного лося и его семью. Удивительно, как из маленького,
смешного, рыжего, длинноногого лосенка может вырасти величественный царь леса, с рогами как корона.
Слайд 22Первобытные рисунки лосей переданы с величайшей точностью, с соблюдением пропорций и
особенностей строения тела. Также древний мастер смог с художественной точностью передать повадки и особенности поведения животного. Он умело подчеркивал основные черты, опуская маловажные детали, приближался к передаче внутреннего состояния зверя.
Слайд 23Лось для первых людей был источником жизни: мясо – еда, шкура
– одежда. Человек верил, что нарисовать зверя, значит, овладеть им. Это было колдовство. Я нарисовала не чтобы убить, а чтобы создать прекрасный образ – Лось переходит на закате вброд реку.
Слайд 24Человек научился рисовать раньше, чем писать. Раньше, чем свой дом, себя,
человек стал рисовать зверя. От зверя зависела вся жизнь человека. Первые художники – это анималисты. На реках Забайкалья и Урала встречаются камни с древними рисунками. Это первобытная поэма на камнях о лосях.
Слайд 25
Мы все дальше уходим от природы, а первобытный человек остро чувствовал
окружающий мир и зверей. В первобытных рисунках лося меня удивило, как смело и просто передан облик лося, его чувства, боль, радость. Изучение этого наследия помогает нам лучше понять мир природы. Я нарисовал довольного лося.
Слайд 26Анималистические загадки
Загадка. Рубан Ульяна 10лет:
Животное травоядное, огромное и опрятное.
Если хищник
где – ищет спасенья в воде.
Слайд 28Загадка. Оборотова Ульяна 10лет:
Слайд 30Загадка. Акопян Артем 16лет:
Звездное небо всегда давало пищу для человеческой мысли
и фантазии. Чего только не увидишь среди звезд? Самые разнообразные создания и сюжеты выстраивал человек, глядя в космическую даль: то дракон, то кентарв, но главное созвездие одно, и разные народы его трактовали по-разному. Есть 2 трактовки, символизирующие царей лесных зверей, сильных животных и любящих матерей. О каком созвездии рассказывает миф эвенков о Небесном лосе, похитившем солнце у людей?
Слайд 31Ответ:
Созвездие Большой Медведицы (Большого Лося)
Слайд 32Загадка. Перепечин Андрей 6лет:
Лось большое животное, важное для людей, поэтому о
нем сложили интересные мифы древние люди. Какого лося видно только на небе?
Ответ: Созвездие Большого лося.
Слайд 33Загадка. Богданова Софья 7лет:
Кто-то по лесу гуляет и грибочки все съедает.
Очень
любит он поспать и, конечно, погулять.
Уши могут все услышать, по ветру он держит нос.
Его можно нам увидеть, кто же это- это…
Ответ: Лось
Слайд 34Спасибо за внимание
Считается, чем крупнее животное, тем оно мудрее. Мудрый Лось
– образ, хранящий красоту природы и культурное наследие предков.
Участие в проекте послужило поводом задуматься о роли и значении животного в нашей жизни, поднять исторические источники, художественное наследие и подарило незабываемые минуты доброты, которые мы получили во время пребывания у лосят.